Смекни!
smekni.com

Ответы на билеты по обществознанию за 11 класс (стр. 14 из 17)

мации. В понятие «производительные силы» входя

люди как производители материальных благ с и

знаниями* умениями и трудовым опытом и средств

производства (орудия, предмет и средства труда

Производительные силы являются динамичным, ш

стоянно развивающимся элементом способа прои;

водства, тогда как производственные отношения ст1

тичны и косны, не меняются веками. На определе!

ном этапе возникает конфликт между производится]

ными силами и производственными отношениям]

разрешающийся в ходе социальной революции, пер

хода к новой общественно-экономической формащн

Старые производственные отношения заменяютс

новыми, которые открывают простор для развит»

производительных сил. Таким образом, марксизм п.

нимает исторический процесс как закономерную, об'

ективно обусловленную, естественно-историческу

смену общественно-экономических формаций.

В некоторых трудах самого К. Маркса выделен

только две большие формации — первичная (арха:

ческая) и вторичная (экономическая), которая вкл1

чает в себя все общества, основанные на частной собс

венности. Третью формацию будет представлять коз

мунизм. В других работах классиков марксизма п<

общественно-экономической формацией понимает)

конкретная ступень развития способа производства

соответствующей ему надстройкой. Именно на I

основе в советском обществознании к 1930-м гг. сфо

мировалась и получила характер непререкаемой дс

мы так называемая «пятичленка». Согласно этой ко

цегщии все общества проходят в своем развитии пооч

редно пять общественно-экономических формаци

первобытную, рабовладельческую, феодальную, кал

талистическую и коммунистическую, первой ф&з'

которой является социализм. Формационный подх

основывается на нескольких постулатах:

1) представление об истории как о закономерно

внутренне обусловленном, прогрессивно-постуг

тельном, всемирно-историческом и телеологическом

(направленном к цели — строительству коммунизма)

процессе. Формационный подход практически отри-

цает национальную специфику и своеобразие отдель-

ных государств, акцентируя внимание на том общем,

что было характерно для всех обществ;

2) решающая роль материального производства в

жизни общества, представление об экономических

факторах как базисных для других общественных от-

ношений;

3) необходимость соответствия производственных

отношений производительным силам;

4) неизбежность перехода от одной общественно-

экономической формации к другой.

На современном этапе развития обществознания в

нашей стране теория общественно-экономических

формаций переживает острый кризис, многие авто-

ры выдвинули на первый план цивилизационный

подход к анализу исторического процесса.

Понятие < цивилизация» — одно из самых слож-

ных в современном обществозвании; предложено

множество его определений. Сам термин происходит

от латинского слова «гражданский». В широком

смысле под цивилизацией понимают уровень, сту-

пень развития общества, материальной и духовной

культуры, следующей за варварством, дикостью. Ис-

пользуют это понятие в для обозначения совокупно-

сти уникальных проявлений общественных поряд-

ков, присущих определенной исторической общно-

сти. В этом смысле цивилизация характеризуется

как качественная специфика (своеобразие матери-

альной, духовной, социальной жизни) той или иной

группы стран, народов на определенном этапе разви-

тия. Известный российский историк М. А- Варг так

определил цивилизацию: «...это способ, которым

данное общество разрешает свои материальные, со-

циально-политические и духовно-этические пробле-

мы». Различные цивилизации коренным образом от-

личаются друг от друга, так как основываются не на

схожей производственной технике и технологии (как

общества одной формации), а на несовместимых сис-

темах социальных и духовных ценностей. Любая ци

вилизация характеризуется не столько произведет

венным базисом, сколько специфическим для нее об

разом жизни, системой ценностей, видением и спосо

бами взаимосвязи с окружающим миром.

Различными историками выделяется множеств

локальных цивилизаций, которые могут совпадат

с границами государств (китайская цивилизация

или охватывать несколько стран (античная, западне

европейская цивилизации). С течением времени цивк

лизации меняются, но их «ядро», благодаря котором

одна цивилизация отличается от другой, сохраняется.

Абсолютизировать уникальность каждой цивилх

зации не следует: все они проходят через общие дл

мирового исторического процесса этапы. Обычно вс

многообразие локальных цивилизаций делят на ДЕ

большие группы — восточные и западные. Для пе^

вых характерна высокая степень зависимости индх

вида от природы и географической среды, тесна

связь человека с его социальной группой, низкая с<

циальная мобильность, господство среди регулят*

ров общественных отношений, традиций и обычае]

Западные цивилизации, напротив, характеризуют

стремлением к подчинению природы власти челов!

