Смекни!
smekni.com

Основы социокультурного проектирования (стр. 18 из 66)

Следовательно, социокультурные и личностные проблемы — это характеристика социально-культурной ситуации с двух точек зрения — со стороны проектировщика и со стороны той социальной группы, которой будет адресован проект.

Субъекту проектирования необходимо учитывать, что между двумя этими группами проблем существует весьма тесная связь: нерешенность социокультурных проблем усиливает личностную проблематику, Например, отсутствие условий для профессионального самоопределения, роста и самореализации рождает неудовлетворенность человека профессией, условиями труда, вызывает комплекс социальной и личностной неполноценности; трудности социализации, возникающие у подростка в среде неформального общения, приводят к аномальному развитию личности, формируют чувство неуверенности в себе, становятся источником асоциальных форм самоутверждения. И наоборот, “точки напряжения” в субъективной плоскости ведут к трансформации личностных проблем в социально значимые проблемные ситуации (аутсайдерство подростка в классе или неформальной группе — в рост преступности, отсутствие условий для этнокультурного самоопределения — в межэтнические конфликты и рост социальной напряженности). И это естественно, ибо явления объективного и субъективного, внешнего и внутреннего мира находятся в таких связях и взаимодействиях, при которых действие одного явления (причина) определяет, производит или влечет изменение другого (следствие).

По результатам анализа ситуации составляется проблемное поле, которое по возможности должно включить весь перечень проблем, различных по характеру (социальные; социально-демографические; социально-культурные; личностные или социально-психологические; отраслевые); радиусу действия или локализации (общенациональные; региональные; территориальные, характерные только для данного города, района, проблемы конкретной социальной общности или группы населения); по содержанию или сферам социально-культурной проблематики (проблемы в сфере художественной, исторической, духовно-нравственной, экологической, политический культуры и т.д.).

После анализа ситуации (т.е. характеристики всего проблемного поля) проблемы ранжируются:

— по степени значимости, актуальности (по тенденции сохранения или изменения проблемной ситуации — роста, сокращения),

— причинно-следственной зависимости.

При этом следует иметь в виду, что между проблемами, находящимися в причинно-следственной зависимости, существует не только прямая, но и обратная связь — следствие также воздействует на свою причину, меняя ее параметры и характеристики. Следовательно, в зависимости от точки отсчета та или иная группа проблем может выступать и как причина, и как следствие. В этой связи целевая ориентация проекта будет зависеть от того, какая проблема рассматривается в качестве причины и какая — в качестве следствия.

Причинно-следственные связи характерны и для проблем, находящихся внутри одной группы. Например, низкий уровень художественной культуры населения, неразвитость художественных вкусов, художественно-образного восприятия и мышления можно рассматриваться и как самостоятельную проблему, требующую своего решения в рамках проекта, и как следствие воздействия других проблем того же блока: например, недоступности для жителей художественных ценностей вследствие сокращения бюджетного финансирования учреждений культуры, ориентации учреждений профессионального искусства и концертных организаций на коммерческий репертуар, на развлекательные представления низкого художественного уровня, обеспечивающие массового зрителя, вызванная необходимостью поиска средств существования. Естественно, и область проектирования, и аудитория проекта, и его основная идея будут существенно отличаться в зависимости от того, на решение какой группы проблем он будет ориентирован.

В некоторых случаях формулировка одной проблемы уже содержит в себе различные грани и аспекты, акцентировка которых в рамках проекта может существенно изменить все его содержание (например, снижение уровня художественного развития детей и подростков вследствие резкого сокращения детской художественной самодеятельности в связи с коммерциализацией культурно-досуговых учреждений; или: утрата технологий народных ремесел и промыслов, традиционных форм семейного художественного творчества, превращение изделий народного творчества в разновидность массовой сувенирной продукции за счет унификации центров народных ремесел и промыслов, создания на их базе промышленных предприятий).

После определения актуальности и причинно-следственной зависимости выбирается одна или несколько проблем, решение которых признается первоочередным и возможным в рамках предлагаемого проекта (с учетом финансовых, кадровых, материально-технических и других ресурсов).

