Смекни!
smekni.com

История зарубежной философии (стр. 9 из 9)

Разрешение антиномии: от счастья мы не придем к добродетели. Нравственное поведение теоретически может иметь своим результатом счастье.

Серьезным фактом веры в бога является моральная вера. Собственное уважение к себе предполагает существование бога.

2 варианта соотношения морали и политики: мораль исходит из политики, политики действуют соответственно морали.

20. Система Гегеля.

21. Феноменология духа Гегеля. Феноменологическая установка и основные формы сознания.

23. Философия истории Гегеля.

Георг Вильгельм Фридрих Гегель (1770-1831) - крупнейший немецкий философ.

Основные разделы гегелевской философской системы: логика, философия природы и философия духа, к последней примыкают философия права, философия истории, эстетика, философия религии, история философии.

Логика рассматривает абсолютную идею, которая развертывает свои категории в ней , составяя существо всей действительности. Логика делится на учение о бытии (1), сущности (2) и понятии (3).

(1) Начало всего – чистая мысль или ничто. Бытие и ничто взаимопереходящи в результате чего происходит становление (в этом заключается триада бытия тезис, антитезис и синтез). Становление характерно только для духа. Процесс триады закон диалектики -отрицания отрицания. В результате становления возникает наличное бытие обладающее некоторой определенностью – качеством. Соединение количества и качества образует меру, переход которой приводит к изменению качества, совершающегося посредством скачка (закон перехода количества в качество).

(2) Сущность – проблема противоречия, оно есть корень движения.

(3)В разделе понятия- переосмысливает традиционную логику, критикуя сформулированные ею законы мышления.

Философия природы - это учение об идее, которая воплощается в природе, как своем инобытии. Философия природы у него делится на три раздела: механику, физику и органическую физику. В механике Гегель рассматривает такие категории, как время, пространство, притяжение и отталкивание, количество, мера.

Философия духа - это завершающая часть гегелевской системы, в которой идея, становясь духом, выступает как конкретно разумная. Философия духа имеет своим предметом учение о человеческом сознании, а также о различных видах человеческой деятельности. Она подразделяется на три части: субъективный дух (1), объективный дух (2), абсолютный дух (3).

(1)Учение о субъективном духе - это характеристика индивидуального сознания, которое выступает в тесной связи с духовным развитием человечества.

(2)В учении об объективном духе Гегель излагает свои воззрения на общественную жизнь человека, рассматривая такие категории, как право, мораль, нравственность, семья, гражданское общество, государство, и подходит к человеку как общественному существу. (3) Гегель выдвинул идею объективной закономерности, прокладывающей себе путь независимо от конкретных людей и их действий. Исходя из своей концепции о развертывании абсолютной идеи, Гегель называет это "хитростью мирового разума", который пользуется индивидуальными интересами для достижения собственных целей

Проявление духа происходит при его сталкновении с внешними предметами. При этом дух является сознанием, следовательно наука о сознании является феноменологией духа. До сих пор мы исследовали предмет с помощью сознания. Теперь сознание- предмет. Это явление в суть которого мы должны проникнуть. Наша цель- проникнуть в суть сознания и проникнуть в то, что знает сознание. Сознание имеет 3 момента: в себе (стенка), для себя (мы), для нас (связь) (это есть исходная установка феноменологического исследования). Т.К. для нас все равно где субъект, а где предмет, значит они вращаются. Критерий истины: сознание должно соответствовать предмету, но если субъект и сознание вращаются, то субъект тождественен сознанию. Сознание само ищет себе предмет. Когда оно его находит, можно говорить о сознании предмета сознания. Сознание нашло предмет, затем происходит рефлексия сознания - отражение от предмета, затем происходит рефлексия предмета – новая форма сознания, результат: самосознание (где предмет и сознание уравновешенны). Таких ступеней 6 ( религия, ……, философия). Предмет становится живым, когда вы на него смотрите с самосознанием. Что остается за рамками предмета и не вмещается всамосознание- сам предмет, так как мы общаемся с предметом опосредованным другим человека.

* Конечная форма –философия.

Эстетика. Философию искусства Гегель рассматривает как учение об идеале и его развитии. это первая форма самораскрытия абсолютного духа.

Религия -это вторая форма самораскрытия духа. Гегель утверждал, что содержание религии и философии тождественно, они различаются лишь по форме: в религии - представление, в философии - понятие. Религию Гегель рассматривает в качестве специфической формы знания. Религия, по Гегелю, снимается более высокой формой знания - философией, которая имеет задачу разработать логические категории и является наукой наук.

История философии - это не просто перечень мнений, а закономерный процесс достижения абсолютной истины. Прогресс во всемирной истории осуществляется всегда каким-либо одним народом, дух которого является носителем Мирового Духа на данном этапе развития (в этой связи Гегель говорит о народном духе). Другие народы или изжили себя, или еще не дошли до необходимой стадии развития, поэтому они играют подчиненную роль. Цель мировой истории -- познание Мировым Разумом себя. Мировой Разум воплощается на том или ином этапе в культуре того или иного народа -- становится его народным духом. Осуществление этой цели означает начало упадка: познавая себя народ видит свою конечность, ограниченность и открывает дорогу другим, более высоким принципам. Т.о. каждый народ - определенное звено в цепи развития Мирового Разума, двигающегося к осуществлению своей цели. Критерий общественного прогресса -- прогресс в сознании свободы. Человечество, развиваясь, постепенно приходит ко все более глубокому пониманию свободы.

Свою философскую систему Гегель рассматривал как завершение развития философии.