Смекни!
smekni.com

Трудовая этика современных российских реиммигрантов (стр. 4 из 4)

Екатерина Ч.: «Ему прежде всего нужно было приучиться к элементарной самоорганизации: следить за своим внешним видом, не опаздывать, быть вежливым с клиентами. "Тогда успех в работе, - сказала я ему, - тебе гарантирован, ты будешь на высоте"».

Олег П.: "Захожу, а они все как один в игры за компьютером играют... Ну, что тут поделаешь... Как дети... Да, понимаешь, заставлять насильно бесполезно... Ну. почему я научил всех своих быть аккуратными и пунктуальными в работе, а самое главное у них желание чего-то в деле добиться есть, а не просто денег срубить "на халяву". Достигнуть чего-то можно только тогда, когда научишься перебарывать свои слабости. У каждого человека они свои: у кого алкоголь, у кого безделье, некоторые просто не умеют себя организовать...".

Жанна О.: «У меня была в Штатах домработница, а здесь нет. Потому что здесь это очень сложно: человек хочет разговаривать, хочет общаться. Была у меня одна домработница здесь, сядет и часами рассказывает про свою жизнь, а жизнь у нее, конечно, трудная. И вот скажу ей: "Дорогая, милая, пожалуйста, возьмите вот это и сделайте то-то..." Она вроде берет, но опять рассказывает. А где здесь найти человека, который мог бы самостоятельно организовывать себя в работе, делать свое дело и ничем другим на работе больше не заниматься?.. Найти бы такого замечательного человека, который будет ценить и свое время, и мое! Как бы мне этого хотелось...».

Петр Л.: "...Много времени уходит на пустые разговоры... Неужели нельзя научиться на работе заниматься непосредственно только своим делом, а все личные проблемы решать во внерабочее время. Я ведь понимаю, бывают всякие сложные ситуации в жизни. Тогда я даже отпускаю людей с работы, но когда люди без всяких причин тратят рабочее время на пустую болтовню, это сложно объяснить... Я считаю, что такие люди просто лентяи, которые не могут вовремя самоорганизоваться".

"Научение" здесь чаще всего означает определенный тип нового поведения, связанного с самоорганизацией. Опыт, приобретенный на Западе, в новой культуре, приводит к усилению того, что можно назвать "работой над собой". В этих цитатах высказывания со словами "самоорганизация" и "организовывать себя" обозначают проведение человеком определенной работы над самим собой, по преобразованию и изменению самого себя. Такого рода действия — необходимое условие достижения реиммигрантом успеха в различных сферах. Прежде всего следует отметить, что "самоорганизация" считается основным средством достижения успеха в сфере работы. Это наиболее отчетливо видно в цитате из интервью с Александром Р., где глагол "организовывать" употребляется, с одной стороны, как форма отношения к себе, с другой - как возможность достижения успеха в трудовом процессе: "дело сдвинулось с мертвой точки". Екатерина Ч. говорит о важности самоорганизации, рассказывая о том, как она наставляла одного из своих сотрудников: "Тогда успех в работе... тебе гарантирован...". В цитате из интервью с Семеном А. эксплицитно говорится о том, что "организация себя" помогает ему в достижении душевного равновесия.

Интересно, что слово "организовывать", согласно известному словарю-справочнику, этимологически восходит к французскому слову "organisation", которое, в свою очередь, происходит от греческого слова "or^anon" - орудие, устройство, снаряжение [9, с. ЗЗО]. Можно сказать, что этимологические корни существительного "организация" выявляют его близость к хайдегтеровскому понятию "геиу," (англ. equipment), обозначающему совокупность технического и иного снаряжения, предметов обихода, инструментов и другого оборудования. Дрейфус усматривает в этом понятии Хайдеггера специфическую нормативную функцию. "Zeug", по мнению Дрейфуса, открывает более глубокий уровень нормативности, чем общепринятые кодифицированные максимы этического поведения. В "Zeug" заложены нормы "усредненной повседневности", на основании которых мы пользуемся вещами, т.е. это навыки применения, использования, употребления тех или иных предметов в повседневной жизни [5, р. 151-153]. Изменение совокупности этих повседневных навыков, как отмечается в упоминавшихся работах Спинозы, Флореса и Дрейфуса, служит фоном для потенциального конструирования новых идентичностей [7, р, II]. Новые нормы усредненного повседневного использования предметов напрямую связаны с формированием новых типов "Я".