2.6. СОВРЕМЕННАЯ СОЦИОКУЛЬТУРНАЯ СИТУАЦИЯ И ПРОБЛЕМНОЕ ПОЛЕ ПРОЕКТИРОВАНИЯ

В процессе проектирования в качестве единицы анализа может выступать ситуация, характеризующая совокупность обстоятельств и условий функционирования общества в целом (общесоциальная), локальная ситуация (относящаяся к региону, поселению, группе), и жизненная (личностная) ситуация. На всех уровнях анализа носителем проблем является человек: в одном случае — как личность, живущая в определенном обществе, как субъект конкретной культуры, в другом — как представитель той или иной социальной или социально-демографической группы, в третьем — как носитель социальных и личностных проблем, обусловленных вполне конкретными жизненными обстоятельствами и условиями.

Пространственно-временные границы ситуации, которая подлежит анализу, определяются радиусом будущего проекта. В частности, федеральные программы ориентированы на решение проблем, характерных для российского общества в целом (т.е. типичных для большинства регионов России). Региональные программы решают проблемы соответствующего радиуса. Целевой установкой локальных проектов является разрешение проблем той или иной социальной группы и категории населения.

При анализе и проектировании процессов в рамках общесоциальной ситуации социокультурный субъект трактуется как член общества, переживающий проблемы и испытывающий на себе обстоятельства, характерные для общества в целом и влияющие на всю совокупность условий его жизнедеятельности. Выделение общесоциальной проблемной ситуации — это фиксация рассогласования социально значимых параметров жизнедеятельности на уровне общества в целом — ценностно-ориентационных, процессуальных, предметно-результативных, институциональных, инфраструктурных (если рассматривать социокультурную сферу узко — как совокупность учреждений и организаций отраслевого характера)[44].

Если анализировать ситуацию, характерную для социокультурной жизни российского общества в целом, то обнаруживается ее многосложность и противоречивость.

С одной стороны, наблюдаются позитивные перемены, связанные с раскрепощением сознания народа, существенной активизацией социально-культурного творчества различных категорий и групп населения, расширением количества видов и форм художественного творчества, обогащением спектра культурных инициатив за счет развития различного рода общественных объединений, движений, клубов, ассоциаций. Все более широкое использование получает адресная поддержка различных инициатив, осуществляемых в виде целевых программ федерального и локального характера. Исчезает чувство культурной изоляции, в культурную память возвращаются многие художественные ценности, несправедливо преданные забвению. Востребуется и во многом заново осваивается огромный гуманитарный потенциал русской культуры — философская, культурологическая, социологическая, психологическая, экономическая мысль. Активизация национально-культурного самосознания различных этнических групп и социальных общностей способствует формированию исторической памяти, воспитанию чувства “малой родины”, любви и привязанности человека к территории исконного проживания, возрождению культа предков и родственников, бытовых обрядов, традиционных форм хозяйствования, быта, верований[45]. Восстанавливается в своих правах религиозная культура народов России. Модернизационные процессы, происходящие в обществе, породили новые объекты культуры: средства труда, предметы потребления, услуги, научные и философские идеи, которые существенно увеличивают культурный потенциал общества. Развитие средств массовой коммуникации ввело в культурный контекст огромное количество научных знаний, эстетических направлений, философских учений, отвечающее многообразию отношений человека с миром. Бурную эпоху переживает индустрия культуры и досуга. Сегодняшний потенциал культуры составляют созданные за последнее время объекты культуры — научные теории, произведения искусства, законы, промышленные изделия, архитектурные сооружения; знания о том, как можно их использовать в обыденной жизни, навыки такого использования, сконцентрированные не только в специализированных областях культуры, но и в обыденной культуре; культурное наследие прошлого, знания и навыки использования которого сконцентрированы, в основном, в специализированных областях культуры. Ресурсы развития культурной жизни составляют традиционные социальные институты, предназначенные для трансляции культурного потенциала, его освоения и использования членами общества: министерства, средние и высшие учебные заведения, научно-исследовательские центры, учреждения культуры, творческие союзы, средства массовой информации.