Смекни!
smekni.com

Ментальный тренинг для усовершенствования мастерства вокалистов (сольников) (стр. 2 из 8)

Внимание связанно с индивидуально-типологическими особенностями, как интроверсия и экстраверсия. При выполнении какой-либо работы экстраверты, в силу их большей подвижности, делают чаще установку на скорость выполнения. Это отрицательно сказывается на точность выполнения задания. (Станиславский, 1951)

Различна и переключаемость внимания у интровертов и экстравертов. Она более легко дается экстравертам, это связанно с предрасположенностью реагирования на внешние обстоятельства. Сосредоточение- первая буква в алфавите успеха. Внимание и концентрация мысли есть причина всякого успеха. Посторонние мысли нередко ведут за собой лишние и неточные движения, закрепляясь при повторении , образуют неправильное исполнение, не имеющую художественной ценности. Напряженное, концентрированное внимание представляет собой тяжелый умственный труд, истощающий нервные клетки головного мозга, ведущие в данный момент работу, в результате чего в них возникают тормозные процессы и процесс возбуждения переходит на другие участки мозга. Для того чтобы этого не произошло методисты рекомендуют ограничить время занятий. Внимание очень тесно связанно с контролем действия, которое становится собственно вниманием тогда, когда достигает уровня автоматизации действий.


1.3 Психогигиена вокалиста

Что нужно артисту для того, чтобы он всегда был, как говорят , в форме, чтобы он всегда мог в полной мере использовать свои творческие возможности?

Для этого артист прежде всего должен чувствовать себя здоровым.

Верхние дыхательные пути, а также трахея, бронхи и легкие должны быть у певца всегда здоровыми. Он должен иметь выносливую мышечную, дыхательную и сердечно-сосудистую системы.

У певца должны быть хорошие слух и зрение, а также хорошо развитая память. Он должен выработать у себя устойчивое творческое настроение. Все эти требования могут быть выполнены лишь в том случае. Если у певца будет здоровый организм с натренированной, работающей без срывов нервной системой, и если развитие певца, всей его личности будет происходить разносторонне, гармонично. Певец никогда не сможет достичь больших успехов , если будет заботиться о здоровье и правильном развитии только одного голоса, мало обращая внимания на рациональное развитие, укрепление всего организма в целом, на совершенствование всей личности в интеллектуальном и нервно-психическом смысле. (Егоров А.М..1962)

Очень важно оберегать себя от болезней, которые, как известно, наносят вред здоровью, снижают жизненный тонус человека.

Многие артисты после концерта не могут долго заснуть, у некоторых сон тревожен, только под утро сон становится более спокойным и глубоким.

Плохой сон не дает отдыха певцу. Составляя рациональный режим для певца, надо исходить из требований его профессий и гигиенических норм.

Особое внимание должно быть уделено укреплению нервной системы, сохранению нервной энергии. Дело в том, что певец часто переезжает из города в город с гастролями. Происходит быстрая смена условий работы и быта всегда сопровождается ломкой одного динамического стереотипа и заменой его новым, что требует затраты нервной силы.

Для певца очень важно закаливание и укрепление организма. Некоторые певцы относятся к этому скептически , предпочитая кутать горло шарфом, остерегаться открытой форточки. Практики доказали, что закаливание предохраняет человека от простудных заболеваний. Закаливание для певца - важное средство профилактики опасных для него болезней и сохранения здоровья. (К.В. Злобин, 1958)

У артистов-вокалистов гигиенические требования к одежде имеют некоторые особенности, связанные с их профессией. Нижняя часть грудной клетки и подгрудинная область не должна быть сжата одеждой, чтобы не ограничивать дыхательных движений, не затруднять кровообращения в этих областях и не создавать лишних очагов раздражений, которые могут сказаться отрицательно на дыхании (тугие жилеты, бюстгальтеры, корсеты и проч.).

Если певец недостаточно владеет мышцами брюшного пресса, рекомендуется надевать на живот особый пояс – бандаж (по Л. Н. Работнову), поддерживающий нижнюю и среднюю часть брюшной стенки. Это может значительно облегчить работу прямых и косых мышц живота и помочь созданию "опоры" для дыхания.

Воротнички сорочек должны свободно облегать шею со всех сторон, не сдавливая ее, не затрудняя кровообращения. Молодые певцы, недостаточно тренированные, должны избегать выступлений в узкой и сдавливающей ступни ног обуви и с высоким каблуком. Узкая обувь и высокий каблук, сдавливая стопы ног и перенося тяжесть тела с пятки на пальцы, вызывает прежде всего нарушение правильного кровообращения в ногах, кроме того, создает комплекс неприятных ощущений, что мешает творческому состоянию выступающего певца, а у нетренированных лиц может вызвать различные отрицательные явления. Имеются отдельные случаи, когда певицы во время концерта падали в обморок, чему причиной являлась нерациональная обувь.

