Смекни!
smekni.com

Ментальный тренинг для усовершенствования мастерства вокалистов (сольников) (стр. 3 из 8)

Для профилактики функциональных заболеваний голосового аппарата к каждому певцу необходимо соблюдать правила нервно-психической гигиены, чем будет укрепляться нервная система. (К.В. Злобин, 1958)

Многие певцы с неустойчивой или ослабленной нервно-психической сферой склонны впадать в болезненное состояние, называемое астеническим. Такое состояние наблюдается при нервных заболеваниях – неврастении и других неврозах. Неуверенность в себе и подавленное настроение – симптомы этого состояния. Неудачное выступление в спектакле или концерте, плохое звучание голоса, субъективная не удовлетворенность созданным образом, передачей тех или иных нюансов исполняемого произведения и т. п. – все это выводит такого певца из равновесия, снижает его жизненный тонус и может стать одной из причин развития функциональных болезней голоса.

Если певец страдает подобным неврозом, надо лечиться у невропатолога и психоневролога и постоянно находиться под наблюдением.

Кроме того, для предупреждения функциональных заболеваний голосовых органов, нужно соблюдать правила гигиены, гигиены дыхания, питания, гигиены голоса при выступлениях, гигиены голоса у женщин при менструациях. Так же важно принимать меры для предупреждения воспалительных заболеваний верхних дыхательных путей, а если такие заболевания возникли, лечиться у врача и только после выздоровления приступать к вокальной работе; при ненормальностях в строении органов голосообразования находиться под постоянным наблюдением врача-фониатра и по вопросам вокальной работы консультироваться с ним.

Если певец перенес тяжелую болезнь, то после выздоровления он должен быть под наблюдением врача и согласовывать с ним объем своей вокальной работы. (Егоров А.М..1962)

1.5 Сущность превосходства

Уверенность в себе и безопасность- 2 из самых важных факторов. Если я знаю что способен функционировать на 40-50 процентов своих возможностей. Я всегда должен думать "я могу сделать все". Эта вера необходима, чтобы превзойти других. Для превосходства над другими надо постоянно искать возможности для самороста. Петь с различными и лучшими певцами. Всегда надеяться что лучший концерт должен все еще прибывать. И нет смысла сосредотачиваться на каждом случае, так как концертов много. Лучше действительно сосредоточиться на стороне связанной с развитием. Другой компонент для превосходства- управление своими чувствами, контролировать свои действия. Получение удовольствия и умение насладиться моментом, мгновением очень важно для исполнителя.

Концентрация –вещь, которую должны изучить прежде всего. Дисциплина- также основное правило способности концентрироваться. Есть много вещей проходящих через нашу голову, важно, уметь быстро переключаться в нужное русло.

Внутренние качества, для превосходства над другими.

Основные элементы превосходства - контроль своих действий, положительные образы, умственная готовность. Однако существуют два дополнительно-взаимосвязанных качества: спонтанность и творческий потенциал.

Очень трудно отделить спонтанность и творческий потенциал. Творческий потенциал описывают как визуализацию, воображение или музыкальную интерпретацию, личное выражение чувств и эмоций, которые пробудила музыка. Спонтанность интерпретировалась как открытость к творческому потенциалу, выражая импульсы или вдохновение.( Орлик Т.1992)

1.6 Виды ментального тренинга (МТ)

Аутогенная тренировка (АТ). В основе существующих методов АТ лежит механизм самовнушения (психического самовоздействия), впервые изученный в практических целях французским аптекарем Э. Куэ в начале XX века, впервые примененный во врачебной практике немецким терапевтом И. Шульцем в 1930-х годах. Самовнушения являются условием, повышения активности процессов саморегуляции состояний. В качестве критерия эффективности АТ обычно берется уровень психомышечкой релаксации, достигнутый субъектом в процессе упражнений АТ. Таким образом, саморегуляция в АТ реализуется посредством аутокоммуникации между "Я" субъекта и частями его тела ("не- Я"), воспринимаемыми субъектом как субличности или элементы внутриличностной сферы.

Йдеомоторная тренировка (ИГ). В основе идеомоторной тренировки лежит "загадочный эффект" связи мысли и движения. Представление о движении каким-то образом тесно связано с самим движением. Образ движения (представление о движении) вызывает само движение, что проявляется в идеомоторных актах — микродвижениях мышц, ответственных за выполнение данного движения в целом. Идеомоторные акты были известны ученым еще в XVII веке, но экспериментально стали изучаться лишь в конце XIX века. Первые экспериментальные исследования, проведенные М. Шаврелъ, Дж. Бредом, Д. Менделеевым, показали, что чем ярче и полнее представляет человек желаемое движение, тем легче и точнее оно воспроизводится в реальной деятельности. На основе ИТ в 1970-е годы возник новый метод ментального психотренинга, получивший название "мысленной репетиции" предстоящего выступления.

