Смекни!
smekni.com

Архивное дело в России в ХХ в (стр. 3 из 4)

В 1930-е гг. совершенствовалась законодательная база деятельности архивов. Так, коллективизация и индустриализация потребовали укрепления местных архивных органов, и в мае 1932 г. было утверждено Положение о краевых (областных) архивных управлениях и краевых (областных) архивах. По нему архивные бюро реорганизовались в архивные управления (АУ).положение расширило задачи АУ в вопросах выявления документов, подготовки кадров, организации районных архивов и руководстве архивами действующих учреждений, оно узаконило краевые и областные архивные органы как научные учреждения.

В середине 1930-х гг. было введено единоначалие в ЦАУ СССР и республик, реорганизован их аппарат. Структура ЦАУ стала строиться по производственному принципу, появились отделы центральных архивов, местных архивных органов, инспектора по руководству городскими и районными архивами и др. Постановление от 1 декабря 1934 г. ввело новую структуру архивных органов РСФСР. По нему республиканские, краевые и областные архивы делились на Архив Октябрьской революции, Исторический архив и Военный архив, при них создавались секретные отделения и архивно-справочные библиотеки. В июне 1935 г. Президиум ЦИК СССР принял решение об упорядочении архивного дела в стране, признав его состояние неудовлетворительным из-за недостатка квалифицированных кадров. Он предложил укрепить кадры архивов, увеличив научно-исследовательскую работу в области архивоведения.

В 1938 г. ЦАУ СССР было преобразовано в Главное архивное управление НКВД СССР и получило право руководить республиканскими архивными органами по всем вопросам архивного дела, ЦАУ РСФСР было ликвидировано и центральные архивы РСФСР стали центральными архивами СССР. Окончательно ГАФ СССР оформился в 1941 г., когда вышло постановление, оформившее юридически новую сеть государственных архивов.

Вся организационная перестройка архивных органов была направлена на улучшение их деятельности. Она расширила функции архивных учреждений и укрепила их правовое положение. Значительно улучшилось материальное положение архивов. Так, за первую половину 1930-х гг. бюджет по архивному строительству вырос в 4 раза.

После проведения административно-территориальной реформы была осуществлена большая работа по концентрации в архивах фондов ликвидированных губернских, уездных и окружных учреждений, но она сдерживалась отсутствием помещений. Учитывая это, было начато строительство специальных зданий для архивов в центре некоторых республиках.

Продолжалась работа архивных учреждений по упорядочению и описанию фондов. На 1 января 1935 г. было описано 60 % фондов, на 1 января 1938 г. – 71% , причем центральные архивы были описаны на 88%. Во второй половине 1930-х гг. началась ревизия состояния архивов и за 1935-1937 гг. было проверено более 40 млн. дел. Государственные архивы росли за счет материалов действующих учреждений, поэтому их состояние во многом зависело от состояния текущих архивов.

Основное место в работе архивов в этот период занимала организация использования документов. Процесс индустриализации усилил использование архивных документов в практических целях.

Читальные залы по-прежнему посещало большое количество исследователей. В 1930-1934 гг. в них работало более 20 тыс. человек, 1935-1937 гг. – 13 тыс. Продолжалась публикаторская работа архивов, но по мере усиления диктатуры она сокращалась, так, в 1934 г. было издано всего з сборника документов.

1930-е гг. стали для архивов сложным и тяжелым временем. С одной стороны, архивные органы в соответствии с новыми задачами реорганизовались, появились общесоюзные органы управления архивами, усилилась централизация архивного дела. В работе архивов на первый план вышло упорядочение и описание дел. С другой стороны, были преодолены не все негативные последствия предыдущего периода, большая часть материалов оставалась в неупорядоченном виде, это затрудняло их использование. Низка была квалификация и образовательный уровень архивистов. Это мешало архивам выполнять задачи научно-исследовательских учреждений. Кадровую проблему обостряли чистки и репрессии второй половины 1930-х гг. они лишали архивы наиболее ценных работников и привели к сокращению научно-исследовательской и публикационной деятельности архивистов.

3.2. Архивы СССР в годы Великой Отечественной войны.

Начало Великой отечественной войны привело к перестройке работы всех архивных учреждений страны на военный лад. Главной задачей архивистов западных районов стала организация спасения документов. Уже в конце июня 1941 г. ГАУ НКВД СССР разослало архивным учреждениям, оказавшимся в районе военных действий и в непосредственной близости от них, указания об эвакуации архивных фондов, и началась массовая эвакуация документов в Заволжье, Сибирь, Казахстан и Среднюю Азию. Места эвакуации определяло ГАУ.

