Смекни!
smekni.com

Гуманистическое направление в психологическом консультировании (стр. 5 из 5)

Седьмая стадия. Индивид комфортно живет в текучем потоке своих переживаний. Новые чувства переживаются глубоко и непосредственно. Неконгруэнтность минимальна и временна. Я становится центром осознания этого процесса переживания. Почерпнутые из опыта смыслы вновь перепроверяется последующим переживанием.

Исследования с использованием Шкалы процесса и ее производных показывают, что существуют значимые вариации в поведении, имеющие место в ходе индивидуальной или групповой терапии

Личностно-центрированный подход теоретически применим к любым отношениям, где люди стремятся к тому, чтобы понять друг друга и быть понятыми; где люди хотят до какой-то степени раскрыться и содействовать росту друг друга. Эти характеристики присутствуют во множестве отношений, а следовательно личностно-центрированные принципы могут применятся во множестве ситуаций. Элементы искренности, эмпатического понимания и позитивного отношения обеспечивают и укрепляют здоровые отношения, вне зависимости от обстоятельств, в которых они складываются. Поскольку это простые, понятные принципы, доступные, хотя бы в какой-то мере, любому человеку, их может применять каждый. Они не являются исключительной прерогативой профессионалов, потратившим на их приобретение годы учебы. То, что они просты и понятны, не означает, что их легко достичь, их приобретение не гарантируется профессиональной подготовкой и на самом деле может потребовать гораздо больше времени, чем профессиональная подготовка.

Резюме

Теоретической основой личностно-центрированной терапии является вера в человеческий рост в оптимальных условиях. Актуализирующая тенденция в человеке - это огромная сила, наделенная собственным ритмом и направлением.

Задача терапевта - облегчить осознание клиентом его актуализирующего процесса и веру в него. Главное открытие личностно-центрированной терапии - это открытие установок терапевта, создающих оптимальный климат, в котором клиент может позволить развернуться собственному росту. Процесс терапии действительно центрирован на клиенте, чье внутреннее переживание диктует темп и направление терапевтических отношений.

Доверие к процессу роста индивида является одновременно системой ценностей и руководством для терапии. Как таковое, оно противоречит ценностям, преобладающим в школе, семье, церкви, бизнесе и других организациях нашей страны. Преобладающей позицией в них - скептицизм к процессу человеческого роста. Достаточно лишь представить себе семью или школу, которые могут принять установку доверия к процессу роста ее членов в атмосфере искренности, заботы и понимания, чтобы увидеть контраст с большинством семей и школ.

Возможно, в будущем влияние личностно-центрированной теории на институты нашей страны будет более явным. В какой-то степени это уже происходит. Например количество людей в сфере образовании и религии, принимающих личностно-центрированные принципы, растет с каждым годом.

Вывод, который можно сделать: три десятилетия личностно-центрированной терапии, исследования и публикации предлагают обширную и довольно радикальную систему ценностей, которая отстаивает полное доверие к индивидуальному росту и развитию при определенных условиях. В таком качестве личностно-центрированная теория представляет собой заманчивое приглашение не только для психотерапевтов, работающих индивидуально, но и для человеческих групп любой формы, размера и убеждений.