Смекни!
smekni.com

Нестандартная эротика в жизни человека и общества (стр. 10 из 10)

Обвинением в сексуальной распущенности в "викторианское" время можно было шантажировать или управлять поведением любого сколько-нибудь значимого в обществе лица, чиновника или землевладельца. Но надо помнить, что с античных времен господа имели (обычно) преимущественное право овладения своими наложницами (т. е. рабынями, горничными, служанками, гувернантками, кухарками...) и постепенно потеряли это право в глазах общественного мнения именно в столь недавний период.

Произошло определенное столкновение новой, "викторианской" морали, со старой, "по простому праву силы". Возрастающая недоступность свободного секса на этом рубеже (вторая половина XVIII - начало XIX вв.) повлекла за собой "уход" сексуального влечения в другие сферы жизни - в насилие, спорт, искусство. Именно к этому времени относятся пространные зарисовки экстравагантных опытов маркиза де Сада. А не получал ли гоголевский губернатор садистского наслаждения, когда наблюдал за тем, как секли унтер-офицерскую вдову, которую он, вероятно, перед этим безуспешно склонял к сожительству?

Зарисовки нравов тех времен не слишком контрастируют и с более поздними обвинениями в адрес Лаврентия Берии в его разврате (50-е годы XX века), хотя подобный разврат бьы знаком почти всем лидерам тогдашнего государства. "Незаконный" секс как бы существовал, поскольку не мог не существовать, а в то же время за него (при желании некоего чиновника) могли и покарать. Однако бытует также мнение, что Берия использовал огромную "армию" своих любовниц в основном в качестве агентуры...

Принуждение всегда осуждалось теми, кто не способен никого принудить. Но как только общество выдает кому-то (обычно мужчине, но иногда и женщине - как в случае Клеопатры, Екатерины II или Маргарет Тэтчер) право судить и руководить, то первым делом руководителю требуется доказать свое превосходство над гипотетическими соперниками и соперницами. Это достигалось в пору Клеопатры - казнями несостоятельных любовников; в пору русской императрицы - бонусами и привилегиями для фаворитов; во времена "мужественной Железной леди" - войной с мачистской Аргентиной и победой над мужчинами-угольщиками (последнее, в отличие от первого, было не так-то просто).

По мнению Фуко, брак в его классической форме тоже есть один из инструментов подчинения человека государству. Ведь именно государственные органы (а в странах с официально правящей религией - церковь) выступают единственными организаторами сексуальной жизни граждан, брак заключается по установленным свыше правилам, и за нарушение "утвержденного регламента" сексуальной жизни гражданина могут наказать.

А в самой сексуальной жизни все немного сложнее. Здесь страсть может принимать форму тонкого издевательства (Кармен и Хосе у Проспера Мериме, а также Бизе вкупе со Щедриным), или насилия, или рабского подчинения... У любви, пожалуй, больше вариантов, чем у власти. И это хорошо. Наверно, хотя бы поэтому можно верить, что стремление к любви когда-нибудь пересилит у человечества жажду власти.

Религия и секс - разрешимы ли противоречия "крыши" и пола?

Древние религии не оставили внятных свидетельств своего отношения к проблеме взаимоотношения полов. Впрочем, в древнем шумерском своде законов Хаммураппи есть соображения о подчинении жены мужу, но ведь таблички с этими законами относятся ко временам практически полудикого общества, в основном жившего по законам простой физической силы, а ведь, как известно, мужчины в среднем вырастают более сильными, чем женщины. Так что здесь культурный компонент взаимоотношения полов еще не ощущается.

В более поздний период отношения мужчины и женщины уже регулируются некими правилами, но они остаются неоформленными в "официальных документах". Известно лишь, что некоторые древнеафинские гетеры могли потребовать за свою любовь десятки быков или немалое количество золота. Это, вероятно, вполне сравнимо с теми суммами на кредитной карточке, которые получают в свое распоряжение любовницы современных российских (или иностранных - неважно) олигархов.

