Смекни!
smekni.com

Древнерусское феодальное право (стр. 7 из 20)

Дополнительные статьи Русской Правды, видимо, не имеют непосредственного отношения к Правде Ярославовичей, а приписаны позже, начиная со слов: а оже увидеть чюжь холопъ любо рабоу. В конце дополнительных статей помещен покон вирный и устав мостникам. По мнению А.И. Соболевского и И.А. Стратонова, в уставе мостников говорится о постройке и починке моста. Однако, в нем, наверно, устанавливается размер вознаграждения за их работу. Он был памятником, который дал основание для взыскания разного рода гипотез. Исследователи считают, что эта часть Краткой Правды возникла в Новгороде. Под поконом вирным принято понимать те статьи Краткой Правды, которые касаются поступлений от продаж и вир между князем, вирниками, церковью (десятина), а также денежное или натуральное вознаграждение, которое должен получить вирник при взыскании виры.

В действительности Краткая Правда возникла не как механическое соединение двух или трех источников, а как единое целое, путем определенной редакционной обработки, сделанной не позднее конца  или начала  века. Местом возникновения Краткой Правды некоторые исследователи считают Киев (Б.Д. Греков, С.В. Юшков), другие (М.Н.Тихомиров) - Великий Новгород. Предположение о новгородском происхождении является пока наиболее вероятным.

Еще более сложным является вопрос о происхождении Пространной Правды. В рукописях Пространная Правда разделена на 2 части: 1 часть начинается заголовком: Суд Ярославль Володимърич, 2- новым киноварным заглавием Устав Володимъръ Всеволодовича. Взгляд на Пространную Правду как на сборник, состоящий из двух частей, не может быть принят последующим соображениям. Одним из источников Пространной Правды является Краткая Правда. Из которой в переделанном или дословном виде были заимствованы некоторые статьи. Заимствование это было сделано и в первой и во второй части Пространной Правды, причем единовременно, вследствие чего отсутствует какое - либо повторение заимствования статей Краткой Правды, тогда как такое повторение имеется в самой Краткой Правде как результат ее составления на основании различных несогласованных между собой источников. Кроме Краткой Правды, составители Пространной Правды использовали Устав Владимира Мономаха.[22] В него входили постановления о взимании процентов и о закупах. Третьим источником является протограф Сокращенной Правды, т. к. текст Пространной Правды складывается из трех источников, взаимно исключающих друг друга. Русская Правда имела ближайшую связь с договорами Смоленска с немцами в  веке, но возникла раньше их, т.к. тексты договора уже ссылаются на Правду и имеют более поздний денежный счет, чем в Пространной Правде. По мнению М.Н.Тихомирова, Пространная Правда возникла в начале  века в Новгороде и была связана с новгородским восстанием в 1209 году. Время возникновения новых юридических памятников на Руси чаще всего совпадало с большими социальными изменениями. Так, Судебник 1550 года возник после московского восстания 1547 года, А Соборное Уложение после 1648 года. Пространная Правда была памятником гражданского законодательства в Новгороде. Спор об официальном и неофициальном происхождении Пространной Правды, которым исследователи так много занимались, в сущности, бесплоден, потому что в древности понятие о законности памятника не было достаточно ясным. Авторы Пространной Правды ставили перед собой задачу руководства, в котором тщательно определялись в первую очередь финансовые права князя. Князь в своей вотчине рисуется Правдой в качестве землевладельца- феодала. Вся администрация вотчины и все ее население подлежит его вотчинной юрисдикции. Судить их можно только с разрешения и ведома вотчинника (или смерд умучат, а без княжа слова, за обиду 3 гривны, а в огнищанине, и в тивунице - 12 гривен(ст. 33)). Также в Пространной Правде отстаивающие интересы боярства. Большое количество статей Пространной Правды, относящихся к торговле и ростовщичеству, типичны для такого памятника, который мог возникнуть в крупном городе. С необыкновенной яркостью Пространная Правда рисует перед нами жизнь боярского и купеческого дома, связанного с торговлей. Являясь памятником классового господства феодалов, в ней можно увидеть беспощадное угнетение челядинов и смердов. В Пространной Правде совсем не случайно на полях против перечня личного состава княжеской вотчины (значительно расширенной против Правды Ярославовичей), очевидно, какой-то юрист приписал: Такоже и за бояреск, т. е. все штрафы, положенные за убийство вотчинны княжеских слуг, распространяются и на вотчины боярские. Первое впечатление от Пространной Правды как и от Правды Ярославовичей такое, что изображенный в ней хозяин вотчины с сонмом своих слуг разных рангов и положений, собственник земли, обеспокоенный возможностью убийств, стремится найти защиту в системе судебных наказаний.

