Смекни!
smekni.com

Уголовная ответственность за разбой (стр. 5 из 14)

Таблица 2.2 Мотивы, реализующиеся преступными способами

Тип мотива Описание
Корыстный Личное обогащение за счет других людей;
Алчный Стремление к поддержанию уровня комфорта, обладанию материальными благами и их потреблением;
Биологический Стремление к поддержанию элементарных жизненных потребностей человека как биологического существа;
Антисоциальный Пренебрежительное отношение к нормам и требованиям социального поведения, которые мешают осуществлению личных планов;
Враждебный Враждебное отношение к окружающим людям, под влиянием личных обид, неудач и т.д.;
Агрессивный Жестокость или агрессивность как самоцель.

Мотивации преступного поведения лиц, имеющих расстройства психики, обладает существенными особенностями. Под психическими расстройствами следует понимать умственную отсталость, алкоголизм, наркоманию, психопатию правонарушителей. Специалисты в ряде случаев отмечают снижения уровня самоконтроля, вследствие чего приоритет получает эмоциональное состоянии, импульсивность, преобладание возбуждения над торможением[36].

Стрессовые состояния также имеют значение, особенно те, которые сформированы хроническим ожиданием враждебности со стороны окружающих людей, отсутствием материальных средств к существованию, низким социальным статусом.

Поведение и личность потерпевшего могут играть важную роль в мотивации преступного поведения.

Роль поведения и личности потерпевшего при этом может быть производной от особенностей его состояния (опьянение, например), состояния психологического или физического здоровья, от его образа жизни, действий и т.д.

При анализе ст. 11, 12 и 13 УК РФ было установлено, что действие Уголовного кодекса Российской Федерации распространяется на граждан России, иностранных граждан и лиц без гражданства, то есть в обязательном порядке на людей – физических лиц. Следовательно, юридические лица, животные не могут являться субъектами преступления. (три знака вопроса)

Судебно-следственная практика включает примеры случаев многочисленных ошибок следователей, которые возбуждают уголовные дела в отношении юридических лиц, что, как было установлено, законом недопустимо и, соответственно, согласно Уголовно-процессуальному кодексу РФ влечет за собой недопустимость всех доказательств, которые были получены после возбуждения уголовного дела.

Содержание ч.1 ст.20 УК РФ свидетельствует о том, что уголовной ответственности подлежат лица, достигшие на момент совершения преступления шестнадцатилетнего возраста. Однако из общего правила есть и исключение, отмеченное в ч.2 ст.20 УК РФ. Так, данной частью установлено, что лица, на момент совершения преступления достигшие четырнадцатилетнего возраста, подлежат уголовной ответственности за разбой. Таким образом, законодателем был снижен возраст наступления уголовной ответственности за разбой с 16 до 14 лет, что в очередной раз подчеркивает общественную опасность данного вида преступления. При этом, также необходимо учитывать, что сущность общественной опасности доступна для понимания даже 14-летнего подростка[37].

При условии достижения 14-летнего возраста лицом, совершившим разбойное нападение, требуется наличие еще одного признака: вменяемости субъекта преступления. Согласно ч.3 ст.20 УК РФ, несовершеннолетний, достигший возраста, предусмотренного первой и второй частью данной статьи, который страдает психическим расстройством, вследствие чего не мог осознавать общественную опасность и противоправный характер осуществляемого деяния, уголовной ответственности не подлежит. К таким лицам применяются принудительные меры медицинского характера.

Также, субъективная сторона исследуемого преступления предполагает наличие у правонарушителя корыстной цели и прямого умысла.

Часть 2 статьи 25 УК РФ включает четкое определение прямого умысла. Так, преступление признается совершенным с прямым умыслом при условии, что лицо, совершившее преступление, осознавало общественную опасность своих действий (или бездействия), предвидело неизбежность или возможность наступления общественно опасных последствий, и желало их наступления.

Таким образом, разбой совершается исключительно с прямым умыслом. Виновный в полной мере осознает, что его требование о предъявлении имущества незаконно, причем в качестве средства воздействия используется именно нападение, совершающееся с применением насилия, либо с угрозой применения такового. При этом не имеет значения, желает ли правонарушитель привести свои угрозы в исполнение при отказе владельца имущества с ним расстаться.

Профессор Здравомыслов Б.В. уверен, что «сознание общественно опасного характера преступления и предвидение его последствий характеризую процессы, протекающие в сознании правонарушителя, что образует интеллектуальный элемент преступного умысла, а желание наступления последствий содеянного относится к полевой сфере психического состояния и определяет волевой элемент преступного умысла»[38].

