Смекни!
smekni.com

История зарубежной философии (стр. 5 из 9)

26. Дунс Скотт и Оккам об отношении интеллекта и бытия, философии и теологии.

И.Д. Скотт (1266-1308)-один из последних представителей средневековой схоластики.

Философия- принимает античных мылителейЮ прежде всего Аристотеля. Он отмечает , что принципиальная недостаточность философии заключается в актах постижения (умопостигаемые сущности рассматриваются ею не непосредственно, а опосредованно тем или иным общим понятием). Скотт признает, что счастье высшего созерцания, о котором учит "Философ" (Аристотель) доступно естественным, природным путем, но добавляет, что другое, более полное счастье, может быть воспринято тем же природным человеком от сверхприродного начала. Дело метафизики- бытие.

Теология- ее дело Бог. Теология как богопознание всего полнее существует в самом Боге, имеющем совершенное знание о себе. Это -- "божественная теология", недоступная для сотворенных существу. Ступенью ниже ее располагается "теология блаженных", познающая Бога со всей полнотой, какая возможна для сотворенных существ, но лишь в той мере, в какой Бог хочет раскрыть себя. Наконец, "наша теология" познает свой объект не в блаженном боговидении, а через посредство Областью Откровения является только сверхприродное; во всяком случае. Истинные отправные точки теологии это слова Бога в священном писании. Теология трансцендентна. Она не отвечает критериям научного, которые вводит Аристотель. Теология в христианстве практическая дисциплина, т.к. ее задача привлечение человека к богу. Истины, которые находятся в теологии ничего не могут сказать о мире. Он отвергает понятие для нас и бога вообще. Бога нельзя познать по сотворенным вещам.

Бытие- объект метафизики Скотта. Бытие это не Бог. В метафизическом смысле есть «бытие как таковое», везде и всегда одинаковое, предшествующее любым подразделениям и противопоставлениям. Оно вовсе не есть слитное с сущностью вещей. Бытие бесконечно. Оно является первым объектом общим для всех других объектов. На бытие всегда направлен разум и в сотворенных вещах мы не имеем права разделять сущность и существование- это цельное бытие. Каждая отдельная вещь это бытие само по себе.

Доказательство бога: если душа стремится к чему то бесконечному, то значить цель этого бесконечного стремления существует.

О душе: она не существует отдельно от материи и своих действий. Душа действует так, как если бы она была бесконечна или бессмертна.

Об интеллекте. Интеллигибельные виды это порождения потенциального интеллекта, некие прозрения в наших представления. Концепция «действующего интеллекта»: это интеллект, действующий без помощи чувственных опор и сам никои образом не воздействующий на чувство или воображение. Он производит свои отдельные операции в автономной интеллигибельной сфере. Интеллектэто свет , сотворенный богом, для озарения нашего потенциального интеллекта, сам ничего не производящий, но способный разгонять потемки нашего разумения. Действие действующего интеллекта- это актуализация потенциальных образов и смыслов в нашем уме. . Человеческий интеллект зависит от божественного интеллекта. Умопостигаемый мир, населенный идеями есть ничто иное как божественная мысль и идеи вещей имеют познанное бытие в качестве моментов познания в божественном интеллекте. В божественном интеллекте присутствует божественная воля, поэтому бог творит не идеи , а сами вещи. Идеи зависят от их причины, божественной мысли. Они могут действовать на человеческий интеллект лишь в составе благодатного действия божественного ума, т.к. относительное бытие не способно к самостоятельному действию.

У.Оккам (1285-1349)- представитель номинализма.

Соотношение философии и теологии - Оккам выступал с позиций отрицания каких-либо связей между философией и теологией, полагая, что философия не в состоянии доказать какой-либо догмат вероисповедания. Конечно, он не отрицал богословия, но считал, что философия не может обосновать принципы богословия, и все, что она проповедует. Так, философия не способна доказать догмат о существовании Бога. Бог в теологии

понимается как существо иррациональное, следовательно, оно не может быть доказано рациональными аргументами. Оккам утверждал полную иррациональность богословия, которое в своей основе исходит из истинности Священного писания. В этом она противоположна философии, исходящей из истинности разума. Таким образом, он отстаивал позицию существования двух истин.

