Смекни!
smekni.com

Кадровый потенциал некоммерческих общественных организаций (стр. 4 из 6)

Анализ численности временных сотрудников НКО (по данным БД ОП РФ) показал, что серьезная динамика данного показателя также отсутствует. Судя по представленным организациями данным, занятость на временной основе НКО практикуют реже, чем на постоянной. Во всяком случае, около половины НКО не дали сведений о временных работниках. В тех же организациях, где есть временные сотрудники, как правило, их число также не превышает 10-ти человек[22].

Таким образом, можно констатировать, что заметных изменений в структуре НКО по численности занятых в них сотрудников за прошедшие годы не произошло. В то же время, говоря о численности штатных сотрудников НКО, приходится сказать об их малочисленности. А количество временных сотрудников превышает количество постоянных, что говорит о неустойчивости кадрового состояния НКО.

Говоря о количестве сотрудников немаловажно будет упомянуть о добровольчестве в некоммерческих организациях, так как добровольцы являются одними из главных «действующих лиц» третьего сектора. В ходе анализа Базы данных ОП РФ удалось получить общее представление о масштабах добровольного труда россиян в некоммерческих организациях.

Прежде всего, следует сказать, что в 2008 г. около трети анализируемых организаций не сообщили о наличии/отсутствии у них добровольцев. Этот показатель практически не изменился по сравнению с 2006 и 2007г[23].

Можно предположить, что большинство этих НКО в добровольцах и не нуждается, в том числе, в силу специфики своей деятельности. Вместе с тем, о добровольцах, постоянно работающих в их организациях, содержатся сведения в 70% НКО, представленных в БД НКО ОП РФ, что близко к показателям прошлого и позапрошлого годов (66% и 68%, соответственно).

По численности это в основном небольшие (до 10 человек – в 37% НКО) или средние (11-100 человек – в 29%) группы. Многочисленными группами добровольцев, насчитывающими свыше 100 человек, по-прежнему располагают лишь 4% НКО, представленных в БД НКО ОП РФ.

Все данные близки результатам, полученным год назад. Однако можно говорить о наметившейся тенденции увеличения доли НКО, в которых работают добровольцы, особенно небольшие группы (в 1-10 человек).

Временное добровольчество распространено несколько меньше – о нем сообщили 63% НКО. Временные «активы» добровольцев в основном средней численности, от 11 до 100 человек, они есть у трети организаций. Заметно меньше (9%) НКО, в деятельности которых на временной добровольной основе участвуют большие массы граждан численностью свыше 100 человек. Данные 2006, 2007 и 2008 гг. в целом близки, однако можно отметить тенденцию снижения доли НКО без временных добровольцев и увеличения числа организаций, в которых работают «средние» группы временных добровольцев (11-100 чел.).

Участие добровольцев является немаловажным фактором функционирования НКО. Такой труд чаще всего оказывается безвозмездным, а потому наиболее выгодным организациям в условиях их не самого лучшего финансового состояния, ведь недаром важнейшим индикатором состояния третьего сектора являются экономические показатели деятельности НКО. Имея в виду известные трудности статистического учета таких показателей, за исходную точку анализа можно принять самооценки руководителями НКО материального положения своих организаций.

Проведенное в 2008 г. исследование третьего сектора городских поселений свидетельствует, что большинство НКО можно отнести к финансово устойчивым организациям, которым хватает средств на поддержание своей жизнеспособности и ведение текущей работы. Однако лишь немногие из них (12%) обеспечены материально в полной мере, что позволяет их руководителям уверенно заявлять, что их организации «денег хватает». Большинство же НКО (61%) располагают средствами, которых хватает только на текущие расходы, тогда как долгосрочное планирование экономической деятельности является для них затруднительным.

Каждая третья НКО (34%) ведет борьбу за выживание, испытывая дефицит финансовых средств и минимизируя свои расходы, что, очевидно, не позволяет им реализовывать в полном объеме свою профильную деятельность. Наконец, каждая пятая НКО (21%) вследствие отсутствия денег находится на грани закрытия – их сотрудники работают, что называется «на голом энтузиазме».

Оценка материального положения НКО, 2008 г. (опрос руководителей НКО ПФО)

%
Деньги есть, но только на текущие расходы 61
Денег не хватает, обходимся минимумом расходов 34
Находимся на грани закрытия, работаем на энтузиазме 21
Денег не хватает 12

Подтверждением того, что значительная часть НКО испытывает сегодня серьезные финансовые трудности, мешающие их работе, являются данные о наличии у организаций офисов. Как показал опрос, почти четверть организаций (20%) не имеют офиса, хотя он им нужен.