При хищении направленность умысла определяется корыстными целями и мотивами. Сущность их заключается в стремлении виновного удовлетворить собственные материальные потребности за чужой счет, посредством изъятия имущества, на которое он не имеет никаких прав.

Таким образом, корыстная цель имеет место в случаях преступного обращения чужого имущества в пользу правонарушителя, а также в случае передачи его другим лицам, в материальном положении которых заинтересован виновный. При передаче имущества, изъятого преступным способом, корыстная цель правонарушителя достигается путем последующего получения какой-либо части переданного имущества. А квалификация разбоя зависит от истинного мотива преступления как элемента его субъективной стороны.

2.2 КВАЛИФИЦИРУЮЩИЕ ПРИЗНАКИ РАЗБОЯ И САНКЦИИ ЗА СОВЕРШЕНИЕ ПРЕСТУПЛЕНИЯ

2.2.1 Квалифицирующие признаки разбоя

В соответствии с ч.2 ст.162 Уголовного кодекса Российской Федерации, уголовная ответственность предусматривается за квалифицированный разбой, совершенный группой лиц по предварительному сговору, а равно с применением оружия или предметов, используемых в качестве оружия.

Рассмотрим основные понятия, фигурирующие в данной части статьи 162 УК РФ. Группой лиц по предварительному сговору считается такая группа лиц, которая заранее договорилась о совместном совершении исследуемого вида преступления. Причем такая группа в обязательном порядке должна обладать признаками соучастия:

- в группе должно содержаться не менее двух лиц;

- лица, входящие в состав группы, должны являться субъектами уголовного права;

- лица, входящие в состав группы, должны действовать умышленно, совместно и согласованно;

- не менее двух участников группы должны выполнять объективную сторону разбоя.

Отметим, что сложное соучастие с юридическим распределением ролей не образует квалифицирующие признаки разбоя.

При разбое возможны две разновидности соисполнительства – параллельное и последовательное. При первом все участники преступной группы параллельно относительно времени и пространства выполняют объективную сторону преступления частично или полностью. При последовательном объективная сторона преступления делится на несколько этапов между участниками группы, причем каждый из них выполняет свой этап. Согласно ч.2 ст.35 УК РФ, уголовная ответственность за разбой, совершенный группой лиц по предварительному сговору, наступает в том случае, если один из них осуществил изъятие имущества. Если же другие участники преступления совершали согласованные действия, которые были направлены на оказание содействия исполнителю (например, лица не проникали в жилище, но участвовали во взломе двери, решеток, запоров, по заранее состоявшейся договоренности вывозили похищенное имущество), то содеянное ими признается соисполнительством, и не требует дополнительной квалификации по ст. 33 УК РФ[39].

Действия лиц, которые непосредственно не участвовали в совершении похищения чужой собственности, но которые содействовали совершению данного преступления указаниями, советами либо заранее обещавшие скрыть следы преступления, устранить препятствия, не связанные с оказанием помощи исполнителям преступления, надлежит квалифицировать в качестве соучастия содеянному в форме пособничества, что регламентируется ч.5 ст.33 УК РФ.

Сговор признается предварительным в тех случаях, когда он был достигнут организованной группой до начала реализации объективной стороны преступления. Форма сговора может быть различной: письменная, устная, жестикулярная, мимическая, молчаливое согласие и т.п.

При вменении такого признака, как предварительный сговор группы лиц, необходимо учитывать, что при квалифицированном разбое исполнителями являются не только непосредственно завладевающие имуществом лица, но и те, кто применял психическое или физическое насилие по отношению к потерпевшим. Общее согласие о совершении разбоя в группе достигается заранее, до реального момента совершения преступления.

При квалификации действий виновных следует выяснить, имел ли место такой предварительный сговор участников в совершенном деянии до его начала, непосредственно направленном на хищение имущества, а также факт состоятельности договоренности о распределении ролей в целях реализации преступного умысла. К тому же, установлению подлежат конкретные действия, совершенные каждым исполнителем преступления.

Отметим, что группа лиц по предварительному сговору довольно устойчива, потому что между ее членами до совершения преступления существует временной промежуток, в течении которого такая группа не распалась, но в то же время, формирование преступной группы еще не стало завершенным, ее состав не стабилизирован, члены группы свободно выходят из нее ровно также, как легко появляются новые члены. Изучение судебной практики свидетельствует о том, что случаи, когда группы совершают преступления в полном составе (определенном изначально) довольно редки.