На первое место выдвигал Божественную волю, а не разум. Мир творится из ничеооого, и, зная что-то о боге, мы ничего не знаем о мире и наоборот. 5 принципов мира: 1) для бога все возможно, кроме противоречия; 2) все, что бог сотворил, он может сотворить и непосредственно, а не из вторичных причин; 3) всякая реальность может быть сотворена богом отдельно, независимо от др. Всякая сотворенная вещь уникальна и не похожа на другие; 4) нельзя заключать о существовании бога чего-либо без каких-либо оснований (сама очевидность божественного откровения, логический вывод, опыт).

Бритва Оккама: не следует умножать сущности без необходимости. То, что можно объяснить просто, не следует объяснять сложно.

Наше познание происходит из 2-х источников: от субъекта ( из интеллекта) и от объекта (из предметов). Человеческий разум направлен на мир индивидуальных вещей. В познании необходимо ориентироваться на себя и на опыт. Разум занят всегда тем, что познает бытие. Но познание не возникает путем изучения вещей. Теология- путь веры. Разум- путь бытия, путь сотворения богом вещей. 5) Всякая реальность, отличная от бога совершенно случайна. Ей не за что зацепиться, кроме как за Бога. Познавая мир, разуму необходимо опираться на вещи, а не только на самого себя. Опыт не дает нам оснований предполагать, что душа бессмертна. На это можно только надеяться.

23. Раннехристианская философия. Апологеты. Тертуллиан. Августин. Апостол Павел.

529г- заканчивает существование античная философия и начинается христианская. Христианство привнесло в философию новый источник истины- божественное откровение. Новая христианская религия ориентированна навсе человечество в целом.

Аполгеты- труды по защите христианства от язычников.

Тертуллиан (2-3вв.) – говорил о том, что античная философия ищет истину, а в христианстве есть законная истина. Мы не нуждаемся в любознательности после христа и исследований после Евангиле. Не знать ничего = знать все. Мы уже имеем что-то постоянное, законченное. Нужно просто верить. Вечные истины содержаться в душе человека изначально. Надо заглядывать в собственную душу, а не искать их. Чем проще человек в образе мыслей, тем он ближе к христианской вере. Никакие блага христианину не нужны, он должен стремится к своей естественной природе. Для христианина нет ничего невозможного, постыдного, абсурдного. Все существующее темно. Идея причинности в Христе.

Августин- создатель христианской философии. Мудр только бог, поэтому любая философия это рассуждения о мудрости бога. Необходимо пытаться создать христианскую философию. Но вера имеет преимущества перед всякой философией, всяким рассуждением. Эта вера принадлежит всем людям, каждый человека может обладать этой истиной. Философия это всегда теория, которая может быть применимой или нет, а вера руководит человеческой жизнью, дает посмертное существование, чего философия дать не может. Мышление всегда должно быть связано с верой. Соединение платонизма с христианской религией.

Апостол Павел (1 в. н.э.)- «Послание» входит в новый завет. Идея искупления греха и освобождения человека от власти закона как морального, так и религиозного. Пока человек подчиняется закону, он греховен. Значит освобождение от закона, освобождение от греха. Грехопадением человечество испортилось и стало подвергаться всем грехам. Но греховность- это постоянное свойство человечества, оно всегда смертно. А в христианстве человеческая природа освобождается от греховности, появляется новый человека, который избавляется от внутренней двойственности. Плотское начало- грех, душа избавляется от греха- это божественное начало. Оправдание только верой, оправдание перед богом. Но Иаков говорит, что этого недостаточно, необходимо еще и совершать добрые дела. Можно считать, что избавление от греха оправдывает всю человеческую безнравственность. Но это не так, человечество лишается собственной деятельностью решить вопрос о своем спасении, все решает вера. Все действия оправданы верой. Павел враждебно относится к античности. Мудрость- враждебна перед Богом.

Апокалептизм- мир скоро придет к концу. Долгих рассуждений от христианства не требуется, что бы спастись, надо руководствоваться верой.