Смекни!
smekni.com

Половая дифференциация и сексуализация детства: горький вкус запретного плода (стр. 4 из 7)

В этой связи процесс половой социализации в современных условиях представляет собой явление, не имеющее, пожалуй, аналогов во всей предшествующей истории России. Традиционная форма половой социализации исходила из типа соответствия полоролевых образцов половой принадлежности ребенка, т.е. для мальчиков это - маскулинная модель, а для девочек - феминная. К концу XIX - началу XX в. наметился, а в советское время развился маскулинный тип половой социализации, столь характерный для суровых времен, когда мужская модель поведения оказывалась более предпочтительной как для мальчиков, так и для девочек [10].

Это не могло не сказаться на изменении типа половой социализации в процессе формирования психологического пола в последние десятилетия, который можно было бы определить как инверсионный, т.е. маскулинный для девочек и феминный для мальчиков. (Может быть, поэтому у нас так много инфантильных, зависимых и пассивных мужчин и напористых, активных женщин. Вероятно, именно это имел в виду Е. Евтушенко, когда писал: "Лучшие мужчины - это женщины, это я вам точно говорю").

Инверсионный тип половой социализации приводит к формированию "унисексуальной" (или бисексуальной) модели психологического пола: наблюдаемый сегодня "унисекс" не только в одежде, моде, формах поведения, но и психосексуальных пристрастиях - убедительное свидетельство этого процесса. Половая социализация по инверсионному типу по своей сути является прямым насилием над естественной природой ребенка и таит в себе определенную опасность для общества в целом, масштабы которой трудно предугадать. В пубертатный период процесс половой социализации достигает своей кульминации, когда на фоне физиологической и гормональной бисексуальности подросток остро переживает амбивалентность собственной половой идентичности. В сочетании с современным снятием табу на гомосексуальную интимность происходит фактическое подталкивание мальчика или девочки к сексуальным контактам в однополой среде, что может быть в последствии зафиксировано в устойчивую гомосексуальную ориентацию не отдельных индивидов (сегодняшнего "сексуального меньшинства"), а в массовом порядке. Участь "сексуального большинства" Содома и Гоморры хорошо известна в истории культуры, и после обретения этого "плода демократии" нам остается лишь последний этап - садомазохизм и саморазрушение [8]; [17].

Социализация, в том числе и половая, исторически осуществлялась прежде всего в системе "ребенок — взрослый", однако половозрастные объединения системы "ребенок — ребенок", значительно позже включающиеся в этот процесс, являются также важнейшим институтом половой социализации. Детское сообщество как носитель собственной субкультуры обладает специфическими функциями в формировании психологического пола ребенка: в совместной деятельности и общении "на равных" уточняется и отрабатывается поведение ребенка в соответствии с его полоролевой позицией, устанавливаются психологические отличия полоролевого поведения мальчиков и девочек. Именно здесь ребенок обычно получал значительную долю информации (до 90% !) о "тайнах" деторождения и взаимоотношений полов [13]; [37]. В то же время детская субкультура обладает культуро-охранительным свойством, поскольку, благодаря ей, сохраняются некоторые формы, тексты, элементы и стереотипы поведения различных эпох, утраченные в культуре, в том числе и в сфере полоролевых моделей поведения.

Если в 70- 80-х гг. ХХ века успех ребенка в подростковом сообществе сильно зависел от его соответствия критериям половой роли (быть хорошим парнем), а у девочки в подростковом возрасте происходил пересмотр планов профессиональной самореализации и отказ от индивидуального профессионального успеха в пользу женственности и материнства [10], то в начале 90-х г. и особенно в конце их эта картина кардинально изменяется: возникает четкая ориентация на семью.

В последние годы в силу ослабления социализирующего влияния семьи и традиционного детско-подросткового сообщества, а также внедрения обществом бисексуальной модели половой социализации мальчики и особенно девочки оказались сориентированы не на романтическую любовь, не на ценности семьи, а на "сексапильность", "безопасный секс" и гомосексуальные отношения. Эта ориентация, по свидетельству специалистов, прямым образом связана с ростом девиантного поведения. Легко переступив грань целомудрия, подростки оказываются психологически готовы к переступанию (пре-ступлению) других граней [22]; [24]; [29].