Мысленная репетиция (МР).Как пишет В. П. Некрасов с сотрудниками,(19..) "оптимальное психическое состояние не является подарком судьбы. Требуется систематическая работа над собой для того, чтобы уметь управлять своими эмоциями и чувствами, снимать влияние психологического груза временных неудач, боязни предстоящей деятельности". Этой цели лучше всего соответствует метод мысленной репетиции, широко используемый в практике психологической подготовки певцов. Примером эффективности этого метода может служить психологическая подготовка известного немецкого теннисиста Бориса Беккера, который, начиная с 14-летнего возраста, часами "прокручивал" в воображении мысленные картины его предстоящих встреч со звездами мирового тенниса в положении лежа после просмотра очередной видеозаписи с участием звезд тенниса. Метод мысленной репетиции успешно используется для адаптации психики вокалистов (артистов) к условиям предстоящего выступления в сочетании с ментальным видеотренингом (просмотр видеозаписей выступлений).

Ментальный имаготренинг (ИВ).

Метод имаготренинга (образ, изображение) основан на функциях продуктивного (творческого) воображения, позволяющее создать в своем уме нужную картину предстоящих действий, представить себя в желаемом образе, спроектировать этот образ в будущее, вжиться в него. Для этого и существует имаготренинг и его групповые варианты психодрама и социодрама, что помогает изобразить и пережить себя тем, кем желаешь, перевоплотиться в образ. Данные методы широко практикуются в сценической подготовке актеров. Существует большое число психотехнических упражнений для имаготренинга. Спортсмен во многом подобен актеру, что очевидно для артистических видов спорта, например, акробатики, футбола, гимнастики, синхронного плавания, фигурного катания на коньках и др. ...Однако неталантливому, актеру не помогут никакие законы творчества. Но эти законы помогут одаренному актеру проявить талант и развить его". Принятая "маска-образ" создает эффект "психологической защиты" и делает его недосягаемым для соперников .

Психотренинг волевого внимания (ГШВ).

К этой группе методов ментального тренинга относятся традиционные приемы и упражнения на концентрацию внимания, развитие памяти, навыков тактического мышления, принятие решений, коррекцию самооценки и др. (Е.Кончик,2002)

Обыгрывание.

В этом приеме психологической подготовки певец- исполнитель постепенно приближается к ситуации публичного выступления, начиная от самостоятельных занятий и кончая выступлением в кругу друзей. Обыгрывание ситуации выступления надо делать как можно более часто и постараться достичь того, чтобы говоря словами Станиславского, трудное стало привычным, привычное – легким, а легкое - приятным.

Ролевая подготовка.

Смысл этого приема заключается в том, что исполнитель, абстрагируясь от своих собственных личностных качеств, входит в образ хорошо известного ему певца, не боящегося публичных выступлений, и начинает петь в образе другого человека. В психотерапии этот прием называется имаго терапией , т.е. терапией при помощи образа. В состоянии внушения определенного образа талантливого человека у испытуемых повышается уровень творческого потенциала.

Смысл ролевой подготовки заключается в том, что исполнитель, чрезмерно волнующийся перед ответственным выступлением, вопреки своему состоянию начинает играть роль человека, который уверен в себе и ничего не боится. Далее надо с максимально возможной полнотой постараться вжиться в этот образ, выполняя для этого соответствующую систему действий.

Надо скопировать манеру держаться этого человека, разговаривать, смеяться и т.д. При этом внутри неминуемо будет рождаться новое психическое состояние, в котором будут преобладать настроение уверенности и мажорного мироощущения.

Способность через целенаправленное самовнушение к максимально полному и глубокому принятию новой роли является высшим этапом психологической подготовки.

Предконцертное самочувствие ученика в значительной мере зависит от психического состояния педагога.

Каждый певец за время своей карьеры накапливает определенный опыт как успешных, так и неуспешных выступлений. Для выяснения причин неудачных выступлений полезно ведение дневника, в котором фиксируются причины, проведшие к тому или иному результату. А также записывать свое самочувствие, свои мысли, действия во время лучших выступлений, чтобы создавать в себе то состояние, которое, на ваш взгляд является оптимальным. ( Петрушин. В И., 1971)

1.7 Основы метода гетеросуггестивной психомышечной релаксации

"Гетероссугестивный тренинг психомышечной релаксации(ГСПМР) разрабатывается (В.Н.Кожевников, 1987), который в свою очередь является модификацией ментального тренинга.

Ментальный тренинг, как информационно-кодословный метод лечения разраблтан Ларсоном-Эриком Унесталем (1975). В основе метода лежит применение упражнений, способствующих появлению и углублению ощущения тяжести, тепла, покоя в определенных участках тела, что ведет к релаксации, на фоне которой проводится внушение каких-то мыслей, желаний, образов, ощущений, состояний.