Смекни!
smekni.com

Формы и приемы изучения литературы о Великой Отечественной войне в 8-9 классах (стр. 5 из 12)

– Предчувствие трагедии передается читателю с самого начала повести. А именно когда?

Когда капитан Рюмин, постегивая прутиком по сапогу, ведет курсантов в неравный бой.

– Как воспринималась им война? Найдите и зачитайте отрывок из текста.

“С еще более нечетким и зыбким сознанием воспринималась им война. Тут он оказывался совершенно беспомощным. Все его существо противилось тому реальному, что происходило, он не то что не хотел, а просто не знал, куда, в какой уголок души поместить хотя бы временно и хотя бы тысячную долю того, что совершалось; пятый месяц немцы безудержно продвигались вперед, к Москве…Это было, конечно, правдой, потому что об этом говорил сам Сталин. А о том, что мы будем бить врага только на его территории, что огневой залп нашего любого соединения в несколько раз превосходит чужой, об этом и о многом, многом другом, неколебимом и неприступном, Алексей, воспитанник Красной Армии, знал с детства. И в его душе не находилось места, куда улеглась бы невероятная явь войны”.

– Расскажите о первой встрече с настоящими, живыми немцами.

- “Алексей, не спеша, обнажил пистолет и перестал дышать. Вот они, немцы! Настоящие, живые, а не нарисованные на полигонных щитах! Ему было известно о них все, что писалось в газетах и передавалось по радио, но сердце упрямилось до конца поверить в тупую звериную жестокость этих самых фашистов”.

– Какие эпизоды произвели на вас наибольшее впечатление? Зачитайте их.

“На кладбище скапливались вечерние тени…” (стр.94.)

– “Впереди увязающе глухо, не по-своему, треснула мина…” (стр.88.)

– “Ни тогда, ни позже Алексей не мог понять, почему сапог, желтый, короткий, с широким раструбом голенища, стоял?(стр.101).

– Что вы можете сказать о капитане Рюмине?

– Капитан Рюмин понял, что рота находится в окружении. Он пускает себе в сердце пулю, как бы искупая чей-то грех за гибель неопытных мальчишек.

– Как сложилась судьба молодого лейтенанта Алексея Ястребова?

Алексей остался жив, один шел к своим. Он ни о чем отчетливо не думал, потому что им владело одновременно несколько чувств. Он был свидетелем многого в эти пять дней, радовался, что остался жив, но им овладевали горе, голод, усталость, ребяческая обида на то, что никто не видел, как он сжег танк. Алексей одержал победу над собой, над своей слабостью и страхом.

– Можем ли мы назвать Алексея мужественным героем?

Я считаю, что нет, потому что он струсил. Измотанный беготней лейтенант валится в полузасыпанную землей воронку и оказывается лицом к лицу с таким же, как сам, загнанным, одуревшим от буреломного грохота взрывов курсантом.

– А я считаю, что он мужественный герой. Отдышавшись, он внезапно и жутко догадывается, что перед ним дезертир, трус и изменник. Но вдруг он увидел себя со стороны. Он такой же трус, как этот курсант. Его взвод еще не погиб, а он, его командир, обязанный, если погибнуть, так вместе со взводом, валяется здесь, живой и здоровый, и тешит себя глупой надеждой: “Может, это пройдет…Как-нибудь пройдет и кончится” И когда он кричит: “Вставай! Там все гибнут, а ты…Вставай! Пошли! Ну?!”- это себе он кричит, это себя посылает под пули, под бомбы, под гусеницы. Алексей одержал победу над собой, над своей слабостью и страхом.

– Я считаю, что все, и курсанты, и командиры, мужественные! Как и всех сражавшихся в тяжкие месяцы 1941 года, их мучит непонимание: почему мы отступаем, а не бьем врага на его территории? Но когда идут они в бой, они забывают об этом. Они помнят только одно: они кремлевцы, гвардия, и потому, возвышаясь среди других, видные отовсюду, они дерутся не просто отважно, но и по-рыцарски красиво! Разве это не мужественно?!

Учитель. Мужество по Л.Н. Толстому, это не значит не бояться на войне, это значит находить в себе силы подниматься под пулями, идти в атаку, отстаивая свою землю. Ребята, чем же отличается повесть “Убиты под Москвой”?

Повесть отличается тем, что она насыщена правдой до предела и даже сверх предела. Мы, несомненно, почувствуем, как там было на самом деле.

– Какие чувства вызывает эта повесть?

– Книга напоминает нынешнему поколению, что война – это смерть. Она не пожалеет ни молодых, ни старых. Об этом надо знать молодым, не испытавшим ужасов войны, и помнить всегда.

Для всех трагическая судьба кремлевских курсантов, отдавших жизнь за Родину, олицетворяет собой то, какой ценой досталась нашему народу победа.

– А мне кажется, что эти молодые ребята обращаются к Родине и спрашивают:

– Разве для смерти рождаются дети, Родина?– Разве хотела ты нашей смерти, Родина?

И тут же сами отвечают:

– Просто был выбор у каждого – я или Родина.

Учитель. Подвиг воинов, оборонявших город-герой Москву, навсегда останется в памяти народа. Через 25 лет после Московской битвы под стенами Кремля был зажжен Вечный огонь на Могиле Неизвестного Солдата, погибшего в 1941 году в полях Подмосковья. “Имя твое неизвестно. Подвиг твой бессмертен. Павшим за Родину. 1941-1945” – начертано на памятной плите.

(Далее читается отзыв одного из учеников о повести.)