В целом архивная система встретила войну в состоянии полной неготовности, т.е. не были составлены списки наиболее ценных документов, не были описаны места эвакуации, и приходилось решать эти вопросы спешно в ходе войны. Часто ответственность ложилась на рядовых архивистов, которые проявили подлинный героизм и, благодаря которым, были спасены ценные фонды. В целом ущерб, причиненный ГАФ страны, исчисляется 87 млн. дел, т.е. государственный фонд станы лишился 67% документов.

Особенно серьезный урон был нанесен ведомственным архивам. Совнарком СССР распоряжением от 5 июля 1941г. поручил руководителям центральных учреждений своевременно эвакуировать всю ценную документацию в глубь страны и при этом разгрузить архивы от материалов, не имеющих оперативного и научно-исторического значения, что привело к массовой гибели документов. Было уничтожено 97% дел ведомственных архивов.

Наряду с работой по эвакуации и размещению архивных фондов с первых дней войны начинается собирание, учет и использование военных материалов.

В 1943 г. на заседании научного совета Управления государственными архивами НКВД СССР были обсуждены вопросы комплектования архивных фондов в целом. Была отмечена необходимость разработки научных принципов комплектования и создания единой системы организации документов в текущем делопроизводстве и архивах.

В годы войны продолжалась археографическая деятельность архивов, публиковались сборники документов, посвященные истории страны, ее героическим станицам. Продолжалась работа по использованию документов в практических и научных целях. Издавались сборники документов, планировалась организация выставок, чтение докладов и лекций с использованием документов.

В годы войны продолжалась методическая работа архивов. По мере освобождения оккупированных территорий восстанавливались архивные учреждения, осуществлялась реэвакуация архивных материалов и сбор документов учреждений и организаций, действующих на оккупированной территории.

Условия деятельности архивных учреждений в годы войны были очень сложными, что затрудняло их работу. Но архивы продолжали существовать, и их сотрудники многое сделали для спасения документов и собрания материалов войны, они вели справочную и публикаторскую работу. Самоотверженный труд многих работников был отмечен государственными наградами.

3.3. Развитие архивного дела в СССР в послевоенный период (1945-1985 гг.)

После окончания войны перед архивами встали задачи возрождения и упорядочения ГАФ, на это был направлен ряд принятых документов. В 1946 г. Главное архивное управление МВД СССР издало «Инструкцию о порядке проведения проверки наличия и состояния документальных материалов в государственных архивах СССР» и «Правила учета документальных материалов в государственных архивах СССР», а в 1948 г. – «Основные правила систематизации документальных материалов в государственных архивах СССР». В первые послевоенные годы на основе этих положений архивисты занимались проверкой наличия и состояния дел, их учетом, систематизацией и описанием необработанных материалов и дел, пришедших в неупорядоченное состояние в результате эвакуации и реэвакуации. Одновременно выявлялись документы для их использования в практических целях, в первую очередь, в процессе восстановления народного хозяйства и памятников архитектуры. Эти меры способствовали более эффективному использованию документов и расширили источниковую базу исторической науки.

Итоги работы архивов за первые послевоенные годы и за весь советский период подвела конференция архивистов и историков, которая состоялась летом 1948 г. и была посвящена 30-летию советского архивного дела. Она определила задачи архивов в новых условиях и способствовала активизации их деятельности.

В тяжелом положении находились ведомственные архивы, и это положение изменялось очень медленно. Большинство их материалов было уничтожено или серьезно пострадало во время эвакуации и реэвакуации. Во многих учреждениях не было помещений для архивов, не везде были штатные работники-архивисты, но в тех архивах, где были архивисты, начала проводиться работа по приведению дел в порядок, их учету и описанию.

В период «оттепели» с учетом новых условий работы были приняты директивные документы, способствовавшие совершенствованию деятельности госархивов. Так, в 1954 г. была введена «Инструкция о прядке выдачи документальных материалов ГАФ СССР из хранилищ государственных архивов СССР», в 1955 г. – «Правила издания исторических документов», в 1957 г. – «Правила комплектования государственных архивов».

В 1956 г. ГАУ СССР, АУ Белоруссии и Украины вступили в Международный совет архивов (МСА). В сентябре 1956 г. советская делегация участвовала в работе III международного конгресса архивистов во Франции. Таким образом, были восстановлены международные связи и начала преодолеваться оторванность советских архивов от европейских и мировых.