Смекни!
smekni.com

Эволюция управленческой мысли в России (стр. 2 из 7)

Переход такого большого количества предприятий в общественную собственность поставил перед Советом народных комиссаров (СНК) — новым правительством России сложнейшие задачи. В поисках новых форм управления обобществленным народным хозяйством в конце 1917 г. было принято решение о создании Высшего совета народного хо­зяйства (ВСНХ)[3]. Этот орган государственного управления экономикой должен был решать все задачи организации функционирования народ­ного хозяйства и государственных финансов. В губерниях управление перешло к местным органам экономического управления, в функ­ции которых входила координация экономической деятельности всех организаций, действующих на подведомственной территории. Для каж­дого крупного города, губернии или промышленного района из доверен­ных выборных представителей создавался Совет рабочего контроля.

Принципиальное направление деятельности органов экономиче­ского управления на всех уровнях было определено в работе вождя революции В. И. Ленина «Очередные задачи советской власти». Оп­ределенный В. И. Лениным ряд задач составил основу для разработки будущих научных методов управления социалистическим производ­ством на всех уровнях народного хозяйства. Основных задач было не­сколько.

♦ Введение в управление на микро и макроуровне единоначалия.

♦ Повышение производительности труда на основе научной орга­низации труда.

♦ Введение наилучших систем учета и контроля.

♦ Материальная заинтересованность производителей в результа­тах труда.

♦ Разработка показателей, достоверно отражающих результаты хо­зяйствования.

♦ Укрепление трудовой дисциплины и поиск новых форм мораль­ного стимулирования рабочих и управленцев.

Для разработки и внедрения научных методов управления произ­водством предлагалось перенимать все ценное из идей и опыта других стран.

Здесь необходимо отметить следующее. В. И. Ленин долгое время прожил в Европе, был знаком со многими работами по эффективнос­ти управления и публикациями Ф. Тэйлора. В связи с этим вопросы менеджмента занимали важное место и в теоретических разработках В. И. Ленина. Его учение стало своеобразной концепцией практиче­ской реализации национализации промышленности и создания еди­ного народного хозяйства. Он внимательно следил за всеми мировыми достижениями в решении вопросов управления. Его решение приспо­собить тэйлоровскую систему эффективности в условиях обобществлен­ного производства было обоснованным и прогрессивным. Российские ученые по отношению к тэйлоризму разделились на два противопо­ложных лагеря: тэйлористов и антитэйлористов. Первые считали, что учение Тэйлора принципиально, неоспоримо, универсально и практи­чески полностью может отождествляться с научной организацией со­циалистического труда и управления.

Вторые, напротив, утверждали, что тэйлоровскую теорию нельзя отождествлять с научной организацией труда, поскольку ориентация на интенсификацию труда, выходящую за пределы человеческих воз­можностей, противоречит ценностям нового социалистического строя[4].

Первый вопрос будущей советской теории научной организации труда был вопросом терминологии. Ф. Тэйлор первым дал этой области управленческой деятельности название «научный менеджмент»[5], что в переводе на русский значило «научное управле­ние»[6]. Популяризатор и толкователь принципов Ф. Тэйлора французский профессор А. Шателье перевел это название на французский язык как «научная организация труда». В Германии новая область науки быстро распространилась под именем «рационализация»[7]. В после революционной России все эти обозначения нередко употреблялись как синонимы, но все-таки развитие научного менеджмента началось со слова НОТ — научная организация труда, а разделение научного управления и собственно НОТ произошло много позднее.

Началом процесса становления научной организации труда и оте­чественного научного менеджмента стала Первая Всероссийская ини­циативная конференция по научной организации труда и производ­ства, начавшая свою работу 20 января 1921 г. Ее организатором был Комиссариат путей сообщения, но вопросы конференции выходили далеко за пределы транспортных проблем.

В докладах уже известных российских ученых А. А. Богданова, В. М. Бехтерева, О. А. Ерманского, С. Г. Струмилина и других поднима­лись теоретические проблемы организации труда в масштабах обще­ства, народно-хозяйственного планирования, физиологии и психологии труда. Обсуждались сложные многоаспектные проблемы из разных об­ластей знаний. Работа проводилась в пяти секциях.

1. Организация работ в механическом производстве, в частности в железнодорожных мастерских.

2. Организация работ в железнодорожном транспорте.

3. Организация управления и его частей.

4. Рефлексология труда.