Есть еще одна новость в Пространной Правде. Она обмолвилась о свободных смердах. В то время как Правда. Ярославовичей говорит только о смердах зависимых, упоминая их в числе челяди. Пространная Правда говорит, что смерды лично ответственные перед государственной властью. Смерд может работать на барском дворе, в барском хозяйстве вообще, но он не теряет своих специфичных признаков непосредственного производителя, владеющего средствами производства, необходимыми для ведения самостоятельного хозяйства. Смерд действительно сделал, в конечном счете, челядь ненужной. Лешков В. “Соображая статьи устава (Русской Правды), - пишет он, - по которым всякий смерд, умиравший бездетным, давал право наследовать в своем имуществе князю, или по которым умучение смерда, без княжего слова, подвергало виновного наказанию; по которым имущество смердов постоянно противопоставлялось имуществу князей, например, конь смерда - коню князя и борть смерда - княжеской, и по которым были особые уроки смердам, оже оплатят князю продажу: мы заключаем, что смерды были люди князя[23]Рассуждения В.Лешкова неверны. Смерды есть низший. Рабочий, безземельный класс. Они были как бы наймиты, работавшие на князя из хлеба и, следовательно, обязанные отдать ему все свои силы за полученную от него землю, хлеб и защиту[24] В.О.Ключевский всю землю считает государственной. Смерда он видит только на государственной земле и называет государственным крестьянином. Правда пользуется термином смерд в двояком смысле: свободный простолюдин вообще и свободный крестьянин в частности. Вопросу о древнерусских смердах суждено, видимо, остаться крайне спорным надолго. С.В.Юшкову принадлежит заслуга изучения правового положения смерда. Смерды- свободные члены общины- основная масса сельского населения всей Руси, не попавшие в частновладельческую зависимость и подчиненные только государству. Они - плательщики даней, самая значительная часть населения. Русская Правда имея в виду киевских и новгородских смердов, знает не только крепостных смердов, но и свободных. Свободный смерд сам отвечает за свои преступлениято ти уроци смердам, оже платять княжю продажю (ст. 45 ПП). Стало быть, не все смерды платят князю продажу, т.е. отвечают за себя, а только свободные. [25]

Даже при первоначальном знакомстве с Русской Правдой бросается в глаза отсутствие одной из характерных черт феодального законодательства: в княжеском Уставе, нет ни слова о нормах оброка и барщины для смерда. Впервые о смерде говорится в статье 26 Краткой Правды Археографического списка: А въ смердьи и холопъ 5 гривенъ. Смерд работал на пашне, жил по селам. Поэтому за смердами наблюдали особые сельские старосты. У смерда был рабочий скот, который он получал от господина. Поэтому на него распространялось право мертвой руки, отчетливо выраженное в первой части статьи 90 ПП: Аже смерд умреть, то задница князю. Это суровое право распространялось на смердов потому, что в изучаемый период они в правовом положении не выделялись из среды холопов. [26] Однако трудности определения статуса смерда на этом не кончаются. Смерд и по другим источникам выступает как крестьянин, владеющий домом, имуществом, лошадью. За кражу его коня штраф устанавливается 2 гривны.