ка, приоритетом прав и свобод личности над социал]

ными общностями, высокой социальной мобильн!

стью, демократическим политическим режимом

правовым государством.

Таким образом, если формация концентриру<

внимание на универсальном, общем, повторяющее

ся, то цивилизация — на локально-регионально!

уникальном, своеобразном. Эти подходы не исключ

ют друг друга. В современном обществознании ид;

поиски в направлении их взаимного синтеза.

2. Среди социальных институтов современного о

щества образование играет чрезвычайно важну

роль, являясь одной из основных отраслей человеч

ской деятельности. По своей сути образование пре

ставляет собой целенаправленную познавательна

деятельность людей по получению знаний, умений

навыков, либо по их совершенствованию. Если по-

следние приобретаются индивидом самостоятельно,

без помощи других обучающих лиц, то обычно гово-

рят о самообразовании.

Основной целью образования является приобще-

ние индивида к достижениям человеческой цивили-

зации, ретрансляция и сохранение ее культурного

достояния. В ходе процесса обучения происходит пе-

редача учащемуся накопленного предшествующим

поколением опыта и подготовка его к самостоятель-

ной творческой деятельности в избранной сфере за-

нятий. От качества образования, существующего в

конкретном обществе, во многом зависят темпы его

экономического и политического развития, его нрав-

ственное состояние.

Основным институтом современного образова-

ния является школа. От других форм обучения она

отличается многообразием подготовки учащихся,

а также особыми технологиями, используемыми в

процессе занятий. Выполняя «заказ» общества, шко-

ла наряду с учебными заведениями иных типов осу-

ществляет подготовку квалифицированных кадров

для различных сфер человеческой деятельности.

Стремительное развитие науки и связанных с ней

производственных технологий поставило на повест-

ку дня вопрос о реформировании как структуры, так

и содержания образования. Среди основных направ-

лений проводящейся реформы можно выделить:

а) демократизацию системы обучения и воспита-

ния;

б) гуманитаризацию и гуманизацию процесса об-

разования;

в) компьютеризацию процесса образования;

г) интернационализацию процесса образования.

В ходе их реализации предполагается:

1) видоизменить организацию и технологию обу-

чения, сделать ученика полноценным субъектом об-

разовательного процесса. Сегодня по-настоящему эф-

фективной может быть названа только такая модель

образования, в рамках которой происходит отход от

авторитарного стиля поведения педагога, снижение

его роли в качестве источника информации и повы-

шение роли обучаемого в процессе освоения получав

мой им информации;

2) выработать новую систему критериев эффе»

тивности результатов образования. Ими должн]

стать не только полученные обучаемым знания, уме

ния и навыки, но и уровень творческого и нравствен

вого развития его личности. Это необходимо в свет

глобальных проблем, поставивших перед человечен

вом проблему его выживаемости в XXI в.

Современное образование является средством р*

шения важнейших проблем не только всего общесп

ва, но и отдельных индивидов. Это один из важней

гаих этапов в длительном процессе их социализации


Билет № 19


1. Глобальные проблемы современности и пути их реше-

ния.

2. Духовный мир личности. Мировоззрение.

1. Глобальными проблемами называются пробле-

мы, вставшие во второй половине XX в. перед всем

человечеством, от решения которых зависит сущест-

вование последнего.

1. Проблема предотвращения новой мировой вой-

ны. Поиски путей предотвращения мировых кон-

фликтов начались практически сразу после оконча-

ния Второй мировой войны и победы над нацизмом.

Тогда же было принято решение и о создании ООН

универсальной международной организации, главн(

целью которой было развитие межгосударственно:

сотрудничества и в случае конфликта между странам

оказание помощи противостоящим сторонам в урег

лировании спорных вопросов мирным путем. Одна!

произошедший вскоре раздел мира на две системы

капиталистическую и социалистическую, а такя

начало * холодной» войны и гонки вооружений не р

приводили мир на грань ядерной катастрофы. Ос

бенно реальной угроза начала третьей мировой во

ны была в период так называемого Карибского кр