Можно предположить наличие разницы в экономическом положении НКО в различных регионах страны: столичные организации располагают заметно большими финансовыми ресурсами, чем их «коллеги по цеху» в регионах. Однако даже столичные НКО сегодня не испытывают полной удовлетворенности своим финансовым положением. Большинство опрошенных группой ЦИРКОН представителей благотворительных организаций Москвы (53%) осторожно оценивают его как «среднее». Самооценки остальных НКО имеют положительный баланс (24% считают свое положение «хорошим», 16% «плохим» или «очень плохим»), однако уверенно оценить материальное положение своей организации как «отличное» среди опрошенных никто не смог.

Оценка финансового положения благотворительных организаций Москвы (Опрос представителей благотворительных НКО Москвы, ЦИРКОН, 2008).

%
Отличное 0
Хорошее 24
Среднее 53
Плохое 10
Очень плохое 6
Затрудняюсь ответить 6

Такие данные заставляют задуматься, так как по сравнению с Москвой и Центральным округом, потенциал НКО которых относится к развитым и имеющим хорошие перспективы развития[24], в целом ситуация в других округах оставляет желать лучшего. Стоит отметить, что Астраханская область относится к третьей группе регионов по развитости экономики и финансового состояния НКО (всего таких групп - четыре), что говорит о достаточной слабости астраханских НКО, в частности, их экономического положения.

Необходимо заметить, что, анализируя различные источники, пришлось убедиться, что многие статьи в них посвящены именно финансовому состоянию НКО, а также взаимодействию государства с НКО и регулированию законодательства в отношении некоммерческих организаций.

В частности, в статьях РИА «Новости» финансовый вопрос поднимается довольно часто[25] и настолько же часто ставится во главу угла. Так, президент РФ Дмитрий Медведев распорядился выделить некоммерческим общественным организациям, которые участвуют в развитии институтов гражданского общества, 1,2 миллиарда рублей на гранты для реализации социально значимых проектов. В 2008 году общий размер грантов составил 1,5 миллиарда рублей[26]. Неудивительно, что размер грантов уменьшился (это связано с кризисом). Но его уменьшение было незначительным, а это даёт шансы полагать, что правительство не будет сильно экономить на общественных объединениях, тем самым стимулируя гражданские инициативы.

Так же довольно много внимания финансированию НКО уделяется в статьях газеты «Ведомости»[27]. Поднимаются вопросы о налогообложении некоммерческих организаций, а также регулировании налоговой политики в отношении НКО[28].

Некоммерческие организации Минэкономразвития предлагает наделить статусом благотворительных и освободить от налога на прибыль поступающие взносы. Негосударственные НКО по подготовленному ведомством проекту поправок в законодательство освобождаются от уплаты НДС с оказываемых услуг; сейчас такую льготу имеют только организации с бюджетным финансированием. Таким образом, членские взносы будут приносить немногим больше прибыли НКО.

Большим шагом вперёд отмечается законопроект в части совершенствования налогообложения некоммерческих организаций, регулирования благотворительной деятельности и механизмов общественного контроля[29]. В частности, отмечается, что во-первых, будет предложено упорядочивание организационно-правовых форм благотворительных организаций — теперь число форм НКО, которые могут претендовать на статус благотворительных, значительно расширится. Во-вторых, вносится целый ряд поправок собственно налогового характера, касающихся как налогообложения НКО, так и налоговых вычетов для доноров — физических лиц и подоходного налога непосредственных получателей помощи. В-третьих, закон предусматривает целый ряд мер по совершенствованию механизмов общественного контроля. В первую очередь эти меры касаются расширения полномочий Общественной палаты в части проведения общественных слушаний, общественных расследований, экспертизы и т. п. Также вводится ответственность должностных лиц за непредоставление информации по запросу общественных организаций и Общественной палаты[30].

Несомненно, что предлагаемые изменения — это хорошая новость для НКО, их доноров и благополучателей. Законопроект открывает многочисленные конкретные возможности для деятельности НКО и упрощает жизнь в первую очередь тем организациям, которые оказывают помощь нуждающимся и, более широко, предоставляют социальные услуги. Кроме того, данная инициатива, возможно, станет первым шагом к поистине революционному преобразованию — введению в наше законодательство понятия организаций общественной пользы. Именно наличие такой ясно очерченной категории организации на Западе позволяет вводить систему налоговых льгот, не приводящую к злоупотреблениям и гарантирующую максимальную отдачу от деятельности этих НКО при сохранении над ними контроля со стороны общества. Отрадно, что теперь и в России эта идея находит законодательное воплощение.