Смекни!
smekni.com

Образование в России и в ряде зарубежных стран в конце ХХ века. Болонская конвенция (стр. 9 из 27)

Модернизация российского образования необходимо, улучшения материальной базы и культурно – педагогической среды, создание интегрального образовательного пространства, улучшения не только образования, но и управления им. Что бы оценить на сколько развито образование в России лучший способ сравнения его с другими странами, процессами образования в них, их материальной технической базы среднего и высшего образования, патриотического воспитания на всё пути образовательного процесса от детского сада до высшего учебного заведения.

Глава 2 Образование в странах западной Европы (США, Голландия и Кипр)

2.1 Реформирования образования США в 70-е г. ХХ века

Процесс реформирования образования, ох­вативший весь мир, начиная с 70-х гг. ХХ в., не мог не затронуть и американскую общеоб­разовательную школу. Решались вопросы как управления образованием (создание национальных стандартов), так и не по положительных нравственных качеств, в связи с этим были созданы национальные комиссии по пересмотру содержания обра­зования по циклам учебных дисциплин и по отдельным предметам.

В США, в отличие от многих европей­ских стран, всегда существовала более демократичная (как по духу, так и по структуре) образовательная система. На­пример, американцам принадлежит при­оритет в становлении массовой ("всеохва­тывающей") средней школы, внутри кото­рой учащиеся распределялись на разные учебные потоки, но в организационном отношении она была единой.

Однако самое важное отличие американ­ской системы образования, которое граж­дане этой страны не без гордости счита­ют своим завоеванием, — это ее децент­рализация, принцип, положенный в основу управления этой важной социальной сфе­рой и исторически связанный с другим демократическим завоеванием американско­го народа — развитием федерализма, ос­нованного на значительной самостоятель­ности штатов. Такой подход к управлению образованием позволил создать уникаль­ную политико-правовую схему взаимосвя­зей между центром, штатом и местной властью, причем отношения между двумя последними уровнями в каждом штате имеют свои особенности, определяемые во многом местными обычаями, традициями, историей. Таким образом, принцип разно­образия (плюрализма) как один из осно­вополагающих присутствует при решении всех вопросов в области образования — начиная с законодательства и кончая сро­ками обязательного обучения, учебными планами и программами.

Образование в США изначально счита­лось сферой компетенции штата либо ме­стных органов власти. До сих пор суще­ствует 50 разных образовательных систем в штатах (в каждом из них — свой орган управления образованием, свое зако­нодательство, суперинтендант), к тому же есть различия и внутри штата между от­дельными округами: именно им делегиро­ваны основные полномочия по практиче­скому управлению школьными округами. На территории США действует около 15 тыс. школьных округов, каждый из которых отличается целями и философией образования.

Компетенция федерального правительства ограничена вопросами финансирования образования как важной сферы социально­го благополучия американского народа, что закрепляется Конституцией США. Справед­ливости ради необходимо добавить, что образование всегда рассматривалось и рас­сматривается как высший приоритет феде­рального правительства: США являются одной из передовых стран по уровню финансирования государственных школ и школьных программ. В 1974 г. было соз­дано федеральное Министерство образова­ния, на которое возлагалась ответствен­ность за проведение общей политики на федеральном уровне в плане продвижения образовательных программ, фонда и т.п.

Большое внимание образованию уделя­лось со стороны президентов США: его проблемы всегда занимали существенное место, как в предвыборных программах, так и в текущей политике. Так, Р.Рейган и Дж. Буш делали ставку на повышение качества образования; Б.Клинтон в этом вопросе пошел дальше: при нем была предпринята попытка унифицировать учеб­ную программу путем введения нацио­нальных стандартов по всем предметам средней школы. Такой поворот в политике федеральной власти был обусловлен расту­щей в обществе озабоченностью, а отно­шении снижения результатов национальных тестов и качества подготовки педагогиче­ских кадров.