Очевидно, что половая социализация как фундаментальная социокультурная стратегия воспитания, осуществляемая взрослым сообществом, в современных условиях дезориентирует ребенка в плане формирования половой идентичности, ставя его в позицию выбора психологического пола даже в ситуации, когда его паспортный пол, определяемый при рождении, и отсутствие генетической патологии, гарантируют однозначную полоролевую позицию и нормальную психосексуальную ориентацию в будущем. По сути дела взрослое сообщество осуществляет активную деморализацию детской субкультуры. (В истории культуры деморализация народа и ослабление его, что в конечном счете приводит к потери им самостоятельности - явления взаимосвязанные (достаточно вспомнить "развратный Рим"). Отсюда охрана целомудрия молодого поколения, особенно девушек, была залогом сохранения национального духа и государственности. Сохранения своего и поругания чужого. Поэтому, скажем, древний обычай завоевателей трехдневного разграбления поверженного города сопровождался надругательством над его женщинами, что приобретало смысл морального поражения и унижения врага. Кстати, видимо, поэтому в империи 3-го рейха существовала целая система запретов добрачных связей для немок и одновременное маркирование верхней одежды проституток и гомосексуалистов позорными знаками. При этом на оккупированных территориях для славян поощрялись сексуальные свободы; по воспоминаниям высших офицеров, сведения о почти стопроцентной девственности незамужних женщин в русских концлагерях Гитлер воспринял как угрозу национальным интересам Германии.) Следствием этого процесса являются ранние половые связи, рост абортов и венерические заболевания подростков [24], (По данным ГОСКОМ СТАТа в России, с 1990 по 1995 годы детский сифилис вырос в 23 раза у мальчиков и в 62 раза (!) у девочек[17]; [30].) и тут закономерно появляется различные организации типа РАПСа и предлагают предупреждать и лечить следствие, (а не причину) с помощью "безопасного секса" [23].

Растущая в нашем обществе либерализация половой морали, ослабление роли семьи, фактическая легализация средствами массовой информации половых извращений, с одной стороны, и активное распространение порнографии через различные издания, в том числе, ориентированные на детскую аудиторию, а также теле- и видеофильмов, компьютерных игр - с другой, не только ориентируют подростков на ранние сексуальные связи, но и активно провоцируют мальчиков и девочек к занятиям проституцией и совершению половых преступлений. Это подтверждают опросы несовершеннолетних преступников [22]; [30].

Еще один фактор роста детских правонарушений и еще один аспект сексуализации детства связан с прямым сексуальным совращением (sexual abuse) – как особым видом насилия в отношении ребенка, которое при внешней мягкости оказывает сильнейшее психотравматическое воздействие на его психофизическое, социальное, духовно-нравственное здоровье, причем не только на актуальное, но и на будущее. Это особая тема, приобретающая государственный статус, в которой психологическая наука может и должна сказать свое слово наряду с юридическими и психиатрическими дисциплинами. (В экспертизе законопроекта "Об усилении ответственности за нравственное растление, сексуальное развращение и сексуальную эксплуатацию несовершеннолетних", принятого в первом чтении Госдумой в 2002 г, участвовала автор статьи.)

У ребенка дошкольного и младшего школьного возраста "мягкое" сексуальное совращение знакомыми или ближайшими родственниками (что теперь не редкость!) вызывает: психогенные невротические состояния, протекающие по типу шоковой реакции с психомоторной заторможенностью (в значительной степени у мальчиков), нарушениями речевого контакта и амнезией (более характерно для девочек). В дальнейшем у таких детей возникает атипичная депрессия, характеризующаяся страхами, нарушением сна, тревогой, пассивностью или расторможенностью. Ситуации, в которых насильниками выступили особо референтные взрослые - родители, не зависимо от возраста и пола этот факт имеет особо тягостные последствия для ребенка, его психического, интеллектуального и нравственно-духовного статуса: депрессия, нарушения сна, кошмары, навязчивые состояния, самообвинение, суицидальные попытки, деморализация и т.п.. Сексуальное насилие нередко становится причиной грубой виктимизации как неосознанной готовности ребенка вновь становится жертвой нападения. Став родителями такие дети, как правило, оказываются неспособны к полноценному воспитанию, повторяя паттерн родительского поведения с собственными детьми [7].

Как известно, первичной социальной группой, в которой происходит процесс половой социализации являются семья, родители, братья и сестры, ближайшие родственники. С помощью механизма идентификации со значимыми другими, в особенности с матерью и отцом, формируется психологический пол ребенка посредством овладения им нормами и стереотипами поведения в соответствии с половой принадлежностью. Этот механизм срабатывает не только в отношении окружающих ребенка взрослых и детей, но и в отношении культурных носителей половой дифференциации, например, литературных и киногероев, сказочных персонажей. В нашем экспериментальном исследовании середины 80-х гг. уже были получены факты несовпадения наблюдаемых и осваиваемых детьми фактических типов взаимоотношений в современной семье и идеальных образцов этих взаимоотношений, зафиксированных в культуре. Полоролевые стереотипы и представления о типично мужских и типично женских эталонах поведения в современных условиях оказываются в явном несоответствии с существующим типом семейных отношений. [2]; [3].