Смекни!
smekni.com

Трудовая этика современных российских реиммигрантов (стр. 3 из 4)

В-третьих, ценности, связанные с отдыхом ("большой отпуск") или достижением комфортности ("удобное время"), имеют более низкие ранги реиммигрантов по сравнению с российским списком, но практически совпадают с рангами в совокупном массиве распространенности трудовых ценностей в 32 странах. В целом полученные эмпирические данные свидетельствуют о тенденции среди реиммигрантов занимать более активную позицию в трудовом процессе по сравнению с большей частью россиян. Однако, учитывая тот факт, что описать специфику российской, более активной трудовой позиции реиммигрантов достаточно сложно, мы кроме анкетирования провели также интервью с 22 реиммигрантами.

Респонденты для интервью были отобраны из совокупности ранее опрошенных реиммигрантов. Нам представлялось нецелесообразным составлять заранее формализованные вопросники, поскольку предварительная схема могла разрушить внутренние связи значений, которые составляют мир, "реальность" респондентов. Поэтому им было предложено поделиться своими соображениями о трудовой деятельности во время нахождения в эмиграции и после возвращения на родину в достаточно общем контексте. Разговор с респондентами начинался, как правило, с вопроса: "Почему вы решили вернуться на Родину?".

При ближайшем рассмотрении текстов интервью создалось впечатление, что большинство реиммигрантов вернулись на Родину как бы "случайно". Основная масса начинает свой рассказ о реиммиграции такими фразами: "По правде говоря, я вообще никогда не думал, возвращаться или нет, просто так сложились обстоятельства"; "Я и предположить не могла, что останусь. Я просто хотела повидать друзей и родных, потом появилась всякие дела, новые планы, проекты... в общем, осталась и все"; "Если бы мне два года назад в Нью-Йорке сказали, что я буду снова здесь (в России. - Л. К.) жить, то я бы приняла это за неудачную шутку. Все произошло так неожиданно, я даже не успела понять. как оказалась в России".

Из приведенных цитат видно, что многие реиммигранты даже не задумывались над вопросом: возвращаться на Родину или нет. Они в принципе не принимали решения о реиммиграции, они остались только потому, что "так сложились обстоятельства" уже после возвращения в Россию. Как правило, первоначально человек едет навестить своих родных, друзей, знакомых, потом у него появляются какие-то дела, налаживаются профессиональные контакты. В результате реиммигрант становится таковым неожиданно для себя. Некоторые респонденты даже признаются, что только в ходе интервью они в первый раз осознали свое фактическое возвращение в Россиию. Вероятно, одной из основных причин "неосознанной реиммиграции" является открытость границ, постоянная возможность повторной эмиграции. «На самом деле, я не чувствую себя гражданином какой-либо страны, - говорит служащий совместного российско-германского предприятия, - скорее я космополит, "гражданин мира"». Кроме того, вероятной причиной отсутствия рефлексий относительно причин возвращения на родину в дискурсе реиммигрантов может служить их склонность к отождествлению жизни на Западе и жизни в России. "Да, мир ведь стал однообразен. По сути дела, жизнь здесь ничем не отличается от жизни там, - утверждает директор одной из Санкт-Петербургских фирм, занимающейся разработками компьютерных технологий, - даже как-то скучно становится, те же Макдональдсы, те же магазины, те же ночные дискотеки, клубы".

Однако высказывания реиммигрантов о сходствах между "западной" и "постсоветской" жизнью никоим образом нс затрагивают сферу труда. Напротив, дискурс реиммигрантов о трудовой деятельности в России изобилует описанием конфликтных ситуаций и разногласий, возникающих между ними и их российскими коллегами. Реиммигранты, занимающие руководящие позиции в различных бизнес-структурах, говорят о расхождениях во взглядах со своими российскими коллегами по многим стратегическим вопросам. Кроме того, реиммигранты-управленцы часто жалуются на отсутствие дисциплины, собранности и недостаточную активность своих подчиненных. Описания конфликтных ситуаций и разногласий со своими коллегами по работе встречаются гораздо реже в интервью с реиммигрантами из числа рядовых сотрудников. В этом случае конфликтные ситуации возникают на уровне повседневных взаимодействий. "Она каждые полчаса подходила ко мне и предлагала пойти перекурить... Ну, я в конце концов не выдержала и сказала, что она меня отвлекает от работы. И после этого она со мной не разговаривала почти полгода", - рассказывает сотрудница одного из банков Санкт-Петербурга.