Ключевым моментом реформы стал во­прос о том, что составляет суть образова­ния — содержание учебного предмета или же воспитание личности. В первом случае акцент должен делаться на предметной подготовке учащегося (и, соответственно, приоритетное значение при определении эффективности обучения имеют высокие показатели успеваемости). Второе направ­ление ставит целью образования интеллек­туальное и духовное развитие личности; передача ученику определенных знаний рассматривается лишь как часть учебно-воспитательной работы, эффективность ко­торой уже напрямую зависит от професси­ональных и моральных качеств педагога, от отношений внутри учебного заведения, от школьного духа, следственно его содержания (учебные про­граммы). Все большее значение приобре­тал воспитательный эффект учебной рабо­ты. Ставилась цель, чтобы полученные знания, навыки и умения способствовали формированию гражданского самосознания.Такой подход к содержанию обучения в школе имеет самое непосредственное отно­шение к разработке концепции граждан­ского образования в США, в которой за­действованы лучшие специалисты в обла­сти педагогики и других гуманитарных наук. При каждом университете имеется центр или даже институт, занимающийся вопросами обучения демократии, правам человека и др. Американцы считают под­держание общества, основанного на идеа­лах демократии, постоянной задачей обра­зования и воспитания, а не полностью достигнутой целью. В исследованиях аме­риканских ученых отмечается, что "Аме­рика все еще превосходит многие страны по степени гражданского участия и обще­ственного доверия", но в то же время выражается беспокойство относительно спада в развитии гражданского общества [1].

Это не просто веяние времени. Извест­ные мыслители и педагоги прошлого так­же были озабочены указанными проблема­ми. Они не только посвящали этому науч­ные труды, но и на практике пытались реализовать свои взгляды. Неоценимый вклад в развитие гражданского образова­ния внес американский мыслитель Дж. Дьюи, к опыту и теоретическому на­следию, которого сейчас все чаше обраща­ются современные практики и исследова­тели в области гражданско-правового об­разования.

Особой известностью заслуженно пользу­ется так называемая лабораторная школа, созданная в 18% г. Дж. Дьюи в Чикаго. Выдающемуся мыслителю удалось объеди­нить вокруг себя передовых психологов и педагогов своего времени. Ими были за­ложены основы (принципы) демократиче­ской организации школы: это "община", подлинное сообщество учителей, детей и их родителей, где были созданы уникаль­ные условия для полноценного развития личности, как ученика, так и учителя. За­нятия в этой школе строились по принци­пу реализации в них важных человече­ских потребностей — в сотрудничестве и взаимодействии. Это было не столько ме­сто для сообщения знаний, сколько про­странство, где "под мудрым руководством педагогов развивается настоящий соци­альный инстинкт ребенка, раскрываются заложенные в нем силы ума, души и тела.

В дальнейшем дело Дж. Дьюи было продолжено новаторами в области педаго­гики не только Америки, но и Европы, Эффективность воспитания гражданина в условиях школы была подтверждена опы­том Вруклайнской школы (штат Массачу­сетс), школы Саммерхилла и в наше вре­мя — опытом школы Сэндс (Англия), Бальдорфских школ (Германия) и др.

Американский подход в гражданском образовании характеризуется значительной автономией школ, которые имеют возмож­ность самостоятельно формировать учеб­ные планы. С одной стороны, в их рас­поряжении широкий выбор вариантов, форм, методов и материалов для занятий, а с другой — высокая ответственность не только за качество и профессионализм учителей и учебных программ, но и за отражение интересов всевозможных групп учащихся. В целом такой подход призван продемонстрировать ценность плюрализ­ма — основной черты национального са­мосознания американцев.

В настоящее время модернизация учеб­ных программ идет по двум направлени­ям: обновляется содержание традиционных дисциплин, изменяется их удельный вес в учебных планах, а также вводятся новые дисциплины. Как и в большинстве стран, в США наибольшая доля учебного време­ни отводится предметам гуманитарно-об­ществоведческого цикла (45—57%) с пре­обладанием среди них родного и ино­странных языков. При этом основное бре­мя социализации лежит на социальных дисциплинах. Это означает, что они долж­ны не только давать учащимся информа­цию (например, о том, как работает по­литическая система США), но и быть нацелены на передачу определенного набо­ра ценностей, часть из которых является традиционной, а часть — адаптирована к новым историческим реалиям (уважение к закону, гражданские права, права мень­шинств, стремление к разрешению кон­фликтов и т.п.). Более того, социализация личности понимается шире: если этот процесс ограничить воспроизводством уже существующих норм, обычаев и ценно­стей, то это будет скорее обучение кон­формизму, чем формирование умений действовать эффективно внутри определенного сообщества. Понимая социализацию как формирование социальной компетентности, американские исследователи включают сюда и обучение практическим навы­кам — мыслить критически, т.е. оспари­вать, подвергать сомнению те понятия и обычаи, которые превалируют в обществе в настоящий момент. Такое качество по­зволяет личности генерировать новые, све­жие идеи — это и есть существенный аспект просвещенного демократического разума [3].