Однако религиозные каноны и по сей день не учитывают факты очевидной "покупки" женщин богатыми мужчинами. Как будто этого и нет. Основанием для брака ханжески признается только готовность следовать за мужем в богатстве и бедности, во здравии и в болезни и так далее. Муж же должен содержать жену исходя из своих собственных представлений об этом. Измениться такое положение могло только при достижении женщинами примерно равных возможностей с мужчинами. Этот процесс шел в Европе в течение последних двух веков, но только в XX веке правила половой жизни стали секуляризироваться, то есть отчуждаться от церковных правил и установлении.

И в настоящее время возникло глубокое противоречие между признанным фактом равноправия женщин и мужчин и оценкой их статуса религиозными организациями. Они не регламентируют подробностей сексуальной жизни, однако пытаются все еще жестко воздействовать на официальную сторону заключаемых половых союзов.

Одним из немногих исключений является тантра, которая, в большой степени связывая религиозное ощущение человека с его сексуальной жизнью, не только не вводит запретов, но напротив, "канализирует" пути проявления сексуального чувства, оформляет его, объясняет и в целом поощряет, не превознося телесного, но и не противопоставляя ему физического основания существования человека.

Согласно тантре, человек имеет сознание, энергию и тело. Тело само по себе может существовать лишь в качестве трупа. А живым его делает энергия, циркулирующая и хранящаяся в особых структурах - чакрах и нади. Самая нижняя чакра - муладхара - расположена в основании корпуса тела. В ней пребывает энергия кундалини, предоставляющая потенциальную возможность достижения высших уровней сознания и слияния с Богом.

В тантре, пробужденная кундалини (половое влечение), которой трудно управлять, отождествляется с богиней Кали, склонной к разрушению. Когда кундалини становится управляемой и приносит покой и блаженство, она превращается в Дургу, прекрасную богиню. На разных уровнях кундалини проявляет себя как творческая энергия.

По представлениям тантры, сексуальная энергия, отделенная от сопутствующих ей обычно эмоций и желаний, пополняет тонкую энергетическую эссенцию, живительно действующую на весь организм. Поднимаясь в верхние уровни, она разжигает огонь сознания, который усиливает огонь ума и восприятия. В результате происходит своего рода слияние половой (внешней) и духовной (внутренней) энергий.

Многие несведущие люди, услышав о тантре, Кама Сутре и подобных древних учениях, черпают информацию из заведомо предвзятых источников, в результате чего составляют искаженное мнение о тантре как о пьяном разврате. Для непосвященных тантрические обряды всегда представлялись мрачными, окутанными зловещими тайнами.

В этом одна из причин того, почему тант-ра всегда сохранялась в тайне. Ведь на самом деле в тантре сексуальное соединение рассматривается как Божественный дар, возвышенная молитва, возможность соприкосновения с Господом.

Древние учителя тантры осознавали, что подобное понимание присуще очень немногим людям, и потому разработали систему посвящений, которая защищает знания от невежественного истолкования. Поэтому интересен символический смысл многих древних тантрийских храмов Индии, например знаменитого комплекса в Кхаджурахо, которому в 1999 г. исполнилось 1000 лет. Фасады таких храмов украшены сотнями эротических фигур в самых немыслимых позах. Но внутри храмов нет ничего, кроме одного-единственного символа Божественного Сознания и его творящей энергии. Если человек стоит снаружи храма, то он видит лишь эти бесчисленные эротические фигуры. Когда же он входит внутрь, он находит только божественное.

В тантре нет понятия греха. Есть невежество - незнание себя, неумение чувствовать и преобразовывать "дурные" энергии в "хорошие". Если бы человек знал все последствия своего поступка, он бы никогда его не совершал. Такой подход очень конструктивен: вместо угнетающего чувства вины человеку предлагают изучить и изменить себя, т. е. стать совершенней.

В странноватой легенде о богине Кали, переданной знаменитым немецким писателем Германом Гессе, похоть предстает в образе страшноватой и развратной Кали, сочетающей в себе сексуальную энергию и стремление к разрушению. Безусловно, хороший знаток Востока, Гессе таким образом передавал метафору соединения в одной личности любви и ненависти, желания доставлять наслаждение и мучить, рождать и нести смерть...