Смекни!
smekni.com

Древнерусское феодальное право (стр. 6 из 20)

Происхождение этих памятников было различно, различна была их судьба, и по-разному они повлияли на другие юридические памятники древней Руси. Большинство историков согласны с тем, что Краткая Правда по времени своего происхождения предшествует Пространной, не говоря уже о Сокращенной, которую большинство исследователей относят к позднему времени. Однако в науке существует несколько иное мнение, разделяемое главным образом лингвистами (А.И.Соболевским, Е.Ф.Карским и С.П. Обнорским). Останавливаясь на языковых особенностях Краткой Правды. Они указывают, что этот памятник возник сравнительно поздно. Нам известны списки Новгородской 1 летописи, в которых содержится текст Краткой Правы. В частности, их поражает большое количество церковнославянизмов, которые в гораздо меньшей мере заметны в Пространной правде. Но этот взгляд на Краткую Правду не может быть принят, потому что лингвистические наблюдения не всегда имеют характер решительных доказательств. Краткая Правда дошла до нас в поздних списках  века, которые могли подвергнуться правке, изменениям именно языкового характера.

И отпусти их всъх домовъ, и давъ имъ списах вамъ. Такоже списавъ тако рекши имъ: по сей грамотъ ходите; яко же списах вамъ такоже держите. А се есть Правда Русская[19]

После этих слов помещён текст Русской Правды. Однако известие Новгородской летописи давно заподозрено в достоверности, прежде всего потому, что оно отсутствует в древнейшем Синодальном Списке, написанном не позднее  века. Приходится допускать возможность того, что в Новгородской 1 летописи младшего извода в данном месте имеется какое-то новообразование. Бросается в глаза не сообразность. Слова летописи о Русской Правде, данной Ярославом, не совпадают с текстом самой Краткой Правды, в которой упоминается не только о Ярославе, но и его сыновьях. В Софийской первой летописи имеются два известия об Ярославовых грамотах. Первое из них помещено под 1019 год и имеет полное сходство с таким же известием, находится в Новгородской 1 летописи младшего извода под 1016 год.

По своему составу Краткая Правда явно делится на несколько частей: Правду Ярослава (ст. 1 -18); Правду Ярославовичей (ст. 19-41); Покон вирный (ст. 42); Урок мостников (ст. 43). Все части Краткой Правды составлены в разное время и в разных местах. В Правде Ярослава входят первые статьи Краткой Правды, от начала памятника до слов: Правда оуставлена на Роуськой земли. В исторической науке шел долгий спор по вопросу о том, когда возникла Правда Ярослава. Прежде всего, бросается в глаза значительная разница между юридическими нормами договоров Руси с Византией и Правды Ярославовичей. Русская Правда знает нормы, несомненно, более поздние, чем договор 945 года. Договоры знают кровную месть без всякого ограничения: за убитого мстят его ближайшие родичи. В Правде месть уже рассматривается альтернативно с выкупом: аше не боудеть кто мстя, то 40 гривенъ за головоу. Следовательно, надо считать, что Правда Ярослава возникла позднее договоров Руси с греками. Древнейшая Русская Правда, как и летопись 1015 года, рисует нам Новгород расколотым на две части, на два лагеря - одному из них принадлежало население Новгорода от боярина до изгоя, а к другому - чужеземцы. Самое начало Ярославовой Правды как бы возвращает нас к той злополучной ночи, когда возмущенные мстили варягам на Поромони дворе. Русская Правда узаконивает право на кровную месть: Убьеть муж мужа - то мьстить брату (за) брата, или сынови (за) отца, любо отцю (за) сына, или братучаду, любо сестрину сынови. Аще не будеть, кто мьстя, то 40 гривен за голову. Аще будеть русин, любо гридин, любо купчина, любо ябетник, любо мечник, аще изгой будеть, любо словенин, то 40 гривен положите за нь

Предполагая обороняться в Новгороде от киевской отцовской дружины, Ярослав заигрывал с наемными отрядами варягов, зверски наказал новгородцев, творивших самовальный суд. Письмо княжны Предславы изменило все - перед Ярославом открылась возможность вмешаться в начинающиеся усобицы. Ярославу нужно было опереться на более надежное войско, чтобы отважится на борьбу с коварным полувизантийским Святополком. Единственной возможностью был союз с Новгородом, а для этого нужно было дать какие-то гарантии, оградить статьями княжего закона всех новгородцев от бесчинства варяжских дружин Эймунда или иного конунга. Так появился устав Ярослава - древнейшая Русская Правда, 18 статья которой защищала жизнь, честь, имущество новгородских мужей и простых славян от бесцеремонных посягательств варягов.