Книга вызывает жалость к этим 240 курсантам. Ведь совсем молодые ребята погибли. Им бы жить да жить, радоваться жизни.

(Далее читаются сочинения “Не для войны рождаются мальчики”.)

Учитель. Война кончилась, унеся с собой 27 млн. жизней людей. Грозные события войны все дальше уходят в прошлое. Но время не властно над людскими сердцами. В них живет, и всегда будет жить память о подвигах и мужестве тех, кто отстоял свою Родину, спас мир от фашистского порабощения.

Ребята, каждый из нас должен стать борцом за мир, защитником детей, матерей. Люди, будьте бдительны! Я от имени всех матерей хочу громко крикнуть:

Я не хочу, чтоб голос орудийной канонадыУслышал мой ребенок, мой и твой.Пусть мир взорвется криком “НЕТ! НЕ НАДО! МНЕ НУЖЕН СЫН НЕ МЕРТВЫЙ, А ЖИВОЙ!”

4.Итоги урока.

5.Домашнее задание: Прочитать повести К. Воробьева “Крик” и “Это мы, Господи!” [19, с. 26]

Безусловно, положительными моментами этой разработки являются широкое включение стихов о войне, разнообразие приемов (рассказ, чтение отзыва, беседа, элементы дискуссии), использование элементов текста, апелляция к чувствам учащихся. В данном план-конспекте уделяется также внимание предварительной подготовке учащихся к уроку. Автор работы полагает, что проведение такого урока будет интересно и в полной мере познавательно для учеников, а для учителей он может послужить примером построения работы на уроке.

2.2 Из опыта работы учителей г. Могилева

Что касается работы педагогов г. Могилева, то в результате исследований и опросов, проведенных автором данной работы в 8-ми школах, можно сказать с некоторой долей уверенности, что они пользуются обычно общепринятыми приемами и формами работы. Разумеется, это не исключает оригинального подхода к анализу произведений, построению уроков. В частных случаях мы можем столкнуться с весьма интересными примерами проведения как просто уроков, так и мероприятий по внеклассному чтению.

Автор работы, например, был свидетелем проведения в школе №22 учителем Л.Н. Селезневой следующего урока по повести Б. Васильева:

Урок развития речи на тему: «"Подготовка к написанию рецензии на повесть Б. Васильева "А зори здесь тихие"», 9-й класс

Цели урока:

1) учить анализу художественного произведения;

2) продолжить отработку навыка написания рецензии;

3) при помощи аудиовизуальных средств развивать ассоциативное мышление, помогать более глубокому восприятию образов, идеи, учить созданию киносценария;

4)воспитывать чувство патриотизма.

Оборудование урока: портрет писателя, кинофрагменты фильма «А зори здесь тихие», аудиозапись, повесть «А зори здесь тихие», карточки: план отзыва, план рецензии, фрагменты повести;

Оформление стенда«Сегодня на уроке»: портрет, фотографии писателя, кадры из фильма, слова из повести, содержащие идею.

Оформление доски:

Собирательный – обобщенный, относится ко многим. Эволюция – развитие, процесс, переходящий в качество (значение слов записывается в ходе урока).

Отзыв о …..Рецензия на…..

Режиссер Станислав Ростоцкий

Актеры: А. Мартынов, Н Долганова, Е. Драпеко, И. Маркова, О. Остроумова, А. Шевчук.

Эпиграфы:

Ты гори, зари полоска узкая,

По земле ползет пожара дым…

Мы тебя, земля родная, русская,

Никогда врагам не отдадим! И. Молчанов.

У войны не женское лицо. С. Алексиевич.

Ход урока.

I. Чтение учеником под фонограмму проигрыша и припева песни «Эх, дороги» стихотворения Ю. Друниной.

Качается рожь несжатая,

Шагают бойцы по ней.

Шагаем и мы, девчата,

Похожие на парней.

Нет, это горят не хаты-

То юность моя в огне…И

дут по войне девчата,

Похожие на парней.

II. Слово учителя.

Прозвучало стихотворение Ю. Друниной. «Женщина на войне». Женщина и война – совместимы ли эти понятия? Подвиг, его грани, его гуманистическая сущность – об этом мы будем говорить сегодня. Сказанное должно найти отражение в предстоящей работе – рецензии. Итак, одна из целей наших двух сегодняшних уроков - продолжить отработку навыка написания рецензии, ввести в рецензию на книгуэлемент рецензии на фильм, так как следующий этап в нашей работе по развитию речи - рецензия на фильм. Мы должны уметь отличать рецензию от отзыва. Рецензию мы будем писать на повесть Б. Васильева «А зори здесь тихие». В этом году юбилей писателя.

III. Слово о писателе. Сообщение ученика.

Писатель Б. Васильев родился в городе Смоленске в 1924 году 21 мая в семье военного. Учился в городской школе, не имея особых успехов. Летом 1941 года через две недели после начала войны ушел на фронт прямо со школьной скамьи. На фронте был тяжело ранен, но к 1943 году состояние Бориса Васильева улучшилось, он выздоравливает. После окончания войны решил идти по стопам отца и поступил в Академию бронетанковых войск, но тяга к творчеству взяла верх. У Бориса Васильева было желание изложить на бумаге все, что он увидел и пережилна фронте. Так появились повести: «А зори здесь тихие», «В списках не значился».В ответ на критику повести «А зори здесь тихие» Б. Васильев пишет: «Я не Васков, хотя многим на него похож». Несомненно, свои чувства писатель отразил в диалоге: