Смекни!
smekni.com

Трудовая этика современных российских реиммигрантов (стр. 2 из 4)

Альтернативой или дополнением к мотивационному подходу может послужить концепция "фоновых практик", развиваемая такими современными философами, как Д. Сёрль и X. Дрейфус. Под "фоном" (термин Сёрля) или "фоновыми практиками" (термин Дрейфуса) они понимают некоторый набор принятых в определенной культуре способов совместной деятельности, навыков и умений, обеспечивающих адекватное восприятие высказываний и поступков [5, б]. Такое "фоновое практическое значение" не представлено непосредственно в самом высказывании или поступке, оно остается не проговоренным, но в то же время всегда подразумевается и выступает в качестве условия осмысленности происходящего. Определение истинного значения любого высказывания или действия, как утверждает Сёрль, всегда предполагает неявную отсылку к общедоступному практическому значению о том, как принято обходиться с людьми и обращаться с предметами в рамках данной культуры. Соответственно, чтобы адекватно понять смысл высказываний респондентов о трудовой этике или субъективных ценностях труда, их надо рассматривать на фоне практик их повседневной деятельности в трудовой сфере.

Например, реиммигранту-предпринимателю, для того чтобы понять фразу "искать крышу", необходимо обладать "фоновым практическим знанием" о том, что в современном российском обществе словом "крыша", указывающим обычно на известную часть любого строения, именуются также определенного рода структуры, предлагающие покровительство частному бизнесу, т.е. ему требуется хотя бы малейшее представление о функционировании неформальной экономики в России. Иными словами, адекватное восприятие смысла любого высказывания или поступка предполагает существование некоторого "набора доинтенциональных фоновых допущений и практических навыков" ("a set of preintentional assumptions and practices") [6, p. 145]. Даже буквальный смысл предложения, согласно Сёрлю, невозможно понять вне того деятельностного контекста, в котором оно употребляется. Представим себе, что дело происходит во время стихийного бедствия, и приведенная фраза приобретает совсем другой смысл. Или представим, что определенная строительная фирма сдает построенные объекты недоумевающему заказчику, который никак не может установить наличие крыши на одном из домов. Смысл меняется опять. Именно деятельностный контекст, типичные "фоновые практики" являются необходимым (хотя и недостаточным) условием правильной интерпретации высказываний и поведения [6, р. 141-159].

Концепция "фоновых практик" уже была продуктивно применена в эмпирическом исследовании предпринимательства. Результаты исследования представлены в книге и в одноименной статье Ч. Спинозы, Ф. Флореса и X. Дрейфуса "Открывая новые миры: предпринимательство, демократическое действие и культивация солидарности" [7, 8]. По мнению авторов, общепринятые теоретические подходы к исследованию предпринимательства неадекватно отражают существо изучаемого процесса. Дело в том, что традиционные подходы к изучению деловой активности - такие, как "бизнес-управленческая модель", "модель социальной справедливости", "рыночно ориентированная модель" - раскрывают лишь поверхностный слой мотиваций и ценностей предпринимателей, поскольку большинство исследований, посвященных проблемам предпринимательства, основывается на одностороннем понимании природы человека. Как правило, в таких исследованиях речь идет о "мыслящем" или "желающем" человеке. Напротив, авторы рассматривают человека как носителя определенных навыков и умений. Человек, утверждают Спиноза, Флорес и Дрейфус, это прежде всего "умелец" (skillfull being). При таком рассмотрении человеческой природы интересны не столько сами предприниматели, их тип личности и мотивации, сколько их навыки и умения, т.е. те "фоновые практики", которые в своей совокупности формируют деятельностный контекст фирмы, позволяющий понять, интерпретировать и сделать осмысленным поведение работников.

Вышеупомянутые авторы указывают на кратковременный характер предпринимательской активности. Большинство представителей западной цивилизации выступают в роли так понимаемых предпринимателей в те моменты, когда они "на коне", им все удается, когда они реализуют свои качества "наилучшим образом" ("at their best"). Однако сущность инновационной деятельности предпринимателей, по мнению Спинозы, Флореса и Дрейфуса, сводится нс только к организации нового производства, но и к изменению стиля- "Стиль" определяется авторами книги как способ координации жизненного пространства (worldhood), которое М. Хайдеггер описывал тремя характеристиками: способом использования инструментов, оборудования, оснастки (equipment); целями (purposes), которые преследуются при использовании инструментов,

оборудования, оснастки; идентичностями [identities), которые возникают в результате использования инструментов, оборудования, оснастки. Иными словами, стиль ~ это совокупность навыков и умений людей пользоваться инструментами, оборудованием, оснасткой для достижения определенных целей [8, р. 191]. Кроме того, понятие "стиль" раскрывает процесс формирования новых идентичностей. Инновационная деятельность предпринимателей по изменению стиля фирмы сравнивается авторами с деятельностью по освоению новых миров, более эффективных навыков и умений.

Можно сказать, что изменение "фоновых практик" проявляется в изменении "стилей", которые и выступают в качестве основных координат человеческих действий. Изменение "фоновых практик" или общеразделяемых "стилей" происходит тремя способами; реконфигурацией - превращением маргинальных практик в центральные; артикуляцией - приданием нормативного смысла и четкой формулировки практикам, ранее пребывавшим в разрозненном состоянии и еще не артикулированным в эксплицитном виде; заимствованием - переносом практик из одной сферы в другую. Изменение "фоновых практик" предпринимателями, действующими в рамках одного культурного пространства, происходит главным образом через реконфигурацию и артикуляцию. Как правило, предприниматели всецело поглощены своим делом и им сложно заимствовать навыки и умения из других сфер; т.е. третий способ изменения фоновых практик редко используется предпринимателями. Однако описываемый Вебером перенос религиозных практик протестантской аскезы в сферу хозяйственной деятельности (если мы принимаем аргумент Зомбарта) осуществлялся протестантами-мигрантами, опыт которых формировался в рамках двух и более культурных пространств [2], что позволяет предположить наличие здесь заимствования практик. Уникальный статус реиммигранта - "иностранца", вернувшегося в культурное пространство, где формировались основы его мировоззрения, также предполагает действие механизма заимствования трудовых практик.

Итак, с одной стороны, мы используем мотивационный подход, направленный на изучение ценностей труда российских реиммигрантов. С другой стороны, мы хотим его дополни! ь концепцией "фоновых практик", которая операционализирует термин "трудовая этика" через такие понятия, как "повседневная практика" или "стиль".

Для проверки гипотезы о том, что реиммигранты, возвращающиеся в Россию из западных стран, могут быть рассмотрены в качестве активных носителей новой трудовой морали, было проведено исследование их трудовых ценностей и мотиваций. На основе методики изучения трудовой этики Р. Инглхарта было опрошено 28 реиммигрантов, работающих в Санкт-Петербурге. При выборе респондентов я руководствовался тремя критериями: добровольный характер реиммиграции; продолжительность нахождения в эмиграции в одной из стран с развитыми капиталистическими отношениями не менее трех лет; наличие постоянного рабочего места на территории России в момент опроса.

Основная цель опроса - выявление склонности реиммигрантов к инновационной деятельности в сфере труда. Степень предрасположенности реиммигрантов к инновационной активности была установлена при сопоставлении полученных эмпирических данных с материалами Всемирного исследования ценностей в 32 странах и с данными, полученными Магуном в результате изучения трудовых ценностей работающего населения России [З].

Каждому респонденту было предложено выбрать из 15 показателей, характеризующих ценностное отношение к трудовой деятельности, 7 наиболее значимых. Результаты анкетирования свидетельствуют о следующем.

Во-первых, наблюдается сравнительная однородность представлений относительно трудовых ценностей среди реиммигрантов 1, т.е. имеется возможность сформулировать обобщающие выводы о всей совокупности опрошенных респондентов.

Во-вторых, несмотря на то что такие пассивно-гедонистические ценности, как "интересная работа", "хорошие товарищи", также широко распространены среди реиммигрантов, как и среди всего работающего населения России, в представлениях реиммигрантов превалируют активные процессуальные ценности труда. Так, частота выбора показателя "возможность инициативы" среди реиммигрантов составляет 46% (среди работающего населения России - 30%, средняя по 32 странам - 50%). Возможность профессиональных достижений и возможность профессионального продвижения занимают 4-ю и 12-ю позиции в списке наиболее значимых для реиммигрантов трудовых ценностей, в противовес 12-й и 15-й позициям в российском списке. В списке трудовых ценностей работников 32 стран эти ценности занимают б-с и 13-с места. Распространение активно-достиженческих ценностей в представлениях реиммигрантов сближает их с представителями 32 стран, а в некоторых случаях показатели их активной позиции даже превосходят средние значения в межстрановом исследовании.