Смекни!
smekni.com

Отношение философии к науке (стр. 3 из 7)

лигиозного понимания мира силы и значимости основных мировых

элементов: общего и отдельного.Речь,следовательно,шла не об

изменении основных элементов общей картины мира,а о внутренней

переработке ее,об исправлении отношения зависимости между

основными элементами этой картины.

Эту задачу выполняют Дукс Скот и Уильямс Оккам.По сущест-

ву они разрушают схоластику,ибо подрывают ее основу - возмож-

ность познания бога при помощи разума.В это время,когда онто-

логия и гносеология еще не отделились друг от друга,всякое из-

менение изменение в истине означало одновременно и изменение в

обёекте,т.е. новое понимание обёекта.Разрушая схоластику,как

познание бога,Скот и Оккам одновременно как бы преобразуют са-

мого бога,т.е. совершают крупнейшую мировоззренческую опера-

цию,которая изменила мировую онтологию.

Они отрицают универсалии в уме бога.Универсалии / или по-

нятия / - это человеческое творение,которые неприложимы к бо-

гу.Поскольку универсалии нет в боге,поскольку их нет и в ве-

щах.Универсалии - это онтологические фикции и существуют толь-

ко как продукты нашего ума.Они опираются не на онтологическую

подлинность,а на подобие индивидуальных вещей.Таким образом

отдается единичное богу,а общее - человеку.

Наука - считают они - всегда есть знание общего,а не еди-

ничного,но хотя наши понятия и возникают из ощущений,вызывае-

мых внешними предметами,им никакая сущность не соответству-

ет.Следовательно,наука не заключает в себе божественного со-

держания,а становится человеческой.Научное знание стало

рассматриваться как находящееся по эту сторону от вещей,как

коренящееся только в человеке,а не как знание потусторонне-

го.Бог как обёект знания перестал существовать.Но тем сильнее

он стал утверждаться как обёект веры.

В Х1V в.получает развитие мистика и в тоже время начина-

ется период Возрождения.В теоретическом плане последнее обсто-

ятельство представляет гораздо больший интерес.

Слова перестали внушать доверие,в них чувствовался произ-

вол.Споры вокруг того или иного термина,бесконечные уточнения

и оговорки слишком мало походили на выражения природы ве-

щей,которая сама по себе бесспорная и должна убеждать прямо и

непосредственно.Небывалый расцвет живописи,особенно в ХV - XV1

в.в. является реакцией на словесную пустоту схоластической

мудрости.Живопись приобрела мировоззренческий статус,как выра-

жение подлинности мира и выполняла ту роль,которая выпала

впоследствии на долю науки.Леонардо да Винчи - один из наибо-

лее глубоких умов Возраждения - прямо отождествлял живопись с

наукой и предпочитает ее всем другим наукам.Живопись - главная

сфера проявления принципиальной позиции Возрождения - была од-

новременно и наукой того времени.

Центр тяжести научной работы перемещался с комментирова-

ния сочинений древних на живое наблюдение вещей.Это сразу дает

громадное приращение научного материала и научных сведений.По-

лучает значительное развитие описательная биология.Появляются

травники И.Бока / 1494 - 1554 / и О.Брунфельс / 1488 - 1534 /.

В области зоологии выделяются работы У.Альдрованди / 1522 -

1605 /,который впервые дает систематическое описание анатоми-

ческого строения тела животных,снабжая описание рисунками ске-

летов,мускулатуры и внутренних органов.

Рисунок - основной язык новой науки.И она пользуется им

не только как средством изображения,но и как средством пости-

жения вещей,ибо сами вещи представляются продуктами "естест-

венного художества" творческих сил природы.Леонардо да Винчи с

помощью рисунков изучает закономерности полета птиц.Эти рисун-

ки поражают своей аэродинамической правильностью.

Методологическая роль "живописного" подхода к науке осо-

бенно проявила себя в области анатомии человека,которая в этот

период стала базироваться на изображении результатов вскрытия

трупов.

Влияние живописного метода с точки зрения наглядности

проявилось в тенденции связать механику,прежде всего статику с

геометрией.Крупнейшими представителями геометрической статики

были Г.Убальди / 1545 - 1607 / и С. Стевин / 1548 - 1620 /.ив-

рписный подход довольно отчетливо просматривается в учении о

геометрической оптике,который привел к обёяснению действия оч-

ков и хрусталика человеческого глаза,изобретению лупы,мик-

роскопа и зрительной трубы.

Мировоззренческой задачей эпохи было теоретически освобо-

дить индивидуальный предмет из-под власти общего / схоласти-

ческих универсалий /.Конечно при этом думали больше о себе,чем

о вещах.Теоретический,культурный индивидуализм всегда имеет

общечеловеческое значение,возвышающее личность.Теоретический

индивидуализм был предвестником практического индивидуализ-

ма,которому еще предстояло возникнуть и для которого работала

история.

2.3. Пантеизм

Философской формулой Возрождения становится панте-

изм,т.е.стремление ликвидировать запредельность бога и сбли-

зить его с миром.

Пантеизм развивался как антитеза религиозно-схоласти-

ческому рационализму и был в большей мере обращен в сторону

искусства,чем науки. Это попытка выработать некое воззре-

ние,среднее между эмпирией и понятием,которое заключало в себе

и то и другое и которое одновременно не было бы ни тем,ни дру-

гим. Чисто рациональное знание в рамках пантеизма невозмож-

но.Новому рационализму еще предстало возникнуть.

Есть основания считать,что представителем и притом круп-

нейшим представителем науки пантеизма является И.Кеплер / 1571

- 1630 /. Он был первым,кто стал искать обёяснение небесных

движений не путем приспособления видимых явлений к схемам,ко-

торые одобряет разум,а посредством согласования их огромной

массой наблюдений,т.е.брать рациональное не само по себе,а

в связи со всей суммой его проявлений.

Следует различать пантеизм - метод и пантеизм - мировозз-

рение.Мировоззрение превращается в метод,который может функци-

онировать независимо от своей исходной онтологической базы.

Метод пантеизма состоял в том,чтобы общее и отдельное

рассматривать как реальности одного уровня,а не как род и

вид,и общее мыслить как реализованное в отдельном.Разработка

этой идеи привела к двум крупнейшим открытиям - интегральному

исчислению и теории вероятностей.

Теория вероятностей,так же как и интегральное исчисле-

ние,не могла быть построена в виде формально строгой тео-

рии,ибо,согласно пантеизму,форму нельзя отрывать от содержа-

ния.Теория вероятностей долгое время представляла собой ряд

задач более или менее общего характера,требующих в каждом слу-

чае своего особого метода решения.Только начиная с Я.Бернули /

1654 - 1705 / и даже,пожалуй,с Лапласа / 1749 - 1827 / теория

вероятностей становится систематически изложенной теорией.

Пантеизм,уподобляющий мир целостному организму,не мог не

повлиять на исследования в области биологии.Особенно плодот-

ворной в этом отношении оказалась идея развертывания,раскрытия

мирового разнообразия из единой основы.

К пантеистической картине мира примыкает также широко

распространенные в биологии / особенно в ХY111 / представления

о едином плане творения всех живых существ.Эти представления

толкали исследователей на путь сравнения различных видов орга-

низмов,выявления общего в их сравнении и связанного с этим вы-

явления различных вариантов общей модели.

В пантеизме мы находим немало элементов диалектики,хотя

научной эту диалектику назвать нельзя. Пантеизм не ищет

единства всего сущего при помощи опыта,а заранее предполагает

это единство и даже фиксирует его в виде завершенной сущности

- бога.

В пантеизме сохраняется еще божественный субёект,к кото-

ромуотносятся все вещи включая и человека.Человек в рамках

пантеистического мировоззрения постигает вещи непосредствен-

но,как они даются в опыте,а через божественную сущность,т.е.

человек для познания вещи должен становится на точку зрения

бога.

"...Пантеизм, - замечает Ф.Энгельс, - является выводом из

христианства,еще неотделенным от своей предпосылки...".

3. ОСНОВНЫЕ ФОРМЫ НАУКИ НОВОГО ВРЕМЕНИ

Мир в ХY1 в. начал серьезно меняться. Первичные формы

жизни рушатся.

Исчезло благодушие.Человек сжался и напрягся,стал серьез-

нее и деловитее.Общественный порядок,который служил защитой

одним и сдерживающим фактором для других,распался, и откровен-

ный эгоизм,алчность и жестокость вырвались наружу.В мире вновь

воцарились беззаконие,хаос,откровенное насилие.

Бог перестает играть сколько-нибудь существенную роль в

мировой практике и отступает на задний план.Человеческий разум

освобождается от давления религиозной морали.Мораль и познание

определились - отреклись друг от друга.Разум стал чисто позна-

вательным инструментом.

Познание - вот истина эпохи,куда философия направила об-

щественный интерес. Не случайно проблемы познания,особенно

проблема нахождения эффективного метода познания,были в центре

внимания философии того времени и составляли жизненный нерв

философской работы.

3.1. Механический рационализм

3.1.1. Начало переворота

Формирование научного мировоззрения начинается с Галилея

и Ф.Бэкона. Однако новое не может быть абсолютно новым.Так

Ф.Бэкон в философии стоит еще наточке зрения качества и следо-

вательно,принадлежит прошлой эпохе. Он не создает новое,сколь-

ко доводит до возможного предела развитие старого,которое в

его руках начинает превращаться в свою противоположность.

Бэкон исходит из схоластического учения о четырех типах