Смекни!
smekni.com

Основы социокультурного проектирования (стр. 64 из 66)

б) Возможные мотивы финансирования

2. Обоснование формы субсидий (общая, под проект, на капитальные вложения, субсидия в специальный фонд, приносящий дивиденды ("эндаумент"), долевая субсидия, субсидия вызова).

3. Разработка плана кампании.

4. Формирование пакета предложений.[104]

5. Определение состава сопроводительных материалов.


СПИСОК РЕКОМЕНДУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ



[1] Формулировки основных дидактических единиц можно использовать в качестве вопросов для повторения и контроля знаний по каждой главе.

[2] См.: Орлова Э.А. Проблемно ориентированное социокультурное проектирование. Теория и методология // Теоретические основания культурной политики. — М., Рос. институт культурологии, 1993.

[3] Зуев С.Э. Культура в контексте развития // Вопросы методологии, 1991— №2. — С. 21-27.

[4] Орлова Э. Проблемно ориентированное социокультурное проектирование. Теория и методология // Теоретические основания культурной политики. — М., Рос. институт культурологии, 1993.

[5] Орлова Э.А. Культурная политика в контексте модернизационных процессов // Теоретические основания культурной политики. — М., Рос. институт культурологии, 1993. — С.

[6] Такое самоопределение проектировщика не фиксирует его принадлежность к данной культуре (и норме), оно не является также профессиональным, социальным или культурным актом — скорее, это самоопределение философа, указывающего на способ и специфику своего использования мыслительных средств и категорий. В данном случае происходит как бы отделение от “своей” культуры, и в момент этого отделения традиционная культурная норма исчезает, а новую только предстоит создать. При этом единственным материалом философа остается его собственное “Я” как полигон и источник новой нормативности. — См. подробнее: Зуев С.Э. Культура в контексте развития // Вопросы методологии, 1991 — №2. — С. 21-27.

[7] См.: Зуев С.Э. Указ. соч.

[8] "Евразийцы" называли такое образование "симфоническим" (или соборным) субъектом культуры, "культуро-личностью", которая не есть агломерат или простая сумма индивидуальных субъектов, но их согласованное множество в единстве (Н.С.Трубецкой, Л.П.Карсавин). Такой "соборный" субъект, считали они, есть действительность, не меньшая, но даже большая, чем отдельный индивидуум.

[9] См.: Сельвестров В.В. Культура как предмет теории // Культура. Традиции. Образование. — М., Рос. институт культурологии. 1993; Тасалов В.И. Между культурой и некультурой. Характеристика основных форм культурного процесса // Информкультура: Культура в современном мире: опыт, проблемы, решения. — М., 1994, вып.10; Каган М.С. Философия культуры. — СПб, 1996.

[10] См.: Тасалов В.И. Указ. соч.

[11] Всесторонний и детальный анализ этого пласта культуры дан в монографии А.С.Запесоцкого “Молодежь в современном мире: проблемы индивидуализации и социально-культурной интеграции”. — СПБ, 1996.

[12] См.: Бахтин М.М. Эстетика словесного творчества. — М.: Искусство, 1979.

[13] Известно, что для оптимального развития ребенка, для того чтобы в нем сформировался необходимый социальный минимум подлинно культурных навыков обращения с предметным окружением, чтобы он вырос “культурно защищенным и творчески вооруженным на встречу с окружающим его миром”, ему нужны игрушки, книги, картины и т.д.

[14] Любимова Т.В. Будущее — это истина прошлого // Экология культуры. — М., НИИ культуры. 1991.

[15] См.: Любимова Т.В. Указ. соч.

[16] Т.В.Любимова считает, что если на месте храма возникает музей, то здесь Духа уже нет, а есть его театрализованное воспроизводство. Музей и памятник с духовной точки зрения есть процесс “заключения”, “запечатывания” культуры, связанный с отказом от будущего, обессмысливанием прошлого и опустошением настоящего. “Музей — это немножко всегда пародия” Т.е. культура в лице памятников и музеев пребывает в вечном настоящем, она отсечена от прошлого и будущего, вывернута наизнанку, она вынесена из времени, а значит, из сферы духа.

[17] См.: Марков А.П. Отечественная культура как предмет культурологии. Учебное пособие. — СПБ, 1996.

[18] См.: Запесоцкий А.С. Гуманитарная культура и гуманитарное образование. -СПБ, 1996.

[19] Вероятно, переориентация в ХХ веке культурной деятельности с вопроса “что” на проблему “как” (или рост соответствующей тенденции) обусловлена прежде всего кризисом духовно-нравственных оснований национальных культур.

[20] К этому типу можно отнести современные культуры западных стран и США.

[21] В этой связи можно высказать одно предположение: баланс тенденций сохранения и изменения близок правилу “золотого сечения” — 1/3 — таково должно быть соотношение суммы новаций и традиций.

