Смекни!
smekni.com

Школьный музей как форма воспитательной работы (стр. 5 из 8)

При выборе экспозиционной площади необходимо руководствоваться следующими правилами:

Комната или зал должны располагаться на теневой стороне здания так, чтобы прямые солнечные лучи в неё не попадали. Окна должны быть обязательно зашторены. Лампы дневного света и различные подсветки для витрин нужно располагать так, чтобы свет падал от зрителя и на определённом удалении от экспоната. Если комната расположена на солнечной стороне, следует затемнить окна с внешней стороны зелёными насаждениями.

В помещении должна быть постоянная комнатная температура. Экспозицию следует размещать на безопасном расстоянии от системы отопления. Необходимо обеспечить противопожарные условия (огнетушители, Ёмкости с песком).

Для предотвращения запыления экспонатов необходимо помещать их в герметичные витрины, регулярно проводить влажную уборку помещения.

Оборудование должно соответствовать помещению экспозиции по стилю, габаритам и окраске. Для школьных музеев можно рекомендовать горизонтальные и вертикальные витрины, закреплённые у стены. Крупные вещи располагаются ближе к центру, мелкие - ближе к зрителю. В вертикальных витринах-шкафах мелкие экспонаты располагаются на уровне глаз, а выше и ниже - крупные вещи. Витрины не должны занимать основное пространство и заслонять собою другие экспозиционные комплексы.

Экспонат, установленный на пол, психологически воспринимается как инвентарь, поэтому необходимо установить его на подставку.

Стремление школьных музеев поместить в экспозицию все имеющиеся материалы приводит к её перенасыщению и ослаблению эмоционального воздействия. Множество предметов принижает значение каждого из них [18, 56].

1.7 Совет (актив) музея как орган самоуправления

Общественным органом самоуправления школьного музея является Совет (актив) музея, который создаётся для широкого привлечения учащихся, учителей в сознательную, целенаправленную деятельность по созданию музея. Совет музея формируется из представителей ученических, педагогических коллективов, общественных организаций, представителей местных музейных объединений. Согласно Положению о музее образовательного учреждения Совет музея осуществляет текущую работу музея в образовательном учреждении. Для реализации основных направлений деятельности музея в нём создаются профильные функциональные группы:

поисково-собирательская, осуществляющая комплектование фондов;

фондовая, ведущая учёт и хранение музейных предметов;

экспозиционно-выставочная, отвечающая за разработку и создание экспозиций, выставок.

культурно-образовательная группа для проведения экскурсий, бесед, праздников, встреч с гостями музея.

Совет музея избирает председателя Совета музея.

Одна из важнейших организационных задач Совета музея - разработка концепции музея [4]. Под концепцией следует понимать систему взглядов организаторов музея на то, каким они представляют свой музей, его профиль, название, направления деятельности музея, структуру музея, обеспечение его деятельности, принципы комплектования фондов музея и их использование, экспозиционная деятельность и культурно-образовательные формы работы музея.

Концепция - это своеобразная и долговременная программа деятельности по созданию музея. Разработка научной концепции является наиболее рациональным подходом к организации музея образовательного учреждения. Работа над концепцией осуществляется в три этапа:

Подготовка и анализ искомых данных (в других музеях, библиотеках, архивах, Интернете, частных коллекциях, литературе).

Разработка собственно концепции музея.

Разработка конкретных практических мероприятий по реализации идейного замысла, т.е., перспективного плана развития на определённый период.

Одним из важных направлений деятельности Совета музея на начальном этапе создания музея в образовательном учреждении является разработка Положения о музее (Устава) (Приложение 1). Данный внутренний документ разрабатывается на основе Примерного положения о музее (2003г).

В Положении (Уставе) музея находят своё отражение цели, задачи, структура, профиль, направления деятельности музея, ответственность музея перед образовательным учреждением. Большое значение заключается в том, что, участвуя в разработке, обсуждении, принятии и исполнении устава, дети осваивают принципы демократии, получают представление о собственных правах и обязанностях по отношению к активу школьного музея, к учреждению образования и к государству.

Положение о музее играет важную функцию: этот локальный акт, прошедший обсуждение, утверждение позволяет регулировать отношения не только между учителем, руководителем музея и членами Совета музея, между руководителями образовательного учреждения и членами Совета музея, но и между самими детьми.

