Смекни!
smekni.com

Гуманистическое направление в психологическом консультировании (стр. 3 из 5)

Неконгруэнтность между Я и опытом

Между восприятием собственного Я и актуальным опытом организма часто возникает расхождение. Так, индивид может воспринимать себя как обладающего характеристиками a, b, и c, и испытывающего чувства x, y, и z. Однако точная символизация его опыта будет указывать на характеристики c, d, и e, и чувства v, w, x. Когда существует такое расхождение, имеется неконгруэнтность между Я и опытом. Это состояние напряженности и спутанности, поскольку в какой-то степени поведение индивида будет регулироваться актуализирующей тенденцией, а в какой-то - тенденцией к актуализиции Я, создавая тем самым противоречивые или необъяснимые формы поведения.

Уязвимость

Термин уязвимость относится к состоянию неконгруэнтности между Я и опытом. Он акцентирует потенциал психологической дезорганизации, содержащийся в этом состоянии. Когда существует неконгруэнтность и индивид ее не осознает, он потенциально уязвим для тревоги, угрозы и дезорганизации. Если сознательное восприятие значимого нового опыта приводит к явному расхождению с его представлением о себе, это создает угрозу для индивида, - его Я-концепция оказывается дезорганизованной под влиянием противоречивого и неассимилированного опыта.

Тревога

Феноменологически тревога - это состояние дискомфорта или напряжения, причина которого неизвестна. Если смотреть извне, то тревогу можно определить как состояние, в котором неконгруэнтность между Я-концепцией и опытом индивида приближается к символизации в осознании. Когда опыт очевидно расходится с Я-концепцией, защитный ответ на угрозу становится затрудненным. Тревога - это реакция организма на "подпороговое восприятие", что расхождение может войти в сознание, принуждая к изменению в Я-концепции.

Угроза

Угроза существует, когда переживание сознательно или подсознательно воспринимается как неконгруэнтный структуре Я. Угроза может быть рассмотрена как внешняя сторона явления, который, по внутреннему ощущению, переживается тревогой.

Психологическая дезадаптация

Состояние психологической дезадаптации существует, когда организм либо вовсе не допускает в сознание, либо искажает какие-то значимые переживания. Вследствие этого точная символизация этого опыта не происходит, следовательно он не включается в гештальт Я-структуры, что в свою очередь приводит к неконгруэнтности между Я и опытом.

Защита

Защита - это поведенческая реакция организма на угрозу, цель которого - сохранение нынешней структуры Я. Эта цель достигается путем перцептивного искажения опыта при осознании ради уменьшения неконгруэнтности между опытом и структурой Я или путем отрицания осознания опыта, - тем самым отрицания какой-либо угрозы для Я.

Искажение при осознании, отрицание осознания

Материал, существенно расходящийся с Я-концепцией, не может быть прямо и свободно допущен в сознание. Чтобы объяснить, как это происходит, был разработан конструкт отрицания или искажения. Когда опыт воспринимается на подпороговом уровне как неконгруэнтный структуре Я, организм, по-видимому, реагирует искажением смысла опыта (делая его согласующимся с Я) или отрицанием существования опыта, чтобы уберечь структуру Я от угрозы. Наверное, это наиболее ярко проявляется в те моменты терапии, когда отклик терапевта, верно услышанный и понятый, означал бы, что клиенту необходимо открыто воспринять серьезное несоответствие между его Я-концепцией и опытом. В таком случае клиент может ответить: "Я могу слышать слова, которые вы произносите, и знаю, что мне следует понять их, но я просто не могу воспринять содержащийся в них смысл". То есть, отношения между терапевтом и клиентом слишком хороши, чтобы искажать смысл рационализацией, но в то же время смысл слишком угрожающ, чтобы его принять. Поэтому организм отрицает значение, передаваемое в коммуникации. Такое прямое отрицание опыта встречается намного реже, чем искажение. Так, если Я-концепция включает в себя характеристику "Я плохой студент", то опыт получения высокой оценки легко может быть искажен, чтобы сделать его конгруэнтным Я, например, так: "Этот профессор дурак", "Мне просто повезло" и т. п.

Интенсиональность

Этот термин взят из общей семантики. Если человек реагирует или воспринимает в интенсиональной манере, он склонен рассматривать опыт как абсолютный и безусловный, прибегать к сверхобобщениям, находиться под влиянием какого-то представления или убеждения; ему не удается локализовывать свои реакции в пространстве и времени; он смешивает факт и оценку, опирается скорее на абстракции, чем на проверку реальности. Этот термин покрывает часто используемую концепцию ригидности, но он охватывает более широкий диапазон поведенческих рекций, чем тот, который принято рассматривать как проявления ригидности.