5. Мероприятия по объединению работ по научной организации труда и практическому их осуществлению.

В работе конференции принимали участие представители самых различных специальностей: техники, инженеры, экономисты, психо­логи, физиологи, врачи. Возможно, именно это позволило определить все расхождения в общетеоретических трактовках НОТ и понимании сущности научного управления. В целом ее участники достаточно глубоко осознавали сложность и многозначность самого понятия науч­ной организации труда и управления.

Были выделены несколько сторон этой деятельности: хозяйственно-техническая (что было характерно для Ф. Тэйлора), общественно-эко­номическая и психофизиологическая. Это позволило утвердить суще­ствование и обоснованность комплексного подхода к анализу вопро­сов менеджмента.

В резолюции конференции была дана формулировка НОТ: «Под научной организацией труда надлежит понимать организацию, осно­ванную на тщательном изучении производственного процесса со все­ми сопровождающими его условиями и факторами»[8]. Основным мето­дом при этом является измерение с натуры затрат времени, материалов и механической работы, анализ всех полученных данных и синтез, да­ющий стройный, наиболее выгодный план производства».

Важным итогом конференции было признание необходимости вве­дения в программы учебных заведений предметов по научной органи­зации труда и управления производством, а также создания специаль­ных органов по проведению НОТ в жизнь.

Уже после первой конференции под знаменем НОТ стали прово­диться исследования по организационно-управленческим проблемам. В этот период вокруг таких ученых, как А. А. Гастев, Ф. Р. Дунаев­ский, П. М. Есманский, Е. Ф. Розмирович, начали концентрироваться первые направления исследований. А.А. Гастев разрабатывал концепции как классической, так и школы человеческих отношений.

Внимание ученых сосредоточивалось на таких проблемах, как ра­циональная организация рабочего места, совершенствование структу­ры управленческого аппарата, упрощение делопроизводства, создание простых и дешевых форм учета и отчетности, постановка контроля над выполнением заданий, исследование эффективности отдельных функ­ций и методов экономического управления.

Важно отметить и то, что наука управления мыслилась российскими учеными межотраслевой, которая могла бы использоваться в одинако­вой степени во всех сферах жизни. Такой подход был присущ только нашим ученым и впоследствии был высоко оценен мировым научным сообществом.

Здесь следует отметить, что в те времена для пояснения областей применения науки управления использовались следующие трактовки:

♦ систематическое наблюдение происходящих в управлении яв­лений;

♦ принцип выделения из всей совокупности явлений определенных объектов, их изоляции, разложения на составные части и описа­ния (метод анализа);

♦ принцип соединения отдельных звеньев изучаемого процесса в «центростремительное целое» (метод синтеза);

♦ принцип измерения наблюдаемых явлений (во времени и про­странстве) и проведение эксперимента, в частности испытание практикой.

Вторая конференция НОТ начала работу 10 марта 1924 г. в Москве. Работало семь секций, причем наиболее многочисленной была секция общих вопросов управления, составляющих методологию науки. Но наибольшее внимание было уделено методам рационализации госу­дарственного аппарата, делопроизводству, отчетности, канцелярской технике. Все дискуссии проходили под лозунгом «В связи с жизнью, для жизни, не отрываясь от жизни». Так, например, в докладе № 33 «Оргприспособления в административной технике», сделанном на секции управления, главной ценностью оргтехники считалась способ­ность принудительно стандартизовать операции управления[9].

Необходимость стандартизации приемов и условий выполнения работы вскоре приобрела самостоятельное развитие. В докладе № 33 приводилась также классификация средств оргтех­ники, позволяющая высоко оценить проводимую отечественными ис­следователями кропотливую работу в трудных 20-х гг. с позиций се­годняшнего дня. Эта классификация разбивалась на семь классов:

1) кондукторы операций — указатели, плакаты;

2) регуляторы операций — часы, сигналы;

3) распределители операций — графики, расписания;

4) анализаторы операций — диаграммы, сводки, учет, средства учета;

5) аккумуляторы операций — картотеки, журналы;

6) упростители операций — вычислительная техника, копироваль­но-множительная техника;

7) средства связи — телефон, внутренний транспорт.

В свою очередь, в докладе № 21 под названием «Психология управ­ления» рассматривались другие две задачи: подбор сотрудников к фун­кции и друг другу по их характеристикам (характерология) и задача воздействия на психику работников различными стимуляторами для достижения оптимальной производительности[10].