Смекни!
smekni.com

Основы социокультурного проектирования (стр. 58 из 66)

Далее была прочитана вводная лекция, в которой была дана характеристика социокультурной ситуации в стране и в Мурманской области, намечены задачи игры:

— выявить приоритетные направления развития сферы культуры, учитывающей как возможные интересы всех потребительских групп (органы власти, население, общественные организации, работники отрасли и т.д.), так и ограниченность материальных, технических и кадровых ресурсов;

— определить принципы и ресурсы перехода существующей системы культурно-досуговых учреждений на новый качественный уровень;

— наметить пути развития и модернизации существующей инфраструктуры культуры в соответствии с изменившейся социокультурной ситуацией;

— разработать механизмы регулирования развития сферы культуры, координации действий государственных органов, общественности, делового мира в рамках городской программы поддержки и развития культурной жизни.

Дальнейшая работа проходила в командах. Каждая команда получила в свое распоряжение перечень характерных для города проблем, выявленных в ходе опроса населения, контент-анализа прессы, опроса экспертов. Работа в командах была нацелена на ранжирование этих проблем их дополнение каждым участником, а затем — на выработку единого “командного” мнения об иерархии проблем, источниках их возникновения и т.д.

На пленарном заседании в этот день каждая команда предлагала свое видение комплекса проблем и ситуации в целом. Другие команды задавали вопросы, оценивали различные позиции, выступали в соответствии с указаниями руководителей игры то в роли группы поддержки, то — группы критики.

По результатам работы в командах и последующей дискуссии были проранжированы социально-культурные проблемы, характерные для Полярных Зорь. Значение данного этапа состояло не только в формировании информационной базы для последующего игрового проектирования, но и в том, что участники, получив и осмыслив объективную информацию о социокультурной ситуации в городе, поняли важность поддержки и развития сферы культуры города как одного из решающих факторов решения обозначенных выше проблем, прониклись важностью решаемых ими задач, получили дополнительные стимулы для продуктивной деятельности.

Следующее задание для работы в группах состояло в определении суммы факторов, которые не позволяют сфере культуры внести необходимый вклад в решение проблем города. Работа в группах и на пленарном заседании строилась по вышеприведенной схеме и в итоге участники пришли к согласованному мнению относительно “отраслевых” проблем сферы культуры, которые не позволяют учреждениям культуры функционировать в соответствии с их возможностями, целями и т.д.

Пройденные участниками этапы создали необходимые предпосылки для того, чтобы:

— представить наиболее актуальные проблемы совершенствования культурной жизни и сформулировать соответствующие задачи культурной политики;

— выделить те конкретные направления практической деятельности, которые позволят локализовать действие негативных факторов, сдерживающих развитие культурной жизни города.

Это и составило содержание следующего задания для работы в командах.

Здесь команды выполняли специфические задания по анализу группы факторов, определяющих приоритетные направления поддержки и развития сферы культуры. Это осуществлялось на основе выполнения следующих процедур:

а) отнесение выявленных проблем к различным сферам социокультурной жизни (художественной, исторической, духовно-нравственной, экологической, политической) и определение их носителей (в качестве которых выступают различные категории и группы населения г.Полярные Зори);

б) анализ факторов, определяющих историко-культурную самобытность города;

в) характеристика материально-технических, кадровых и финансовых ресурсов.

На основании этой информации каждая команда сформулировала свое видение приоритетов развития культуры в Полярных Зорях.

Далее, в процессе межгрупповой дискуссии эти позиции были подвергнуты всестороннему обсуждению и в итоге участники игры пришли к согласованному мнению о приоритетах поддержки и развития сферы культуры, включающих: сохранение и использование культурно-исторического наследия; развитие художественной жизни города, поддержка традиционного народного творчества; развитие детского творчества, поддержка молодых дарований; совершенствование организации культурно-досуговой деятельности и развлечений; благоустройство города, эстетическое развитие городской среды; развитие туристско-экскурсионного дела; развитие межрегиональных, межнациональных и международных контактов и сотрудничества в сфере культуры.