Совет музея также рассматривает и утверждает перспективные и календарные планы, обсуждает важные вопросы музейной деятельности, организует сбор, классификацию музейных предметов, формирует музейные экспозиции и экспозиции временных выставок, проводит музейные мероприятия: экскурсии, беседы, праздники.

Совет музея является органом самоуправления и создаётся для широкого привлечения учащихся, учителей в сознательную, целенаправленную деятельность по созданию музея.

Таким образом, школьный музей - одно из ярких явлений отечественной культуры и образования, эффективное средство обучения и воспитания подрастающего поколения. Школьный музей как самодеятельный общественный детский музей, созданный при инициативе детей и в результате их исследовательского и творческого труда, сочетает в себе признаки и функции исследовательского учреждения, общественного объединения по интересам, творческой мастерской.

Раздел 2. Организация музея в образовательном учреждении

2.1 Организационные принципы деятельности по созданию музея

Процесс воспитания как совместная деятельность воспитанников и воспитателя облекается в определённые организационные формы. Форма служит выражением, организацией внутреннего содержания видов деятельности воспитанников и воспитателя. С точки зрения педагогической, форма воспитания - способы организации, существования и выражения содержания воспитательного процесса, в котором открыто провозглашается отношение к предметам, людям, явлениям. [12, 16] Любая форма внеурочной деятельности имеет цель - развитие определённого отношения к чему-либо: книге, живописи, музыке, истории родного края, истории семьи.

Любая форма воспитательной работы выполняет определённые функции:

Организаторская (решение организаторских вопросов);

Регулирующая (регулирование отношений между педагогом и учащимися, между детьми);

Информативная (сообщение, актуализация знаний детей, обращение к их опыту);

Философские категории содержания и формы отражают единство внутреннего и внешнего в явлениях воспитания: первая указывает на то, что имеется, а вторая - в каком виде выражается. Как известно, содержание и форма неразрывно взаимосвязаны - изменение содержания влечёт за собой изменение формы и наоборот. Содержание формируется, форма наполняется содержанием. Ведущая роль принадлежит содержанию.

Содержание воспитательного процесса составляют качества и свойства всесторонне и гармонично развитой личности. На практике это содержание воплощается в конкретную организацию, которая должна ему максимально соответствовать. История педагогики знает различные формы организации воспитательного процесса.

Существует большое разнообразие форм воспитательной работы, поэтому классифицировать их трудно. Автор учебника по педагогике, Маленкова Л.И., предложила классификацию форм воспитания. По её мнению формы воспитания бывают:

простые (как акт ситуативного воздействия) и сложные (включающие воспитанников в самые многочисленные отношения);

кратковременные (например, "Пять минут с одним стихотворением") и длительные ("Неделя юного героя-антифашиста");

групповые (от 2 участников и более), коллективные (класс, кружок), общешкольные, межшкольные, межрегиональные, государственные;

традиционные (апробированные и прочно вошедшие в практику школ) и творческие (исключающие шаблон, нестандартные);

спонтанно возникшие в ходе воспитательного процесса (стихийно возникшая дискуссия по поводу затронувшего всех вопроса) и специально организованные, спланированные;

регулярные (ежечетвертные родительские собрания, классные часы) и эпизодические (календарные и ситуативные);

система интегрированных форм как клубный вариант, воспитательный центр, центр детского творчества [6, 143].

Исходя из предложенной ей классификации, музей образовательного учреждения - это сложная, специально организованная, длительная, коллективная, традиционная, творческая, регулярная и интегрированная форма воспитания.

Для подготовки и проведения любой формы воспитательной работы существует определённый алгоритм, некая схема, позволяющая наиболее рационально и грамотно организовать воспитательный процесс. Элементы её таковы:

Определение цели и задач. Цель - то запланированное отношение, которому посвящено организуемое дело. Цель создания музея образовательного учреждения - воспитание, обучение и социализация обучающихся [16].

Выбор формы воспитательной работы. Музей как форму выбирают при сложении определённой педагогической ситуации, обязательных условий: наличие предметов музейного значения по направлениям (историческому, естественно-научному, этнографическому профилям) как результату поисково-исследовательской краеведческой деятельности; регистрация и научное описание музейных предметов; создание Совета (актива) музея; место для хранения музейной коллекции.

Создание психологического настроя: зажигательный рассказ о предстоящем деле, мечты о результатах - открытии музея, выпуск стенгазеты, написание необычного объявления.