[22] См.: Генисаретский О.И. Регионализм, средовое проектирование и проектная культура // Экология культуры. — М.,НИИ культуры, 1991.

[23] В качестве примера можно привести Нефтеюганский район и город — социально-инфраструктурная составляющая здесь, практически, едина и расположена, в основном, в городе, а административные структуры города и района — разные.

[24] Например, Северо-Западный регион, Среднее Поволжье, Урал и т.д.

[25] О природных детерминантах культурной специфики региона П.Флоренский писал следующее: “Человек и природа взаимно подобны и внутренне едины. Человек — малый мир, микрокосм. Среда — большой мир, макрокосм. В среде нет ничего такого, что в сокращенном виде, в зачатке хотя бы не имелось в Человеке, а в Человеке нет ничего такого, что в увеличенных размерах, но разрозненно, не нашлось бы у среды”. — Флоренский П.А. Макрокосм и микрокосм // Богословские труды. — М., 1984. — Вып.24.

[26] В качестве примера проектного решения данной задачи можно привести программу “Возвращенные имена”, которая была разработана и реализована в Твери.

[27] Например, в Дзержинском районе г.Санкт-Петербурга программа была построена именно по этому принципу — в силу того, что в районе, практически, не было муниципальных учреждений культуры и досуга.

[28] Методологическое обоснование данного принципа и его практическая реализация в контексте проблем совершенствования университетского образования содержатся в монографии Запесоцкого А.С. Гуманитарная культура и гуманитарное образование. — СПБ, 1996.

[29] См.: Выготский Л.С. Мышление и речь. — М., 1934.

[30] См.: Щедровицкий П.Г. Истоки культурно-исторической концепции Л.С.Выготского. — М., НИИ культуры, 1992.

[31] См.: Иконникова С.Н. Культурное пространство и возрождение России // День науки в Санкт-Петербургском гуманитарном университете профсоюзов. Материалы конференции. — СПб., 1996. — С.117.

[32] Как известно, развитие есть процесс и результат, который наиболее продуктивен в энергетическом поле альтернатив и не сводим ни к одной из них.

[33] Зуев С.Э. Культура в контексте развития // Вопросы методологии, 1991, №2, стр. 21-27.

[34] На личностном уровне для характеристики изменений, полученных в результате реализации проекта, уместна категория “преображение” — она фиксирует целевую установку и качество культурного развития личности — ее новый образ, “образованность”.

[35]Дело в том, что сохранение носит более выраженный характер во всех “азиатских” и восточных культурах. Например, в Японии в основу государственной культурной политики положен принцип преемственности, развития как восстановления и совершенствования традиционных социальных институтов и форм бытия, которые должны быть переданы будущим поколениям. Японцы считают, что включенность в собственную традицию создает культурную память, “глубину”, “тылы” общественной жизни.

[36] Например, в 70–80-е годы от прямых политических репрессий советское государство перешло к идеологической ликвидации и подавлению инакомыслия.

[37] См.: Великоречин А. Всему голова // Клуб, 1991. — № 12.

[38] Орлова Э.А. Культурная политика в контексте модернизационных процессов // Теоретические основания культурной политики. — М., Рос. институт культурологии, 1993.

[39] См.: Дридзе Г.М., Орлова Э.А. Основы социокультурного проектирования. -М., 1995.

[40] См.: Орлова Э.А. Проблемно ориентированное социокультурное проектирование. Теория и методология // Теоретические основания культурной политики. — М., Рос. институт культурологии, 1993.

[41] См. проект “Музей и семья”.

[42] Специфика личностных проблем, технология их анализа будут даны в последующих разделах пособия.

[43] См. раздел пособия “Содержание социально-культурных проблем и варианты их проектных решений”.

[44] По мнению Э.А.Орловой, на этом уровне анализа ситуации выделение ее относительно неизменных и подвижных элементов целесообразно вести по следующим общезначимым измерениям: структура общественного разделения труда как установленные в обществе типичные виды занятости членов общества и связей между ними; характер распределения общественного богатства как источник обеспечения членов общества; совокупность юридических законов, регулирующих жизнь общества; ценности, утвержденные в рамках лидирующих институтов. При социокультурном проектировании на этом уровне по каждому из выделенных измерений в ситуации определяются те элементы, которые могут быть изменены — гипотетически и реально — в целях решения проблемы в общесоциальном масштабе. В этом случае проектные решения адресуются всем членам общества и осуществляются в виде реформ или изменений в законодательной сфере на государственном уровне. — См.: Орлова Э.А. Проблемно ориентированное социокультурное проектирование: Теория и методология // Теоретические основания культурной политики. — М., Рос. институт культурологии, 1993.