Во второй день основное внимание было уделено конкретизации указанных выше приоритетов культурной политики в форме проектов и целевых программ. После краткой лекции руководителя игры, где были освещены основные требования к программам (соответствие приоритету, нацеленность на решение определенной проблемы, на ее носителя, соответствие имеющимся ресурсам и т.д.) началась работа в командах, которая также была построена в два этапа. Сначала каждый участник игры на специальном бланке формулировал свой проект. Затем этот проект оценивался участниками всех остальных команд путем проставления баллов в одной из граф:

— проект заслуживает первоочередного финансирования;

— проект может быть профинансирован при наличии внебюджетных средств;

— проект в данный момент финансировать нецелесообразно;

— проект финансировать не следует.

Сумма баллов, набранных участником выступала критерием качества проекта. Эта процедура одновременно решала задачу дополнительного позиционирования участников. Они из разработчиков превращались в инвесторов и уже иными глазами смотрели на проекты. По итогам групповой оценки каждый участник дорабатывал свой проект.

В итоге этой процедуры на пленарном заседании каждая команда докладывала свои проекты, занявшие лидирующие места. При этом в режиме прямого диалога задавались вопросы, давались критические оценки проектам, высказывались пожелания по доработке.

В третий день каждая команда, выбрав приоритет, над которым она будет продолжать работать, и получив соответствующие проектные замыслы по данному приоритету от других команд, начинала работать по его наполнению конкретными проектами. По сути, второй день, его завершающая часть, представляли собой аукцион идей, где материал, наработанный каждой командой, становился общим достоянием.

На вечернем пленарном заседании каждая команда докладывала результаты своей работы. Другие команды выступали в ролях “радикалов”, “консерваторов”, “прагматиков” и т.д. Это позволяло взглянуть на предлагаемые проекты с различных позиций, увидеть их с неожиданной стороны, обнаружить очевидные слабости, выявить в них самое оригинальное.

В частности, команда “Дело”, разрабатывавшая приоритет “Сохранение и использование культурно-исторического наследия”, сформулировала следующие задачи культурной политики в рамках приоритета: воспитание чувства гордости за свой город путем выявления и оформления историко-культурного своеобразия, включения в этот процесс различных групп населения; воспитание любви и уважения к истории города, его традициям; поддержка общественных инициатив историко-краеведческой и патриотической направленности; привлечение жителей г.Полярные Зори к пропаганде исторического наследия среди гостей города.

Командой были предложены конкретные проекты, наиболее типичная из которых — "Истоки" — наглядно характеризует степень осмысления выявленный ранее проблем и стремление команды решить их проектными средствами: Задачи программы в сфере сохранения и использования культурно-исторического наследия были сформулированы следующим образом: изучение истории города, выявление и оформление его историко-культурного своеобразия; включение в этот процесс различных групп населения; воспитание у детей и подростков чувства гордости за свой город, любви и уважения к его истории, традициям; привлечение жителей г.Полярные Зори к пропаганде исторического наследия среди гостей города; поддержка общественных инициатив историко-краеведческой и патриотической направленности.

Одновременно были намечены мероприятия в рамках проекта: организация на базе школ краеведческих объединений и клубов по изучению истории города и области, местных традиций, обычаев, обрядов; организация на базе клуба-музея курсов по подготовке краеведов и экскурсоводов для школьников ("Юный экскурсовод"), в перспективе — создание детского экскурсбюро; проведение детских конкурсных программ "Знай своих предков" (создание школьниками родословной своей семьи); проведение конкурса рефератов учащихся школ; подготовка и проведение краеведческих конференций, олимпиад; подготовка и издание городского месяцеслова; проведение на базе МКЦ серии тематических мероприятий “Из бабушкиного сундука” (возрождение старых, забытых рецептов северной кухни, старинных обрядов, ремесел); проведение Дня славянской культуры и письменности; подготовка и проведение Дня музеев; организация издательско-рекламной деятельности (издание книг, статей, буклетов о городе, его достопримечательностях).

Данный проект вызвал одобрение большинства участников игры, т.к. он был тесно связан с тем, что уже осуществляется в городе и предусматривал продолжение работы в рамках этих направлений: организацию постоянно действующих книжных выставок краеведческой направленности (“Страничка краеведа”, “Солнце ездит на оленях”, “Уголок аборигена”, “У кромки континента”); серии персональных выставок (“Этнограф края летучего камня”, “Календарь памятных дат”, “Судьба и талант”, “День саамского слова”, “Северная палитра”, “Славен город людьми в нем живущими”); проведение серии вечеров-портретов с интересными людьми — ветеранами-строителями КАЭС и города, носителями уникальных технологий, традиций, хобби и др., общегородской недели библиотеки “Да не прервется наша память”.