Смекни!
smekni.com

Нестандартная эротика в жизни человека и общества (стр. 2 из 10)

При благоприятных обстоятельствах ребенок отказывается от большинства враждебных и болезненных мотивов Эдипова комплекса и отождествляет себя с родителем своего пола, в особенности с его или ее моральными стандартами и запретами. Эта часть личности называется суперэго. Суперэго контролирует "Я" и выносит суждения о его мыслях и действиях.

Не отрицая возможных анатомических, физиологических, нейрохимических факторов, предрасполагающих человека к тому или иному эротическому отклонению, Фрейд считал, что, пока эти факторы не открыты, главным и единственным средством их изучения и терапии должен быть психоанализ. Иначе говоря, это выяснение обстоятельств становления психики человека, его конфликтов и нервных травм, задержавших или исказивших психосексуальное развитие индивида.

Конфликт между сексуальностью и цивилизацией, по Фрейду, принципиально неразрешим. Конфликт - неотъемлемая составляющая бытия человека. Он отражает противоречие, присущее двойственной природе человека как биологически активного животного и социального существа. В течение нескольких лет каждый младенец должен быть приобщен к цивилизации и культуре; он также должен воспринять идеалы и ценности, запреты и табу того общества, к которому он принадлежит. Семья - главный инструмент в этом процессе. Когда человек достигает пяти-шестилетнего возраста, другие институты общества берут на себя долю ответственности за его приобщение к культуре (школа, сообщество сверстников и т. д.). В ходе этого развития разочарование и конфликт неизбежны.

Вначале инстинктивные влечения сосредоточиваются главным образом на "Я" - состояние, называемое нарциссизмом. По мере того как другие люди начинают восприниматься как источники питания, защиты и удовлетворения, некоторая часть энергии влечения к удовольствию переходит на эмоциональное взаимодействие с другими людьми. Формально эти другие люди и становятся объектами любви.

Человеческая личность сохраняет значительную долю детской эгоцентричности, то есть склонности выстраивать мир "вокруг себя". Способность нуждаться в других, любить, хотеть доставлять удовольствие и хотеть становиться как другие - является обязательной частью "взрослости", зрелости. Поэтому опыт общения с окружающими во время первых лет жизни очень важен для формирования способности любить и учитывать чужие интересы и влечения.

Однако инстинктивное влечение человека направлено на эгоистическое самоудовлетворение, поэтому культура может существовать лишь ценой подавления инстинктов. Да, подавление либидо (в широком смысле - полового влечения) вызывает неврозы, но его полное высвобождение означало бы всеобщую анархию и гибель культуры. Ведь либидо, по Фрейду, - единственный источник психической энергии. Подавление сексуальности позволяет переключить эту энергию на другие виды деятельности - труд, художественное творчество и т. д. (Фрейд называет это переключение "сублимацией".) Раскрепощение либидо привело бы к тому, что люди перестали бы трудиться, сексуальность поглотила бы всю их физическую и психическую энергию. Кроме того, слишком легкое, непосредственное удовлетворение половых потребностей привело бы в конце концов к их обесцениванию, усилив другой фундаментальный импульс человеческой психики - инстинкт смерти и разрушения.

Предложенное Фрейдом понимание сексуальности касалось прежде всего особенностей индивидуального развития. Фрейд стремился выявить связь индивидуального сексуального поведения с культурными нормами, вскрыть корни сексуального символизма, истоки и сущность важнейших сексуальных табу и запретов, например, запрета на инцест (кровосмешение) или добрачную потерю девственности. Фрейд подчеркивал, что некоторые типичные формы сексопатологии, например, психическая импотенция, имеют социальные причины. Свою теорию он основывал не только на данных клиники, но и на материалах истории, этнографии, изучении биографий и творчества ряда великих людей (Микеланджело, Леонардо да Винчи и др.). Фрейдистский анализ неосознаваемых переживаний, эротических фантазий и сновидений стимулировал и интерес к изучению этих явлений на материалах истории религии и культуры. Половые извращения, расценивавшиеся человечеством в "викторианский период" как преступление или физическая неполноценность, оказались всего лишь следствием гипертрофии отдельных сторон нормального психосексуального развития, так что следы их каждый может при желании обнаружить в своей собственной психике.

Поскольку работы Фрейда в результате способствовали утверждению терпимого отношения к сексуальности, обыватели часто считали его апологетом половой распущенности и эротических отклонений. В действительности позиция Фрейда в этом вопросе была скорее консервативно-моралистической.