Во время менструаций у женщин происходит изменения верхних дыхательных путях, влияющие на звучание голоса. Также отмечается гиперемия слизистой оболочки носа, глотки, гортани и трахеи. Голосовые связки и другие части слизистой оболочки гортани краснеют и покрываются комочками слизи. Сила мускулатуры ослабевает. Всем певицам необходимо показываться врачу-ларингологу при начале менструаций и после окончания их для контроля за состоянием верхних дыхательных путей. (Петров В., В.И. Анцышкина)

1.4 Профилактика болезней голоса

Заболевания голосообразовательных органов, связанные с их неправильной функцией, называются функциональными заболеваниями. Основной причиной их являются нарушения в работе нервной системы, причем ряд таких болезней характеризуется отсутствием каких-либо видимых изменений в голосообразовательных органах, но в других подобных же заболеваниях наряду с нарушением функции голосообразования появляются видимые изменения органах фонации.

Фонастения. Главные симптомы этой болезни: быстрая утомляемость голоса от самой незначительной певческой работы и неприятные ощущения в гортани при пении. В тяжелых случаях отсутствует звук голоса даже при попытках говорить. Никаких объективных болезненных изменений при этом в гортани и остальных верхних дыхательных путях не обнаруживается.

Фонастению разделяют не хроническую и острую.

Под первой понимают заболевание, принявшее длительное течение и трудно поддающееся лечению, под влиянием рационального лечения.

Гипокинез голосовых мышц, то есть недостаточная их активность. При этой болезни звук голоса теряет высоту, певец не может тянуть его, быстро устает, часто у него наступает полная афония, то есть отсутствие какого-либо звука при попытке его издать.

Истерический паралич голосовых мышц выражается в уменьшении или полной потере звучания голоса при речи пении. Он появляется внезапно и в тяжелых случаях не дает возможности больному говорить даже шепотом.

При осмотре гортани отмечается зияющая голосовая щель. Движения голосовых связок при этом бывают весьма незначительными. Паралич обычно двусторонний.

Истерический спазм голосовой щели также сопровождается изменением звука голоса и выражается в спазме голосовых мышц гортани.

Речь в этом случае резко нарушена, пение невозможно.

По своему происхождению к описанным заболеваниям гортани, называемое несмыканием связок.

При этом заболевании певец жалуется на быструю утомляемость голоса при пении и упорное понижение звука (детонироание).

Осмотр гортани в данном случае показывает, что при фонации голосовые связки полностью не смыкаются, - между ними остается щель, то есть налицо частичный паралич голосовых мышц.

Несмыкание голосовых связок имеет в своей основе нарушение в работе нервной системы.

У людей с неустойчивой нервной системой, особенно вегетативной ее части, иногда внезапно бывает приступ так называемого нервного (вазомоторного) насморка. Больной начинает чихать, лицо и нос краснеют, начинается слезоточение. Сначала закладывает нос, а затем появляются жидкие, прозрачные выделения.

Длительность подобного приступа насморка – от нескольких часов до 2 – 3 дней и кончается он так же внезапно, как и начался. Иногда эти приступы учащаются, болезнь принимает затяжное течение и длится недели и месяцы.

Причиной подобного насморка является нарушение в деятельности нервной системы, а толчком к этому могут служить самые разнообразные обстоятельства, например, волнение, желудочно-кишечные расстройства, необычная пища, охлаждение тела или его перегревание и т. п.

Нередко встречается хронический атрофичесий насморк, который вызывает неприятные ощущения притупляет чувство обоняния. Такой насморк связан с нарушением питания тканей из-за неправильной функции вегетативной нервной системы и обычно распространяется на слизистую оболочку глотки, а иногда и гортани.

Из-за нарушения питания тканей носа бывает также гипертрофический насморк, при котором разрастаются носовые раковины и закладывает нос.

Основная причина всех перечисленных заболеваний – нарушение правил гигиены певца, а в первую очередь нервно-психической гигиены.

Все подобные функциональные заболевания хорошо излечиваются. Чем раньше начато лечение, тем быстрее наступает выздоровление.

При функциональном заболевании певец должен быть взят тотчас же под наблюдение квалифицированного педагога, причем желателен тесный контакт педагога с лечащим врачом при разрешении многих вопросов лечебного характера. Выздоровление певца в этом случае зависит от хорошо продуманных и умело применяемых совместных лечебных мероприятий врача и педагога-вокалиста.