Смекни!
smekni.com

Особенности организации трудового воспитания детей в ДОУ (стр. 3 из 19)

В работах ведущих психологов получила более четкое решение проблема личности, значение деятельности в процессе ее формирования (Б.Г. Ананьев, А.Г. Асмолов, Л.И. Божович, Л.С. Выготский, В.В. Давыдов, А.В. Запорожец, В.Т. Кудрявцев, А.Н. Леонтьев, А.В. Петровский, С.Л. Рубинштейн, Д.Б. Эльконин и др.).

Труды философов и социологов М.М. Бахтина, Н.А. Бердяева, И. Пригожина, Г. Хакена, И. Стенгерс, М. Хайдегера, А.П. Буевой, М.С. Кагана, Г.А. Чередниченко и др. представляют возможность рассматривать воспитание личности в деятельности с позиции синергетики.

К настоящему времени определено место труда в педагогическом процессе детского сада, разработано его содержание (Е.И. Корзакова, В.Г. Нечаева, Е.И. Радина и др.); выделены формы организации детей в труде (З.Н. Борисова, Р.С. Буре, А.Д. Шатова); изучается процесс формирования положительного отношения к труду взрослых (В.И. Глотова, В.И. Логинова, ЯЗ. Неверович, А.Г. Тулегенова, М.В. Крулехт и др.),* рассматриваются особенности трудового воспитания дошкольников в семье (Д.О. Дзинтере, Л.В. Загик, Т.А. Маркова), исследуется влияние труда на развитие нравственно-волевых качеств детей, их взаимоотношений (Р.С. Буре, Г.Н. Година, А.Д. Шатова и др.).

Немаловажное значение имеют исследования ЯЗ. Неверович, Т.А. Марковой, показавшие, что основным мотивом, побуждающим детей к трудовой деятельности, является их желание помогать взрослым. В дошкольной педагогике выделены три способа приближения детей к труду взрослых: наблюдение за трудом, частичная помощь детей взрослым и организация совместной деятельности взрослых и детей (В.И. Глотова, Л.В. Загик, СМ. Котлярова, Г.Н. Лескова, Е.И. Радина, Д.В. Сергеева и другие). По мнению Е.И. Радиной, в совместном труде взрослый может выступить как образец для подражания не только своими умениями, но и отношением к работе.

Таким образом, ученые внесли значительный вклад в разработку проблемы выявления признаков и компонентов трудолюбия детей дошкольного возраста. Однако, проблема воспитания трудолюбия дошкольников как основного качества личности еще недостаточно разработана.

Трудолюбие дошкольников органично связано с другими качествами личности. Так, интерес к деятельности взрослых, отношение между детьми и взрослыми, бережное отношение к продуктам труда есть не что иное, как гуманизм; осознанное выполнение своих обязанностей - ответственность; сотрудничество ребят, взрослых и детей - коллективизм; умение доводить дело до конца отражает степень сформированности старательности, настойчивости, целеустремленности. Следовательно, трудолюбие является качеством, которое отражает развитие личности в целом[11].

Анализ опыта трудового воспитания выявил положительные тенденции: разработаны формы и методы организации различных трудовых дел и игр, создаются условия для развития умственных и творческих способностей. Вместе с тем, далеко не во всех дошкольных учреждениях осуществляется взаимодействие взрослого и ребенка на уровне сотворчества, со-действия в игровой, трудовой и познавательной деятельности. Труд является эпизодическим и второстепенным компонентом жизни детей в ДОУ. Встречаются трудности в подборе объектов трудовой деятельности, ограничена сфера труда дошкольников. Достаточно полного представления о сущности трудолюбия нет как у воспитателей, учителей, так и у родителей. Трудовое воспитание детей дошкольного возраста еще не стало ведущим направлением в образовательном процессе ДОУ[12].

Существуют и объективные проблемы, затрудняющие воспитание трудолюбия у дошкольников: экономический кризис, усиливающий распад семьи, отток детей из дошкольных учреждений; снижение внимания к формированию трудолюбия (в сравнении с физическим, умственным, эстетическим развитием личности) со стороны родителей и воспитателей; стремление дошкольников к самоактуализации в детском сообществе при малом социальном опыте.

1.3 Проблема соотношения труда и игры

Проблемы труда в игре рассматривались Г.В. Плехановым: «Решение вопроса об отношении труда к игре,… игры к труду, в высшей степени важно для выяснения генезиса искусства». «Сначала настоящая война и создаваемая ею потребность в хороших войнах, а потом уже – игра в войну для удовлетворения этой потребности».

Характер новизны игры, в экспериментальных исследованиях Н.Л. Фугурина, М.П. Денисовой, Л.С. Славиной, Н.Д. Соколовой: детей старшего дошкольного возраста – в «семью» или «детсад» разные по характеру. Сюжетно-ролевые взаимодействия детей. Взрослый создает игровую ситуацию: цепочка игровых действий – «синтетическая методика формирования игры». Игры детей дошкольного возраста разрабатывались в работе Н.Я. Михайленко: роль или персонаж; ситуация, где реализация роли; действия – реализация роли; предметы в игре; отношение к другому персонажу[13]. Сюжеты игры: с одним персонажем; с несколькими персонажами и действиями; сюжеты с набором действий, отношения между персонажами. Развертывание и обозначение условий, и реализация условной игровой позиции; сюжетосложение – последовательность, целостность ситуации, обозначение, планирование. Ролевая игра – коллективный процесс, игра с правилами – групповая или парная. Режиссерская игра – индивидуальная – сюжет с помощью игрушек. Дидактическая – организуется взрослыми, для решения обучающей задачи. Дидактические игры – основная форма обучения в дошкольном возрасте.