Дани, полюдье и прочие поборы подрывали устои общины, и многие ее члены, чтобы уплатить дань сполна и самим как-нибудь просуществовать, должны были вынуждены идти в долговую кабалу к своим богатым соседям. Долговая кабала стала важнейшим источником формирования экономически зависимых людей. Они превращались в челядь и холопов, гнувших спины на своих хозяев и не имевших практически никаких прав. Более сложной юридической фигурой является закуп. Краткая Правда не упоминает закупа, зато в Пространной Правде помещен специальный устав о закупах. Закуп- человек, работавший в хозяйстве феодала за купу, заем, в который могли включаться различные ценности: земля, скот, деньги и прочее. Этот долг следовало отработать, причем не существовало нормативов. Объем работы определялся кредитором. Поэтому с нарастанием процентов на заем, кабальная зависимость увеличивалась и могла продолжаться долгое время. Первое юридическое урегулирование долговых отношений закупов с кредиторами было произведено в Уставе Владимира Мономаха.[27] Закон охранял личность и имущество закупа, запрещая господину беспричинно наказывать и отнимать имущество. Если сам закуп совершал правонарушение, ответственность была двоякой: господин увеличивал за него штраф потерпевшему, но сам законодатель мог быть выдан головой, т.е. превращен в холопа. В качестве свидетеля в судебном процессе закуп мог выступать только в особых случаях. В феодальном хозяйстве широко применялся труд рабов- холопов, ряды которых пополнялись пленными, а также разорившимися соплеменниками. Положение холопов было крайне тяжким - они ниже хлеба ржаного ели и без соли от последней нищеты. Феодальные путы цепко держали человека в рабском положении. Иногда, вконец отчаявшись и изуверившись во всех земных и небесных надеждах, холопы пытались разорвать их, поднимали руку на обидчиков- хозяев. Так, в 1066 году, сообщает Новгородская летопись, был удавлен собственными холопами один из церковных изуверов епископ Стефан. Холоп - наиболее бесправный субъект права. Его имущественное положение особое: все, чем он обладал, являлось собственностью господина. Его личность как субъекта права не защищалась законом, В судебном процессе холоп не может выступать в качестве стороны. Ссылаясь на его показания в суде, свободный человек должен был оговориться, что ссылается на слова холопа. Закон регламентировал различные источники холопства Русской Правды и предусматривал следующие случаи: само продажа в рабство, рождение от рабы, женитьба на рабе, ключничество, т.е. поступление в услужение к господину, но без оговорки о сохранении статуса свободного человека. Одна у холопа была надежда. Если был он пленным - от рати взят, то соплеменники могли выкупить его. Цена за пленного была высока- 10 златников, полновесных золотых монет русской или византийской чеканки. Не каждый надеялся, что заплатят за него такой выкуп. А если раб происходил из своего русского рода- племени, тогда ждал он и желал он смерти своего господина. Хозяин мог завещанием своим духовным, надеясь искупить земные грехи, отпустить холопов на волю. После этого превращался холоп в пущенника, то есть отпущенного на волю. Холопы стояли на низшей ступени уже и в те древние времена лестницы социальных отношений. Источники холопства были также: совершения, бегства закупа от господина, злостное банкротство. Жизнь становилась сложнее, дани и оброки увеличивались. Разорение непосильными поборами смердов- общинников породило еще одну категорию зависимых людей- изгоев. Изгой- это человек, изгнанный силой тяжелых жизненных обстоятельств из своего круга, разорившийся, потерявший дом, семью, хозяйство. Название изгоя происходит, по-видимому, от древнего глагола гоить, равнозначному в старину слову жить. Уже само возникновение особого слова для обозначения таких людей говорит о большом количестве обездоленных. Изгойство как социальное явление широко распространилось в Древней Руси, и феодальным законодателям пришлось включить в своды древних законов статьи об изгоях, а отцам церкви то и дело поминать их в своих проповедях.[28]