Смекни!
smekni.com

Формы и приемы изучения литературы о Великой Отечественной войне в 8-9 классах (стр. 7 из 12)

VIII. Вывод. Слово учителя.

Борис Васильев видит основу духовного преобразования старшины в его исконных нравственных качествах, прежде всего в неискоренимом чувстве ответственности за все на свете: за порядок на разъезде и за сохранность казенного имущества, за настроение подчиненных и за соблюдение ими уставных требований. Так в повести «А зори здесь тихие» раскрывается связь между добросовестностью, рачительностью человека-труженика и его способностью к высокой гражданской активности.

В конце повести автор поднимает своего героя на высоту осознанного героизма и патриотизма. Авторская интонация, сливаясь с голосом Васкова, достигает патетики: «Одно знал Васков в этом бою: не отступать. Не отдавать немцам ни клочка на этом берегу. Как ни тяжело, как ни безнадежно – держать. И такое чувство у него было, словно именно за его спиной вся Россия сошлась, словно именно он, Федот Евграфович Васков, был сейчас ее последним сынком и защитником. И не было во всем мире больше никого: лишь он, враг да Россия».

Единый подвиг – защита Родины – уравнивают старшину Васкова и пятерых девчат, которые «держат свой фронт, свою Россию» на Синюхиной гряде. Так возникает еще один мотив повести: каждый на своем участке фронта должен сделать возможное и невозможное для победы, чтобы зори были тихие. Это и есть мера героического, по Васильеву.

Кому же адресована повесть?

(Молодому поколению, чтобы помнили – об этом говорится в эпилоге).

IX. Беседа по фильму.

Создатель фильма С. Ростоцкий усилил эмоциональную отдачу. Средствами киноискусства удалось углубить контраст между мирной счастливой жизнью и войной, смертью, лежащей в основе повести. Почему в фильме война в черно-белом изображении, а мирная жизнь девушек (вспомните фрагменты первой части фильма, просмотренные ранее) и современная – в цветном?

(Присутствие цвета напоминает, что красота природы никого не трогает, не задевает. Все силы отданы борьбе.)

- В фильме нашим современникам уделено больше места, чем в книге. Поэтому тема памяти стала значительнее.

X. Просмотр фрагмента фильма (эпилог) – три минуты.

XI. Черновая работа над фрагментами рецензий.

Класс работает над пунктом плана рецензии «Художественные средства, язык произведения».

XII. Чтение работ. Подведение итогов урока. Домашнее задание: написать рецензию.

Рассматривая этот урок, хочется отметить использование таких средств наглядности как просмотр фрагментов фильма, прослушивание фонограммы, а также работу над эпиграфами произведения. Большой интерес представляет умело организованная беседа, тщательно подобранные вопросы которой умело направляют ученика к раскрытию основного замысла повести. Органично сливается с основной идеей урока подобранный учителем эпиграф – стихотворение Ю. Друниной. Интересна также перекличка с уроком русского языка (работа над понятием «отзыв», развитие речи).

С полной уверенностью можно сказать о том, что этот урок, проведенный в могилевской школе, стоит в ряду с теми уроками, примеры которых можно найти в лучших методических изданиях.

2.3 Материалы по внеклассной работе к теме ВОВ в русской литературе

Внеклассная работа по любой из литературных тем всегда важна и необходима. Если же речь заходит о темах Великой Отечественной войны – ее важность возрастает во много раз. Отчасти этому способствует ограниченное количество часов, предусмотренных в программе на изучение военной прозы и поэзии. Отчасти – важность и актуальность самой темы, ее непосредственная соотнесенность с нашим временем.

Внеклассная работа по теме ВОВ в 8-9 классах может проводиться по нескольким направлениям.

Прежде всего, это работа над теми произведениями, которые в программе вынесены в графу дополнительного чтения. Конечно, их список может корректироваться учителем по своему усмотрению. Эту работу можно в основном проводить на факультативных занятиях. При этом ее формы и приемы не будут намного отличаться от тех, которые уже были перечислены выше.

При этом полезно не только расширять знания ребят об уже знакомых по урокам авторах, но и проводить параллели с белорусской прозой. Например, вот какой урок был проведен в могилевской школе №35 учителем Федоровой Г.Л.

Тема войны в творчестве А. Адамовича. Повесть "Каратели" (внеклассное чтение)

До урока учащиеся получили раздаточный материал - словарь урока и цитаты из произведений Алеся Адамовича. С них и начался урок.

Какой устойчивый символ прозы Адамовича прослеживается в этих цитатах?

После выразительного чтения цитат ребята пришли к выводу, что устойчивым символом прозы Адамовича является черта.

Специально подготовленный ученик более подробно рассказал о многозначности этого символа у Адамовича, подтверждая каждое значение символа примерами из текстов.