Можно предположить, что основная причина возникновения таких конфликтных ситуаций и разногласий в сфере труда может быть обнаружена в специфическом стиле работы реиммигрантов. Эту гипотезу подтверждает проведенный контент-анализ текстов интервью, в результате которого обнаружилась группа спонтанных значимых высказываний реиммигрантов, связанных с общей темой - "научением". Обращение реиммигрантов к этой теме - результат их собственных логических построений в ходе проведения интервью. Оно не было инспирировано наводящими вопросами интервьюера, т.е. высказывания, связанные с темой "научения", проявляются в качестве "непредвиденного следствия", "побочного продукта" в рамках общего дискурса реиммигрантов о трудовой этике. Можно выделить два типа суждений реиммигрантов о научении. С одной стороны, это высказывания о том. чему они научились в период эмиграции или чему бы они хотели научить, а может быть, уже научили окружающих. С другой стороны, значительная часть высказываний, посвященных теме "научения", - это оценочные суждения относительно действий людей, тем или иным образом оказавшихся в поле зрения реиммигрантов. Очевидно, сам факт присутствия в каждом из 22 проведенных интервью с реиммигрантами рефлексии относительно процесса "научения" (будь то высказывания о собственных накопленных знаниях или об определенного рода реакциях на действия окружающих) свидетельствует об отношении к процессу накопления знаний как к одному из наиболее существенных для самосознания респондентов.

Что же говорят российские реиммигранты о "научении?" Первый этап анализа интервью сводился к контент-анализу и поиску наиболее часто встречающихся высказываний, тем или иным образом затрагивающих проблему заимствования и передачи знаний. Основным индикатором отбора высказываний послужили встречающиеся в текстах интервью производные от глагола "учиться" ("научиться", "выучиться", "переучиваться" и т.п.). Из совокупности обнаруженных высказываний были изъяты те, которые относятся к специфике той или иной профессии, как не имеющие отношения к существу изучаемого вопроса. Преобразованные таким образом для последующего анализа цитаты из интервью образуют общее поле высказываний реиммигрантов о "научении".

Как правило, высказывания реиммигрантов о "научении" связаны с их работой или отдыхом. Кроме того, ряд высказываний носит общезначимый характер. Такие высказывания не имеют отношения ни к отдыху, ни к работе, они подразумевают научение "вообще" как обособленную от определенного контекста форму передачи или накопления знаний в жизни. Иллюстрацией к такому типу высказываний может послужить пространная цитата из интервью с Петром Л. о том, чему он научился во время пребывания в эмиграции в Германии:

«Нужен постоянный контроль над своими чувствами и эмоциями. За эти годы я научился не делать ничего, что может отвлечь меня... главное не зависеть от обстоятельств. Это не значит, что я не вижу, что происходит вокруг меня, я просто научился фильтровать всю информацию на "нужную" и ту, без которой я запросто могу обойтись. Этого очень сложно добиться, много соблазнов - интересных журналов, книг, просто "кайфовых" занятий, классных людей. Сложно в этом во всем не потерять себя. Но жизнь "там" меня научила смотреть на мир и в то же время постоянно помнить о себе. Ведь первое, с чем я столкнулся, когда приехал в Германию, - это изобилие. Я имею в виду не только всякие материальные вещи, но и все остальное... масса возможностей, контактов. Самое сложное - выбрать, что из этого тебе нужно, а что нет. В общем, что тебе даст возможность самореализоваться».

Сферу подобных высказываний мы условно обозначили как "жизнь". В результате анализа текстов интервью была выявлена группа однородных высказываний, которые оказались связанными со всеми тремя сферами: они прилагаются и реализуются и в "жизни", и в "работе", и в "отдыхе". Эти высказывания содержат выражения "организовывать себя" или "самоорганизовываться", значение которых раскрывается в следующих цитатах интервью:

Сергей Т.: "Сначала, когда стало появляться свободное время, я не находил себе места... но потом я понял, что должен сам себе находить развлечения... даже в отдыхе приходилось организовывать себя".

Александр Р.: "Самое главное, они научились организовывать себя. самостоятельно трудиться... Дело сдвинулось с мертвой точки".

Семен А.: "Меня спасло то, что я сумел вовремя собраться, самоорганизоваться. Потом быть "постоянно собранным" стало для меня привычкой. Вот тогда-то я почувствовал себя по настоящему самостоятельным человеком. Мне это очень помогает, в смысле душевного состояния".

Ольга К.: "...Я поначалу с такой пасмурной физиономией ходила. Подруга моя, Мишель, все спрашивала: "А что случилось у тебя, горе какое-то?". Я ей говорю: "Нет, я просто очень устаю...". А потом я поняла, что надо научиться постоянно организовывать себя - во всем. Постоянно быть на высоте, улыбаться, следить за своим внешним видом, вне зависимости от того, что у тебя на душе... А я просто начала с того, что не позволяла себе расслабляться, даже когда оставалась одна... Кажется смешным?.. А это на самом деле было самым трудным для меня... Но потом это стало привычкой... быть в форме - это, как в одежде ходить. Представляешь, ты на улице встречаешь голого человека, удивишься? Вот они (за границей. - А.К.) также удивляются, когда человек свои личные переживания напоказ выставляет".