Педагогическая ценность сказок народов нашей страны чрезвычайно велика. Помимо всех тех достоинств, которые вообще отличают сказку как образовательный и воспитательный материал, сказки народов РФ вносят большой вклад в дело интернационального воспитания юных граждан. Сказки знакомят детей с жизнью народов нашей страны, национальными обычаями, природой. Сказки народов РФ воплощают в себе идеи трудовой этики, мысль о том, что работа составляет основу жизни, что без нее нерадостно само существование человека. Жизненная мудрость как результат отраженного в сказках многовекового народного опыта в сочетании с художественным совершенством, ясностью и доступностью образных решений делает сказки благодатным педагогическим материалом. Сказки выражают буйную силу цветистой фантазии народов Востока – это словесное тканье родилось в глубокой древности; разноцветные шелковые нити его простерлись по всей земле, покрыв ее словесным ковром изумительной красоты. Вероятно, сказки должны были способствовать развитию некоторых ремесел: гончарного, кузнечного, ткацкого и прочих. Ручные ремесла переходят в искусство, как говорят нам музеи. Найдется и еще немало доказательств культурного влияния сказок[14].

Организация встречи с писателем – это важный метод приобщения детей к литературе, к искусству слова, средство воспитания у них уважения к человеческой мудрости, интереса к чтению – привычному, обыденному, но в сущности, по словам М.Горького и Р. Гаизатова, таинственному процессу «духовного слияния человека с великими умами всех времен и народов».

Книжка с картинками, быть может, самая первая в жизни ребенка. Ведь он – читатель совсем крохотный. Имя автора, пусть самого знаменитого, ему ничего не говорит. Книжка началась для него с рисунков, веселых, звонких, заманчивых, ярких.

Эдвард Лир – любимец английских детей. Он сочинял для них шутливые истории, веселые небылицы. По его забавным азбукам с картинками дети, играя, учились читать. Сказки о животных и растениях. В игре происходит непосредственно-эмоциональное общение, предметно-манипулятивные действия, учебная, общественно-полезная трудовая деятельность. Если художник сумел сохранить память детства, если, обращаясь к веселой фантазии, художник оказался, по слову Владимира АндреевичаФаворского, в одном пространстве со своим читателем, ребенок готов сто раз прослушать рассказ, вдоволь полюбоваться картинками. А потом, вполне возможно, вооружившись ножницами, взять и вырезать их из книжки все до единой. С понравившимися рисунками ребенок не захотел расставаться. Он вырезал их, чтобы долго еще в них играть, сочинять к знакомому рассказу новые концы и начала, по своей прихоти, воле, желанию располагать фигурки в разных неожиданных сочетаниях и комбинациях.

Как бы ни была справедлива народная мудрость – «в педагогике нельзя изобрести ничего нового, все уже сделал Ян Амос Каменский», - тем не менее, год за годом, цикл за циклом, сменяя друг друга, рождаются новые педагогические идеи, возникают технологии, обозначаются подходы. Педагоги дошкольного образования ищут пути создания условий, в которых будут новые возможности для раскрытия способностей ребенка, его полноценного развития, организуют образовательный процесс таким образом, чтобы осуществлялось эффективное взаимодействие между семьей и педагогическим коллективом, в полной мере реализовались права ребенка.

методика труд воспитание ребенок


2. Процесс трудовой деятельности детей

2.1 Анализ организации педагогической работы в ДОУ

В основе воспитательно-образовательного процесса лежит «Программа воспитания и обучения» под редакцией М. А. Васильевой[15]. ДОУ осуществляет сотрудничество с культурными и образовательными учреждениями города, с детской поликлиникой, социальной службой.

Интерьеры ДОУ оформлены с учетом современного дизайна: картинами местных художников, эстампами, панно, выполненными творческой группой воспитателей, также детскими рисунками, поделками. Обоснование содержания дошкольного образования потребовало от педагогов изменения предметно-пространственной среды. Много инициативы и выдумки проявил коллектив детского сада, чтобы устроить пребывание детей в ДОУ уютным и комфортным. В групповых комнатах оформлены игровые многосекционные ширмы «Дом», мягкие диванчики, макеты-модули. Выделены игровые и предметные зоны для выбора деятельности по интересам и желаниям. Занятия проводятся по подгруппам с учетом возраста, сочетаются с дополнительным образованием. В основе воспитательно-образовательного процесса лежит «Программа воспитания и обучения в детском саду» под редакцией М.А. Васильевой, внедряются комплексные программы и технологии нового поколения. Коллектив творчески подошел к проблеме организации оздоровительной работы, физического развития детей. Комплексный подход к сохранению здоровья детей позволил снизить заболеваемость.