“Произведения белорусского прозаика редко воспроизводят жизнь в её спокойном течении. Тишина здесь всегда обманчива. Время драматического напряжения… До роковой черты и после неё. На эту черту рано или поздно выходят все персонажи писателя. Кто по велению долга, кто - под нажимом обстоятельств.

На этой черте совершается очная ставка личности со своей же совестью…” [20, с. 125]

На стенде были представлены книги писателя, все они посвящены военной тематике, даже там, где прозаик обращается к мирной действительности, там всё равно звучит эхо огненных лет. А война в произведениях писателя особая, партизанская.

Прослушав выступление своего товарища, десятиклассники вспомнили, почему партизанская война является особой, узнали, что о войне Адамович знал не понаслышке, поэтому многие эпизоды у него строго документированы, взяты с натуры.

Следующая часть урока была посвящена целостному анализу повести “Каратели”.

Эта повесть вышла в свет в 1979 году. “Тема карателей вызревала в творчестве писателя не одно десятилетие. В одной из публицистических статей Адамович писал: “Ответить, объяснить совсем не просто, а не поняв, не объяснив, не поймёшь, откуда же и как “вдруг” в центре Европы “появился” народ без милосердия, по приказу политических маньяков убивавший всех, кто не он сам, и даже других приспособивший к этой своей работе…” [21, с 37]

После прослушивания музыкальной композиции “Хатынь” в исполнении ВИА “Верасы” внимание ребят было акцентировано на эпиграф урока.

Хатынь - напоминание о философии фашизма.

Хатынь - напоминание о гитлеровских планах ликвидации не только славянских, но и европейских народов.

Хатынь - напоминание о бедствиях, грозящих миру в атомной бойне.

Вот эта Хатынь и звучит в повести “Каратели”.

Целостный анализ начался с вопроса о стилистической особенности этого произведения.

Адамович анализирует характер мышления нацистов, аргументы, которыми они оперировали. Для этого он использует монологическую речь.

Внимание ребят было обращено и на эпиграф к повести, одна из цитат которого принадлежит немецкому мыслителю Ф.Ницше.

Адамович не раз ссылается на те изречения Ницше, которые были взяты на вооружение Гитлером. Писатель показывает, как теоретические упражнения нацистов оборачивались гибелью миллионов людей.

Обсуждение повести продолжили ответы учащихся на вопросы:

Какова же философия фашизма и как достигается достоверность изображаемого в повести Адамовича?

Как действует механизм философии фашизма на примере штурмбатальона Дирлевангера?

В начале урока мы сказали, что устойчивым символом прозы Адамовича является черта. Как этот символ проявляется на страницах повести?

Десятиклассники делали выводы о том, что мысль писателя упорно проникает в недра социальной психологии фашизма, выявляя аномальную систему, которая формировала нелюдей.

Звучали отрывки из повести, в том числе и монолог Гитлера на фоне музыки Шестаковича, раскрывающие суть философии фашизма. Обращаясь к монологам новоиспечённых карателей, ребята проследили, как автор опровергает на страницах повести философию, устранявшую ответственность за совершённое ими. (Они сами выбрали этот путь. У каждого был выбор. Вина этих людей неискупима и не подвластна сроку давности.) На этом этапе урока звучали и слова Л. Толстого, взятые писателем в качестве второго эпиграфа.

“Каратели” - это произведение о прошлом. Почему надо возвращаться к прошлому? В своих письменных работах учащиеся указывали на то, что “это прошлое живёт в памяти”,

“человеконенавистнические идеи и поныне ещё воскресают…”, “надо помнить, чтобы не повторились ошибки прошлого”, “в жизни человека бывают белая и чёрная полосы, одна сменяет другую, и надо достойно пережить последнюю”, “в любой ситуации надо помнить, что ты Человек”.

“Будущее иногда бросает камни в прошлое. К этому следует быть готовыми. Готовыми к тому, что, собирая “камни” правды о себе и о своём времени, приготавливаешь их и для себя.

Но так уж устроен человек - боль правды, всей правды для него в конечном счёте важнее, дороже сомнительного “блаженства” неведения и лжи.” [22, с 38]

Всё, о чём говорилось на уроке, было, и живущие люди должны об этом знать.

Стоит уже более полувека деревня, где нет домов, а только одни колокола. Они звонят, напоминая нам о том, что история может повториться, взывая к разуму людей. Мы возвращаемся в прошлое, чтобы понять, как это было. [23, с 86]

Таким образом, урок способствовал обеспечению усвоения роли истории в жизни общества, современности творчества А. Адамовича; содействовал воспитанию у учащихся патриотических чувств, презрения к насилию, несправедливости; способствовал развитию умения выстраивать монологическое высказывание с опорой на текст. Была продолжена работа над целостным анализом текста, над умением строить рассуждение и делать выводы, видеть стилистические особенности текста.