Любопытно, что нигде эта связь формирования "Я" с навыками пользования оборудованием и устройствами не выявляется так наглядно, как в выражении "организовывать себя". Выражения "организовывать себя" и "самоорганизация" в дискурсе реиммигрантов о трудовой этике означают применение человеком определенного рода навыков и умений по отношению к самому себе, для достижения согласия с самим собой и окружающим миром, т.е. для формирования собственной идентичности. Поэтому высказывания реиммигрантов, указывающие на способы достижения человеком согласия с самим собой и окружающим его миром, мы условно назвали "практиками самоконструирования".

Практики самоконструирования современных российских реиммигрантов сопоставимы с аскетическими практиками "делания себя" (self-making) протестантов-предпринимателей периода становления западного капитализма, которые описывает в своей классической работе Вебер. Общей чертой современных российских реиммигрантов является их нацеленность на активность, успех в труде. Однако если трудовая активность протестанта-предпринимателя объясняется Вебером через этическую доктрину протестантизма, то ориентация реиммигрантов на успех в труде не имеет религиозного обоснования.

Поводя итоги исследования трудовой этики современных российских реиммигрантов, можно сформулировать следующие выводы.

Во-первых, реиммигранты склонны к принятию на себя активной роли в формировании новой трудовой этики. Об этом свидетельствуют как ориентация реиммигрантов на "активно-достиженческие" ценности труда, так и значимость для них в практическом измерении темы "научения". Новизну трудовой этики вернувшихся на Родину наших соотечественников характеризуют отличные от остального населения России ценности труда, а также часто встречающиеся в высказываниях респондентов описания конфликтных ситуаций, возникающих между реиммигрантами и их российскими коллегами по работе.

Во-вторых, обнаруживаемое в практическом измерении сходство между протестантской аскезой и практиками "самоконструирования" современных российских реиммигрантов позволяет говорить о возвращающихся на Родину наших соотечественниках как о носителях трудовой морали, схожей с этикой труда веберовского протестанта-предпринимателя, которая явилась основой западного капитализма. Однако такие качества российских реиммигрантов, как методичность, трудолюбие, чистота, организованность, не имеют религиозного обоснования.

Кроме того, полученные результаты указывают на важное методологическое следствие - концепция "фоновых практик" помогает адекватно интерпретировать результаты изучения трудовой этики. Дело в том, что применение концепции "фоновых практик" в исследовании российских реиммигрантов позволяет установить новые сведения о специфике их трудовой этики по сравнению с данными, полученными при помощи мотивационного подхода. В частности, можно сформулировать гипотезу о том, что центральными для этической концепции труда реиммигрантов становятся практики "самоконструирования", которые существенным образом отличаются как от этических практик труда веберовского предпринимателя-протестанта, так и от практической морали труда работающих вместе с реиммигрантами российских соотечественников.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Вебер М. Протестантская этика и дух капитализма // Избранные произведения. М., 1990. С.61-272.

2. Зомбарт В. Буржуа. М., 1924.

3. Магун В. Трудовые ценности российского населения: социалистическая модель и постсоциалистическая реальность // Куда идет Россия?.. М.. 1996.

4. Израэль И. Психология мотивации или социология ограничений? // THESIS, Мир человека. 1993. Т. 3. Вып. 3.

5. Dreyfus H. Being-in-the-World: A. Commentary of Heidegger's Being and Time. Cambridge (Mass.), 1993.