Смекни!
smekni.com

Уголовная ответственность за разбой (стр. 7 из 14)

Доказательства стоимости имущества – это документы, показатели свидетелей и объяснения потерпевшего. Если стоимость похищенной собственности определяется по ценам, актуальным на момент совершения разбоя, то размер ущерба, который возмещается потерпевшему, определяется по ценам, действующим во время принятия решения о возмещении ущерба, с последующей индексацией исчисленной суммы на момент исполнения судебного приговора.

Совершение нескольких хищений имущества квалифицируется как разбой в крупных размерах, причем общая стоимость всего похищенного имущества должна превышать 250 тыс. рублей. Условием для данной квалификации является и совершение всех хищений единым способом и при единых обстоятельствах, которые свидетельствуют об умысле совершения разбоя в крупном размере. При разбое, совершенном группой лиц по предварительному сговору, квалификация по размеру осуществляется определением общей стоимости похищенного имущества, а не долями, полученными отдельно каждым участников группы. Причиной тому является умысел лиц, которые заранее знают, что в общей сущности совершают разбой в крупном размере[43].

Последняя часть ст.162 УК РФ предусматривает ответственность за разбой, совершенный:

- организованной группой;

- в целях завладения имуществом в особо крупном размере;

- с причинением тяжкого вреда здоровью.

Разбой признается совершенным организованной группой в том случае, если он совершается устойчивой группой лиц, которые заранее определились для совершения одного или нескольких разбойных нападений. Организованная группа, в первую очередь, обладает признаками устойчивости участников, наличием в их составе организатора, руководящего процессом преступления, а также заранее разработанным планом преступного деяния, распределением функций между участниками группы при подготовке к разбою. Устойчивость организованной группы в отличие от преступной, носит несколько иной характер: здесь имеет место постоянство состава, стабильность. Отмечается затруднение вхождения в группы новым членам, негативное отношение к тем, кто желает выйти из состава группы. Но, пожалуй, главное отличие заключается в том, что совместная преступная деятельность рассчитана на длительное время. Помимо устойчивости организованная группа обладает следующим рядом признаков:

- в организованной группе имеется лидер, выполняющий функции руководителя и организатора;

- при совершении преступлений происходит распределение ролей;

- совершение преступления сопровождается тщательной подготовкой;

- возможность использования логически сложных способов преступления;

- поддержание строгой дисциплины особого порядка (как правило, такие принципы индивидуальны для каждых групп);

- замена личных взаимоотношений на деловые;

- формирование единой целостно-нормативной установки;

- распределение преступных доходов происходит в соответствии со структурой группы и конкретным положением каждого лица в данной структуре;

- создание специального денежного фонда.

Установление данных признаков позволяет квалифицировать преступные группы как организованные, и отграничивать их от групп лиц, совершающих преступления по предварительному сговору[44].

При признании в содеянном преступлении всех соучастников организованной группы, независимо от роли каждого, имеет место квалификация в качестве соисполнительства. В процессе квалификации преступных деяний двух и более лиц, которые совершили хищение чужого имущества посредством разбойного нападения, в случаях, когда не состоявшее в сговоре лицо в ходе совершения преступления было принято другими лицами в его участие, это лицо несет уголовную ответственность только за свои конкретные действия[45].

Разбой, при котором сумма похищенного имущества имеет стоимость один миллион рублей и более, считается разбоем в особо крупном размере. Таким образом, для объективной квалификации разбойного нападения необходимо точное определение стоимости похищенного имущества.

Третий признак данной категории – это причинение тяжкого вреда здоровья. Причем стоит учитывать, что причинение тяжкого вреда здоровью по неосторожности в процессе разбойного нападения не представляет основания для квалификации преступного деяния по пункту «в» ч.4 ст.162 УК РФ, потому что в данной норме на неосторожную форму вину указание отсутствует.

В случае причинения смерти в процессе разбойного нападения квалификация преступления зависит от формы вины. Как уже было установлено, неосторожное причинение смерти не требует дополнительной квалификации. А в случае умышленного причинения смерти, разбой квалифицируется пунктом «з» ч.2 ст.105 УК РФ «Убийство, сопряженное с разбоем». Отметим, что степень тяжести нанесенных в ходе разбоя повреждений определяется результатами судебной медицинской экспертизы.

Тяжкий вред здоровью можно разделить на два вида: представляющий опасность для жизни, или не представляющий, но отнесенный к тяжкому ввиду исхода причиненных увечий. Опасный для жизни вред – это такой вред, который в момент его причинения представляет угрозу для жизни потерпевшего и заканчивается смертью при обычным течении (проникающие ранения позвоночника, черепа, живота, груди, гортани, глотки, пищевода, трахеи, термические ожоги и т.д.). Тяжкими повреждениями по исходу являются потеря слуха, зрения, органов, утрата органами их функций, обезображивание внешности потерпевшего, или причинение иного вреда, повлекшего за собой утрату общей трудоспособности более чем на одну треть или полностью.

