Смекни!
smekni.com

Нестандартная эротика в жизни человека и общества (стр. 4 из 10)

Новым этапом в осмыслении секса как универсального феномена человеческого мира и культуры, а не просто средства размножения стали работы знаменитого современного философа Мишеля Фуко. В своем эссе "Мы другие викторианцы" Фуко пишет: "Секс окружают молчанием. Закон вершит супружеская пара, узаконенная и производящая потомство. Она навязывает себя как образец, заставляет ценить норму, обладает истиной, оставляет за собой право говорить... Что же касается секса, не ведущего к зачатию, то он, если упорствует и слишком себя показывает, оказывается чем-то аномальным: он получает соответствующий статус и должен расплатиться за это соответствующим наказанием".

Фуко в своих работах показывал, как много мифологии вовлечено в современное (поствикторианское) понимание секса и как мало эта мифология имеет общего с сущностью сексуальных влечений человека. "Если для Хайдеггера основным вопросом было знать, в чем сокровенное истины, то... для меня вопрос в следующем: как это получается, что истина так мало истинна?" С глубокой иронией пишет Фуко о викторианском мифе "правильного секса": "Что касается судов, то они с одинаковым успехом могли вынести приговор как за гомосексуализм, так и за [супружескую] неверность, как за заключение брака без согласия родителей, так и за скотоложество. Для гражданского порядка, равно как и для религиозного, значение имела вообще незаконность. Конечно же, "противоестественность" была отмечена как особая мерзость. Но она воспринималась лишь как предельная форма "противозаконности"... Долгое время гермафродиты были преступниками или детищами преступления, поскольку их анатомическое строение, само их существование запутывало закон, который разделял полы и предписывал их соединение".

Большой интерес представляют размышления Фуко о сексе в связи с религией. Потребность каяться у согрешившего верующего стимулируется церковью, и возникает своего рода парадокс, замкнутый круг. Видимо, человеческой природе свойственна свобода в сексе, и церковь умело использует это стремление к свободе для постоянного обращения "грешника" за церковным прощением.

Постепенно западное общество благодаря усилиям мыслителей и художников избавлялось от ханжества и двоемыслия в вопросах секса. Этот процесс идет и до сих пор, но ясно, что возврата к викторианской морали, предпочитающей вообще в упор не видеть вариантов сексуального поведения, уже не может быть.

Во второй половине XX века произошел "взрыв" порнографии в кино. Долгое время даже в откровенно порнографических лентах изображение "нестандартных" половых отношений было недопустимым. Зато относительная доступность съемки на кино- или видеопленку, возникшая в 70-80-е годы, породила огромный вал подпольной киноэротики и кинопорнографии. Развернулась настоящая вакханалия. Все мыслимые проявления половых отклонений можно было найти на видеокассетах, которые продавались миллионами во многих крупных городах мира. В 90-х годах и в России практически совершенно свободно можно было купить копии полупрофессиональных и любительских фильмов с изображением сцен гомосексуализма, педерастии, лесбиянства, садомазохизма и т. д.

Думается, навязчивая доступность видеоматериалов с сексуальными девиациями сыграла негативную роль в деле терпимости общества к подобным отклонениям. Как правило, подобные съемки делаются на крайне низком художественном уровне, без учета тонкой психологии "нестандартной эротики", без толкового сценария, практически подпольно - и это у любого сколько-нибудь мыслящего человека вызывает если не отвращение, то неприятие. В основном такая продукция рассчитана на подростков (у которых под воздействием этого халтурного "ремесленничества" могут произойти тяжелые изменения в психике) либо на людей низкой общей культуры, способных лишь на грубые эмоции.

Наряду с этим и в 80-х годах, и в 90-х появлялись, конечно, немногие картины, тонко и во многом метафорично рассказывающие о "странном" эротизме. К их числу можно отнести "Ночного портье" Лилианы Кавани, "Казанову" Федерико Феллини, "Лолиту" и "Девять с половиной недель" Эдриана Лайна.

В наше время практически никого уже не удивишь никаким сексом. Скорее, приходит время для пародий. В романе Карла Хайессена "Стриптиз" (по которому в Голливуде был снят одноименный фильм) один из героев, преуспевающий конгрессмен, нанимает с помощью своего секретаря двух проституток на ночь. По приезде девушек конгрессмен снимает с себя одежду, ложится на ковер и требует, чтобы девицы танцевали на его груди и животе. Не слишком искушенных в таких тонкостях девушек со Среднего Запада такой заказ заставил призадуматься. Одна из них недоуменно спросила: "Вы хотите, чтобы я танцевала на вас босиком или в туфлях?"

Надо заметить, на девушках были туфли с крутыми шпильками. Конгрессмен, обуреваемый смутными и не совсем внятными страстями, тоже подумал, а потом ответил: "Значит так. Одна нога пусть будет в туфле, а другая босая".