Конгруэнтность, конгруэнтность Я и опыта

Эти базовые концепции возникли из терапевтического опыта, в ходе которого индивид пересматривает свою Я-концепцию, чтобы сделать ее конгруэнтной своему точно символизированному опыту. Так, он обнаруживает, что одним из аспектов его опыта, если его точно символизировать, будет ненависть к отцу; другим будут сильные гомосексуальные желания. Он реорганизует представление о себе, чтобы включить в него эти характеристики, которые прежде были бы несовместимы с его Я.

Таким образом, когда переживания себя точно символизируются и включаются в Я-концепцию, возникает состояние конгруэнтности Я и опыта. Если это верно для всех переживаний себя, индивид является полностью функционирующим человеком. Если это верно для некоторого специфического аспекта опыта индивида, такого, как опыт в данных отношениях или в данный момент времени, мы можем сказать, что индивид в рамках этого опыта пребывает в состоянии конгруэнтности. Другие понятия, по сути синонимичные конгруэнтности: интегрированный, целостный, подлинный.

Открытость опыту

Быть открытым опыту прямо противоположно оборонительной позиции. Этот термин можно использовать применительно к какой-то области опыта организма. Он обозначает состояние, когда каждый стимул независимо от того, возникает он внутри организма или в среде, свободно передается через нервную систему без искажения или трансформации каким-либо защитным механизмом. Нет нужды в механизме "подпорогового восприятия", посредством которого организм получает предупреждение об опыте, угрожающем Я. Напротив, независимо от того, является стимул воздействием конфигурации формы, цвета или звука в среде, следом памяти о прошлом, или висцеральным ощущением страха, удовольствия или отвращения, - он полностью доступен сознанию индивида. У гипотетического человека, полностью открытого своему опыту, и соответственно точно символизирующему поступающие стимулы, Я-концепция была бы совершенно конгруэнтной его опыту.

Психологическая адаптация

Оптимальная психологическая адаптация существует, когда весь опыт ассимилируется на символическом уровне в гештальт структуры Я. Таким образом, оптимальная психологическая адаптация - это не синоним полной конгруэнтности Я и опыта, или полной открытости опыту. Улучшение психологической адаптации движется по направлению к этой конечной точке.

Экстенсиональность

Термин взят из общей семантики. Человек, реагирующий или воспринимающий экстенсиональным образом, склонен рассматривать опыт как ограниченный и дифференцированный, осознавать пространственно-временную закрепленность фактов; полагаться на факты, а не представления; производить оценку различными способами, осознавать разные уровни абстракции, проверять предположения и абстракции реальностью.

Зрелость

Индивид демонстрирует зрелое поведение, когда его восприятие реалистично и экстенсионально, он не занимает оборонительную позицию, принимает ответственность за то, что отличается от других, принимает ответственность за собственное поведение, оценивает опыт на основании данных, полученных из собственных ощущений, изменяет оценку опыта только на основании новых данных, принимает других как уникальных индивидов, отличных от него самого, ценит себя и других.

Условия ценности

Структура Я характеризуется условиями ценности, приводящими к тому, что некое переживание себя или их набор избегается или ищется только потому, что индивид выделяет их как в большей или меньшей степени достойные самоуважения.

Роджерс утверждал: "Терапия - это сущность жизни, так ее и следует понимать" (Rogers, 1951). Личностно-центрированная терапия обращается к целому ряду происходящих внутренних динамик терапевта и клиента. Взаимодействие двух людей, основанное на осознании их внутренних откликов, составляет динамику терапевтических отношений в личностно-центрированной терапии. Фокус при этом на прямом переживании в отношениях:

Процесс терапии не рассматривается как прежде всего имеющий дело с воспоминаниями клиента о его прошлом, с исследованием проблем, с которыми он сталкивается, с его восприятием себя, с переживаниями, которые он боится допустить в сознание. Согласно нашим гипотезам, процесс терапии - это прежде всего опыт отношений между клиентом и терапевтом. Терапия состоит в переживании себя в эмоционально осмысленных отношениях с терапевтом. Слова, как клиента, так и консультанта имеют малое значение по сравнению с актуальными эмоциональными отношениями, существующими между этими двумя людьми.

Личностно-центрированная теория опирается на три условия, необходимых и достаточных, чтобы вызвать изменение в клиенте. Теория не ставит акцент на технических навыках или знаниях терапевта. Она предлагает ему быть: (a) подлинным, или конгруэнтным; (b) эмпатичным, или понимающим; и заботливым, или подтверждающим. Три эти установки являются агентом изменения в терапевтических отношениях. Если клиент воспринимает их и если ему некомфортно с самим собой, он включится в процесс позитивного личностного изменения. Такова базовая гипотеза личностно-центрированной терапии.