Смекни!
smekni.com

Философия (стр. 6 из 11)

Данная проблематика (жизнь человека, его проблемы, может стать основным вопросом философии в будущем. Однако нельзя забывать, что человек живёт среди природы, общества возникают цепи взаимовлияния, воздействие, которые необходимо изучать, (прим. В. Сизов).

Позитивизм XIX - XX веков.

Позитивизм - направление философии, зародившееся в 30 – 40-е годы XIX века, основоположник - Огюст Конт (1798 - 1857 г.г.)

Суть теорииФилософия должна быть освобождена от научных черт, и опираться только на достоверное научное знаниеПо мнению позитивистов, философия должна исследовать лишь факты, а не их внутреннюю сущность, освободиться от любой оценочной роли, руководствоваться в исследованиях, именно научным арсеналом средств (как и любая другая наука) опираться на научный методНеопозитивизм — основатели — Шлик, Карнап, Рассел Витгенштей (1889—1951г.г.)Главная идея неопозитивизма философия противоречий должна заниматься логическим анализом языка наукиЛогический анализ языка — это анализ текста, знаков, понятий, связей.Верификации сравнения положений науки с фактами опытаОсновной принцип неопозитивизма, принцип Верификации, с фактами опытаБольшинство проблем теории философии (бытие, сознание, идея, Бог) должно быть исключено из философии, так как они не подлежат верификации Позитивизм проходил определённые стадииКлассический позитивизм О Канта, — Спенсера.Механизм (не получил дальнейшего распространения)НеопозитивизмПостпозитивизмМахизм (Э.Мах и Р.Авенариус.В основе философии должен лежать критический опыт- (эмпириокретицизм) не получил должного распространения из-за собственныхФилософское знание должно быть точным и достоверным.

Постпозитивизм — новейший вариант позитивизма. АвторыК.Поппер (1902 — 1994г.г.) Т.Кун (1892-)

Главная цель постпозитивизма — исследование не структуры научного знания (языка, понятий), а развитие научного знания:

Основные вопросы интересующие постпозитивистов.

Как возникает новая теория?

Как она добивается признания?

Каковы критерии сравнения научных теорий, как родственные, так и конкурирующих?

Возможно ли понимание между сторонниками альтернативных теорий

Основные проблемы.

Проблема фальсификации (следует ли отказываться от научной теории в целом при обнаружении одного или нескольких ложных, оказавшихся не истинных фактов.

Проблема правдоподобия научных теорий (по каким критерия проверить правдоподобность научных теорий) и т.д.

Диалектика, как принцип философского анализа.

Понятие диалектики, её основные принципы. Диалектика и метафизика.

Диалектика — познание в современной философии теория развития всего сущего и основанный на ней философский метод. Диалектика теоретически отражает развитие материи, духа, сознания и других аспектов деятельности.

Главная проблема диалектики.Развитие — общее свойство и главнейший принцип материи?: изменение материальных и идеальных объектов, причем не простое (механическое) изменение, а изменение как саморазвитие результат которого является переход на более высокую ступень организации. Развитие высшая форма движения.Движение — является внутренним свойством материи и уникальным явлением окружающей действительности. Каждый момент движения тело находится в отчужденном месте и одновременно уже не находится в нем. Движение является способом связи в материальном мире Особенности диалектики.Охватывает все сферы окружающей действительности.Раскрывает глубинные основы движения и развития, их источник механизм перехода от старого к новому, связи старого в нового.Законы диалектики.Единства и борьбы противоположностей.Перехода количества в качество.Отрицание отрицания.

Противоположность диалектики система.

Метафизика (после физики) теоретическая система осмысления действительности, развития. Их основные расхождения связаны с пониманием вопросов причины движения, связей старого и нового, количества и качества, направленности развития, мышления, познания, целостности окружающего мира, отношение к окружающему миру.

Основные отличия Метафизики от диалектики.

По вопросу связей старого и нового; если диалектика признаёт наличие связей, то метафизика полностью их отвергает, считая, что новое целиком вытесняет старое.

По вопросу о причине движения: согласно метафизики движение не может исходить из самой материи, нужен внешний «первотолчок».