Это похоже на очередной анекдот о новом русском, но суть совершенно иная. Здесь виден не прорыв человека к новым возможностям удовлетворения своих нестандартных сексуальных наклонностей, - ситуация обратная: мужчина с огромными социальными возможностями получает удовольствие от своего унижения, пусть даже и в форме такой игры с проституткой. При этом он, даже будучи политиком федерального уровня, настолько примитивен, что не способен даже толком понять, чего же его душеньке надобно.

И уж вовсе глумлением над современной порнографией (а заодно и над жанром боевика) выглядит изображение эротических страстей в хите Квентина Тарантино "Криминальное чтиво". Сцены гомосексуальных половых актов до предела насыщены садизмом и черным юмором, отчего в сознании зрителя вообще исчезают какие-либо эротические мотивы.

Можно представить сюрреалистическую встречу в современности самых что ни на есть знаковых фигур в истории описания сексуальных вариаций - ну, например, в небольшом московском ресторанчике при апартаментах и баньке. За столом сидят: поэтесса Сафо, темнолицая, угловатая, обмотанная не то в купальный халат (только что из парной), не то в хитон; элегантный маркиз де Сад, небрежно поигрывающий прутиком, закинул ногу на ногу; Леопольд Захер-Мазох, примостившись на уголке стула, мнется в нерешительности и занимается пристальным изучением пола (в смысле, паркета); непроницаемый Кобо Абэ, "человек-ящик", потягивает коктейль из сакэ с мартини бьянко и временами бросает пронзительные монголоидные взгляды в сторону медленно кружащейся по сцене стриптизерки (рыхловатой девушки "из стран СНГ"). Входит щегольски разодетый Дягилев в сопровождении нескольких женоподобных молодых людей и мужеподобных девиц.

- Привет, друзья! - бросает он. - Что так грустны? - Ждали тебя. Для полноты картины, - кривя губы, отвечает Захер-Мазох по-немецки. - Ну вот и дождались! Теперь начнем! - восклицает Дягилев. - Что будем делать-то? Ке фер? Фер-то ке? - плотоядно интересуется маркиз де Сад по-французски. Прутик пляшет в его руке.

- Шоу трансвеститов! Чего же еще нам надобно? Ты что же, рекламу по телевизору не смотришь, дружок?

Дягилев щелкает пальцами, и на сцене появляется трио "Экспрессия" во главе с Борисом Моисеевым. Три существа, парящие по сцене, полностью затмевают стриптизерку, за которой продолжает зорко наблюдать Кобо Абэ. Он по-прежнему прихлебывает свое сакэ с мартини бьянко (взял большую порцию).

А в конце танца происходит разоблачение танцоров. Оказывается, что "Борис Моисеев" был вовсе женщиной. А две его подтанцовщицы были мужчинами.

- Но какое это имеет значение? - вопрошает Дягилев, обращаясь к компании. - Они ведь неплохо танцевали, разве нет? - Словно ветер, с горы на дуб налетающий, Эрос души потряс нам... - негромко декламирует Сафо, поплотнее запахиваясь в свой купальный хитон. - Это точно. Необъяснимость пола компенсируется достаточным наслаждением им, - цитирует маркиз де Сад тоже себя и поворачивается к Захер-Мазоху: - Ну что, Леопольд, выходи! Пойдем в парную, что ли, Леопольдушка, посеку тебя веничком... Или понаблюдаю, если ты желаешь от женщины получить березой. Вот взять ту же девушку из стран СНГ... - Пожалуй, лучше уж пусть будет девушка... А ты посмотри... - стеснительно бормочет Захер-Мазох интеллигентным голосом кота Леопольда..

Мужчины вежливо привстают, маркиз пальцем подзывает воспрявшую духом стриптизерку, и втроем они удаляются в предбанник.

Но сквозь тонкую щель приоткрытой двери за сценой хлестания веником распаренного Захер-Мазоха своими глазами-щелками пристально и безмолвно продолжает наблюдать невозмутимый Кобо Абэ.

- Вот уж, действительно, человек-ящик! - раздраженно бурчит Сафо в его адрес, но как бы ни к кому не обращаясь. На коленях у нее уже сидит нежная девушка, только что выступавшая в роли Бориса Моисеева.

А Дягилев, повернувшись к своей разномастной свите, восклицает: - Пойдем со мной! - Куда? Куда? Куда? - лепечут юные создания обоих полов. - В монастырррр! - насмешливо говорит Дягилев голосом "героя-любовника" из "Необыкновенного концерта", и тут сцена проясняется. Это же всего лишь пародия на обычных московских обывателей, собравшихся в обычных апартаментах при бане...

На самом деле, в идеальном эротическом влечении нет более ничего, кроме наслаждения своими сексуальными фантазиями. В нем нет ничего запретного, и мы каждый день переживаем разнообразные и путаные мотивы влечения. И нет более никаких запретов, кроме естественного запрета на насилие. Только Кобо Абэ продолжает притворно-стыдливо подглядывать косым глазом в щелку, туда, где элегантный маркиз руководит терапевтической поркой Леопольда Захер-Мазоха...