Устав Ярослава не был первым законодательным актом. Он представлял собой наиболее ранний кодекс семьи и брачного права Древнерусского государства, сложившийся в течении  веков. В связи с тем, что взаимоотношения внутри семьи феодального общества, также как и заключение, и расторжение брака, принадлежали юрисдикции церкви, этот кодекс стал церковным судебником. Уже в договорах с Византией 911 и 944 годов имеются ссылки на закон русский и возможно, что статья Русской Правды о челядине выходят к этому, недошедшему до нас, другому закону[20]. Название Русская Правда этот устав получил, как видно для отличия от уставов греческих, которые по принятию христианства имели сильное влияние на юридический быт Руси. Русская Правда первыми строками своими напоминает о древнем быте племен и указывает на изменения, произошедшие в этом быту после призвания князей. Многое в Русской Правде опиралось на обычное неписаное право: если убьют огнищанина... - так начинается 3 первых параграфа закона Ярославичей. Убийство огнищанина каралось смертью преступника (во пса место), если было совершено грабителем, то огромным штрафом в четверть пуда серебра. Если огнищанина на дороге убили разбойники, то штраф возлагался на всю общину, в которой было найдено его тело.

Накануне окончательного распада Киевской Руси на отдельные княжества был создан наиболее полный свод феодальных законов, так называемый Пространной Русской Правдой.Грамота 1015 года была использована для перечня наказаний за преступление против личности свободных людей. Правда Ярославичей дала материал для защиты княжеского имущества и защиты жизни княжеских управителей. Покон вирный определял прокорм в пути за счет населения княжеского сборника вир. Устав заботился об иностранных купцах. Новые статьи развивали тему защиты собственности, занимались вопросами наследства и правового положения вдов и дочерей. Последующий раздел - подробное законодательство о холопах, о штрафах за укрывательство чужого холопа. Новый закон строже регламентирует княжескую долю штрафа (продажучтобы княжеские сборщики не могли злоупотреблять своей властью.

По своей терминологии Правда Ярослава близко подходит к договору Новгорода с немцами конца  века (1195 года) в том договоре имеется статья, напоминающая статью в Русской Правде: Оже имати скотъ варягу на русинъ, възметь свое[21] В Правде Ярослава сказано почти теми же словами: Аже где възыщеть на друзъ прче, а он ся запирати почнеть, то ити ему на изводъ пред 12 человека (ст. 14). Возможно, что Правда Ярослава была основана на более раннем памятнике. Таковы первые 10 статей, кончающиеся двумя статьями о варягах и колбягах. Эта часть Краткой Правды может быть названа Древнейшей Правдой. Вторая часть Краткой Правды представляет собой особый памятник, который принято называть Правдой Ярославовичей. Начинается она со слов: Правда оуставлена Роуськой земли, егда ся съвокупилъ Изяслав, Всеволод, Святослав, Коснячко, Перенъгъ, Микыфоръ, Кыянин, Чюдинъ, Микула. Совещание Ярославовичей, на котором рассматривались вопросы связанные с княжеской вотчиной, об организации княжеской вотчины. Главной целью которого было - пересмотреть систему наказаний и окончательно отменить отмирающую месть. Съезд Ярославовичей мог состояться только между 1054 и 1073 годов, т. к. в 1054 году умер Ярослав, а в 1073 году Святослав выгнал из Киева старшего брата Изяслава, и после этого Ярославовичи уже никогда не собирались вместе. Возникновение Правды Ярославовичей, по-видимому, следует отнести к 1072 году. Она была составлена в Вышгороде, на что указывает участие в ее составлении Чудина и Микулы, связанных с Вышгородом. В ней обнаруживаются черты, говорящие о наличии классовой борьбы, в условиях которой она была создана. Такова ссылка Изяслава о пене в 40 гривен за убийство старого конюха при стаде, его же оубилъ Дорогобоудьци. Дорогобуж - город на Волыни, через который шел Изяслав, возвращавшийся с польской военной помощью для подавления восстания киевлян. Правда Ярославовичей возникла в непосредственной связи с восстаниями в 1068-1071 годах. Она называет категории непосредственных производителей, своим трудом обслуживающих вотчину: рядовичей, смердов, холопов и одновременно вводит высокие ставки за убийство княжеских людей, участившиеся в то время на Руси. Правда Ярославовичей - специальный закон. Она близка по духу к Capitulare de vilis Карла Великого. Ее назначение - оберегать интересы княжеского имения, окруженного крестьянскими мирами- вервями, враждебно настроенными против своего далеко не мирного соседа-феодала. Недаром феодал укреплял свое жилище и защищал себя суровыми законами.