По вопросу взаимосвязи количества и качества. Метафизика не признаёт связи между количеством и качество) количество изменяется благодаря количеству — увеличивается уменьшается Качество изменяется благодаря качеству (улучшается, ухудшается)

В отношении к окружающему миру: диалектика видит мир целостности и взаимосвязанным, метафизика — состояние из отдельных вещей и явлений.

Негативная диалектика — Жан Поль Сатр (1905 — 1980)

Диалектика должна постоянно в каждом предмете, явлении искать повод для критики, все подвержено согласию, все критиковать, всё отрицать.

«Парные» диалектические категории. Единичное - общее, явление - сущность, причина следствие.

Философские категории — это фундаментальные понятия философии, содержанием которых являются обобщенные знания о свойствах и связях действительности (то есть понятия)

Любой объект существует в природе в связи с другими объектами явлениями, чтобы отделить объект нужно выделить свойства характерные для этого объекта.

Такими - являются «парные» категории:

Единичное — это категория для обозначения неповторяющихся, присущих только данному объекту свойств.

Общее — категория обозначающая свойства повторяющихся в некотором множестве объектов. (так отдельный человек имеет — единичное признаки — цвет различной оболочки……, но наличие рук, ног ит.д. общее для множества людей.

Любой реальный предмет, таким образом, есть, прежде всего, имеющий единичные и общие свойства.

Понятие явление неоднозначно. Оно употребляется для обозначения объекта в его целостности, в единстве всех его сторон, (явления природы, психических явлениях)

В другом значении употребляется в отношении со своей противоположностью — сущностью для обозначения внешней «(являющейся» стороны объекта в отличие от его внутренней скрытой. Молния — явление — скрытое от нас — электрический разряд - сущность) сущность не находится на поверхности и не может быть дана в непосредственных восприятиях..

Явление — это синтез категорий единичное, форма, следствие, случайность, закономерность.

Сущее (сущность) синтез категорий общее, содержание, причина, необходимость, закон.

Явление проявляется в своей единичности. Сущность это внутренняя сторона объекта, явление — внешняя, видимая. Таким образом — сущность — категория представляющая совокупность внутренних, необходимых сторон и связей их случайные отклонения,

Причина и следствие — без причины ничего не происходит. Любой объект находится в причинно-следственных или казуальной связи.

А → В причина → причинение В -. следствие

Пуля — удар в стекло — разрушение следствие

«Парные» диалектические категории:

форма-содержание, возможность - действительность, случайность - необходимость.

Содержание принято рассматривать как совокупность всех частей объекта, форму — как внутреннею организацию из этого следует, что содержание представляет собой структурно организованную совокупность частей (элементов), форма — способ существования и проявление содержания.

Одно и то же содержание может существовать в различных формах — вода в форме жидкости, льда или пара.

Содержание и форма существуют в единстве, нет «чистых» бессодержательных форм, как нет и «чистого» бесформенного содержания. В большинстве случаев форма определяет содержание.

Возможность и действительность — объект, существующий в настоящем, представляет собой действительность. Существование объекта в будущем представляет Возможность. Возможность и действительность связаны друг с другом.

Возможность есть то, что совместно с объективными законами и при определенных условиях может осуществиться, стать действительностью.

Действительность — есть реализованная возможность,

Необходимость порождена преимущественно внутренними устойчивым, постоянно действующим причинами в результате действия, которых возникает именно данное следствие.

Случайность порождена по преимуществу внешними причинами действующими неустойчиво и неоднообразно поэтому следствие может наступить, но может и не наступить, может проявляться так или иначе.

Случайность может переходить в необходимость (миграции рыб, движение отдельной рыбы, случайно как части в целом, но движение, взятое в совокупности выступает как необходимость (перемещение) в другое место, скажем для нереста.

Необходимость проявляется во множестве случайных явлений и в определенных условиях играет решающую роль в изменении структуры и всей системы.

Часть и целое. Элементы и структура.

При изучении любого объекта мы его расчленяли на части, части вновь объединяли в целое, те есть проводили анализ и синтез.

Часть — как-то, что в соединении с другими частями составляет целое. Целое — как-то, что содержит в себе части.

Однако это механистическое понимание целого и части- Куча песка, толпа людей строго говоря не являются (характеризующими внешними,

Отношение частей и целого — это взаимодействие, благодаря которому целое обладает свойством отсутствующие каждой из частей в отдельности (механизм часов ит.п.)