Для субъективного отношения виновного к факту причинения тяжкого вреда здоровью при совершенном разбойном нападении характерно наличие не конкретизированного умысла[46]. Сознавая, что применяемое им насилие повлечет причинение вреда здоровью потерпевшего, виновный, вместе с тем, не представляет себе точно его тяжести. Действия виновного, квалифицируют по фактически причиненному ущербу потерпевшему.

2.3 ОТГРАНИЧЕНИЕ РАЗБОЯ ОТ СМЕЖНЫХ СОСТАВОВ ПРЕСТУПЕНИЙ

2.3.1 Отграничение разбоя от грабежа

По своей сущности разбой тесно примыкает к насильственному грабежу, что обуславливает необходимость разграничения этих составов преступлений.

В уголовном законодательстве Российской Федерации грабеж определяется как открытое хищение чужого имущества, которое совершается без применения насильственных действий по отношению к потерпевшему, и регламентируется ч.1 ст.161 УК РФ. Также, квалификация грабежа допускает применение насилия, не опасное для здоровья и жизни потерпевшего.

Под насилием, которое не представляет опасности для здоровья и жизни потерпевшего, понимаются побои и иные действия, причинившие физическую боль, либо действия по ограничению свободы потерпевшего. Весьма важно, чтобы указанные действия не представляли угрозы вреда здоровью, и не создавали такой опасности. В противном случае преступное деяние квалифицируется в качестве разбоя.

Если похищение чужого имущества открыто для видения потерпевшего или третьих лиц, даже в случае не осознания ими этого, совершеннее преступление расценивается как грабеж.

Судебная практика полна примеров, сопровождающихся определенными затруднениями в отграничении разбоя от грабежа.

Главным отличием разбоя от грабежа является степень объема и интенсивности насилия, поскольку объем всегда связан с насилием, представляющим опасность для здоровья и жизни потерпевшего, в то время как грабеж совершается либо без насилия, либо с насилием, не представляющим такой опасности[47].

Как при разбое, так и при грабеже, определение последствий физического насилия имеет существенное значение для объективного разграничения составов обоих преступлений, но не только в этом заключается установление степени насилия. Во многих случаях применение физического насилия относительно обоих видов преступления необходимо учитывать не только последствия насилия, но и другие обстоятельства, в частности – способ действий правонарушителя при применении насильственных действий, которые имеют важное значение при квалификации содеянного[48].

Действия правонарушителя, направленные на изъятие чужого имущества, соединенные с применением физического насилия, и последствия которые охвачены понятием насильственного грабежа, квалифицируются в качестве разбоя во всех случаях, при которых применение насилия представляет реальную опасность для жизни или здоровья потерпевшего.

Угроза, заключающаяся в высказывании таких слов, как «убью», «зарежу» и т.п., также как и угроза, выражающаяся обещанием использовать оружие против потерпевшего, в том числе и демонстрация оружия, воспринимается именно как фактическое насилие, которое предполагает опасность для здоровья и жизни, а значит, является характеристикой разбоя, а не грабежа.

Необъективная оценка характера угрозы имеет место в тех случаях, когда она выражается в неопределенной форме, но даже в этих случаях угроза высказывается виновным достаточно определенно, что следует воспринимать как объективный признак разбоя.

Более сложные затруднения при отграничении грабежа насильственного характера от разбоя, когда психическое насилие, примененное в процессе завладения чужим имуществом, выражается преступником неопределенно. Подобным психическим насилием может являться, например, угроза: «Отдай деньги, иначе будет хуже» и т.п.

В этих случаях преступник прямо не высказывает намерений убить потерпевшего, либо применить по отношению к нему насильственные действия, не демонстрирует перед ним оружие или другие предметы, которые объективно его заменяют.

Вопрос о признании в действиях преступника разбоя или грабежа применительно к таким случаям решается следующим образом. В первую очередь, необходимо учитывать субъективное восприятие потерпевшим примененной угрозы. Однако данное обстоятельство не может быть оценено как единственный критерий для разграничения исследуемых составов преступлений, потому что субъективное восприятие потерпевшего нередко не совпадает с реальным содержанием угрозы, которая была выражена в той или иной форме. Именно поэтому в таких случаях судебные исполнители должны всесторонне проанализировать обстановку совершения преступления (время, место, возможность позвать на помощь и т.д.). Также, они должны учитывать объективный характер действий преступника и все другие обстоятельства, и, исходя из этого, принять решение о квалификации содеянного.