Поначалу концепция Фрейда вызвала скандал, ее даже называли клеветой на человечество. Когда в 1910 году на международном конгрессе психиатров в Гамбурге кто-то предложил обсудить теорию Фрейда, председатель заявил: "Это предмет не для научного конгресса, а для полиции". Но в наше время отношение к фрейдизму в корне изменилось. Эта теория нашла поддержку у многих представителей научной и художественной интеллигенции. И с середины 1920-х вплоть до 1960-х годов фрейдизм был практически господствующей системой в западной сексологии.

Однако в сегодняшней психиатрии взгляд на половую жизнь и половое сознание человека стал шире. Поэтому подверглись пересмотру и многие положения теории Фрейда, который считал либидо побуждением, лежащим в основе всех без исключения поведенческих проявлений человека. Такая трактовка либидо навлекла на Фрейда обвинения в пан-сексуализме, преувеличении роли сексуальности. Тезис, что "сексуальные импульсы" включают все эмоциональные и дружественные влечения, которые в просторечии называют любовью, неразрывно связан у Фрейда с тем особым значением, которое он вкладывает в понятие "сексуальность": "В первую очередь сексуальность отделяется от своей слишком тесной связи с гениталиями и рассматривается как более общая телесная функция, имеющая своей целью удовольствие и только опосредованно служащая целям воспроизводства". Иначе говоря, сексуальные переживания не сводятся к чисто генитальным.

По мнению ведущего отечественного сексолога Игоря Кона, слабость теории Фрейда состоит в том, что хотя он признает влияние на личность культуры и воспитания, в центре его теории остаются внутри-психические процессы. Индивидуум обладает, по Фрейду, определенным и фиксированным количеством психической энергии, которую общество помогает ему так или иначе канализировать и реализовать. Поскольку количество этой энергии ограничено, приходится выбирать между сексуальной активностью и какими-то другими видами деятельности, в которых заинтересовано общество. Отсюда - извечный конфликт между сексом и культурой. Подавление половой свободы есть, по мнению Фрейда, та цена, которую человечество платит за развитие цивилизации.

Игорь Кон считает, что в свете современных данных эта антитеза представляется ложной. "Люди обладают разными энергетическими ресурсами, и при нормальном физиологическом режиме сексуальная активность не только не мешает другим видам деятельности, но даже повышает их общий тонус. Кроме того, культура не просто указывает каналы, в которые должна "изливаться" сексуальная энергия, но и формирует конкретный сценарий сексуального поведения индивида, характерные для него психосексуальные установки и ориентации.

Речь идет не столько об универсальном конфликте биологической "сексуальности" и "культуры", сколько о конкретных противоречиях между относительно стабильными нормами общественной морали и более изменчивым и разнообразным индивидуальным поведением. Викторианская ограниченность наложила отпечаток и на фрейдовскую концепцию женской сексуальности. Фрейд, в частности, полагал, что все наблюдаемые половые различия, включая факт мужской гегемонии, есть следствие универсального биологического закона. Современная наука считает спор о том, какой пол является высшим, таким же бессмысленным, как спор о высших и низших расах. Не выдержали проверки на практике и многие частные положения Фрейда, касающиеся женщин: об универсальной "зависти к половому члену", их пониженной сексуальности и т. д." (И. С. Кон, 1996).

Из краткого обзора взглядов психиатров и психоаналитиков на проблему формирования эротических отклонений ясно, что хотя в настоящее время еще не принята единая модель происхождения подобных отклонений, зачатки их явно коренятся в процессе прохождения тех или иных стадий нормального психического развития ребенка. А значит, никто еще не может однозначно судить, являются ли они патологическими (т.е. болезненными) или представляют собой варианты обычного поведения человека. Однако здравый смысл заставляет думать, что в обществах, построенных по европейскому типу, уже нет места для преследования людей с отклонениями эротического чувства в тех случаях, когда эти отклонения не связаны с насилием.

О "Неправильной" эротике в культуре и искусстве

Утверждение, что искусство есть зеркало, которое так или иначе отражает жизнь, вполне справедливо и для данной сферы человеческих взаимоотношений. Какими бы ни были общественные запреты, примеры нестандартного полового поведения всегда находят прямое или скрытое отображение в произведениях искусства на протяжении многих веков.

Сцены гомосексуальной любви изображены на древнегреческих амфорах и на древнеиндийских фресках, как и сцены зоофилии. Античная литература изобилует примерами описания гомосексуальной любви, фетишизма и того, что в наше время называется садомазохизмом. Половое возбуждение от телесного наказания своих рабов и рабынь наверняка испытывали в античности многие, но тогда, конечно, это не носило такого утонченного и изощренного характера, как у Захер-Мазоха...