Смекни!
smekni.com

Философия и методология науки (стр. 15 из 80)

На базе фундаментальных знаний быстро развиваются сформированные в недрах физики микроэлектроника и наноэлектроника. Электроника - наука о взаимодействии элект­ронов с электромагнитными полями и о методах создания электронных приборов и устройств, используемых для передачи информации. И если в начале XX в. на ее основе было возможно создание электронных ламп, то с 50-х гг. развивает­ся твердотельная электроника (прежде всего полупроводнико­вая), а с 60-х гг. - микроэлектроника на основе интегральных схем. Развитие последней идет в направлении уменьшения раз­меров, содержащихся в интегральной схеме элементов до мил­лиардной доли метра - нанометра (нм), с целью приме­нения при создании космических аппаратов и компьютерной техники.

Все чаще объектами исследования становятся сложные, уникальные, исторически развивающиеся системы, которые характеризуются открытостью и саморазвитием. Среди них такие природные комплексы, в которые включен и сам чело­век - так называемые «человекоразмерные комплексы»; медикобиологические, экологические, биотехнологические объекты, системы «человек-машина», которые включают в себя информационные системы и системы искусственного интеллекта и т. д. С такими системами осложнено, а иногда и вообще невозможно экспериментирование. Изучение их немыслимо без определения границ возможного вмешатель­ства человека в объект, что связано с решением ряда этичес­ких проблем.

Поэтому не случайно на этапе постнеклассической науки преобладающей становится идея синтеза научных знаний - стремление построить общенаучную картину мира на основе принципа универсального эволюционизма, объединяющего в единое целое идеи системного и эволюционного подходов. Концепция универсального эволюционизма базируется на определенной совокупности знаний, полученных в рамках конкретных научных дисциплин (биологии, геологии и т. д.) и вместе с тем включает в свой состав ряд философско-мировоззренческих установок. Часто универсальный, или гло­бальный, эволюционизм понимают как принцип, обеспечи­вающий экстраполяцию эволюционных идей на все сферы действительности и рассмотрение неживой, живой и социальной материи как единого универсального эволюционного процесса.

Системный подход внес новое содержание в концепцию эволюционизма, создав возможность рассмотрения систем как самоорганизующихся, носящих открытый характер. Как отмечал академик Н. Н. Моисеев, все происходящее в мире можно представить как отбор и существуют два типа механиз­мов, регулирующих его:

1) адаптационные, под действием которых система не при­обретает принципиально новых свойств;

2) бифуркационные, связанные с радикальной перестрой­кой системы.

Моисеев предложил принцип экономии энтропии, даю­щий «преимущества» сложным системам перед простыми. Эволюция может быть представлена как переход от одного типа самоорганизующейся системы к другой, более сложной. Идея принципа универсального эволюционизма основана на трех важнейших концептуальных направлениях в науке кон­ца XX в.:

1) теории нестационарной Вселенной;

2) синергетики;

3) теории биологической эволюции и развитой на ее осно­ве концепции биосферы и ноосферы.

Модель расширяющейся Вселенной, о которой подробно было рассказано выше, существенно изменила представления о мире, включив в научную картину мира идею космической эволюции. Теория расширяющейся Вселенной испытала трудности при попытке объяснить этапы космической эволю­ции от первовзрыва до мировой секунды после него. Ответы на эти вопросы даны в теории раздувающейся Вселенной, воз­никшей на стыке космологии и физики элементарных частиц.

В основу теории положена идея «инфляционной фазы» - стадии ускоренного расширения. После колоссального расши­рения в течение невероятно малого отрезка времени установи­лась фаза с нарушенной симметрией, что привело к изменению состояния вакуума и рождению огромного числа частиц. Несимметричность Вселенной выражается в преобладании вещества над антивеществом и обосновывается «великим объединением» теории элементарных частиц с моделью раздувающейся вселенной. На этой основе удалось описать слабые, сильные и электромагнитные взаимодействия при высоких энергиях, а также достичь прогресса в теории сверхплотного вещества. Согласно последней, возникла возможность обнаружить факт, состоящий в том, что при изменении температуры в сверхплотном веществе происходит ряд фазовых переходов, во время которых меняются свойства вещества и свойства элементарных частиц, составляющих это вещество. Подобного рода фазовые переходы должны были происходить при охлаждении расши­ряющейся Вселенной вскоре после «Большого взрыва». Таким образом, устанавливается взаимосвязь между эволюцией Все­ленной и процессом образования элементарных частиц, что дает возможность утверждать - Вселенная может представлять уникальную основу для проверки современных теорий элемен­тарных частиц и их взаимодействий[12].

Следствием теории раздувающейся Вселенной является положение о существовании множества эволюционно разви­вающихся вселенных, среди которых, возможно, только наша оказалась способной породить такое многообразие форм организации материи. А возникновение жизни на Земле обо­сновывается на основе антропного принципа, устанавливаю­щего связь существования человека (как наблюдателя) с фи­зическими параметрами Вселенной и Солнечной системы, а также с универсальными константами взаимодействия и мас­сами элементарных частиц. Данные космологии, полученные в последнее время, дают возможность предположить, что по­тенциальные возможности возникновения жизни и челове­ческого разума были заложены уже в начальных стадиях раз­вития Метагалактики, когда формировались численные значения мировых констант, определившие характер дальнейших эволюционных изменений.

Вторым концептуальным положением, лежащим в основе принципа универсального эволюционизма, явилась теория самоорганизации - синергетика -(об истории ее возникновения и особенностях см. гл. II, часть 6). Неоценим вклад в развитие этой науки И. Пригожина, который на основе своих открытий в об­ласти неравновесной термодинамики показал, что в неравновес­ных открытых системах возможны эффекты, приводящие не к возрастанию энтропии и стремлению термодинамических сис­тем к состоянию равновесного хаоса, а к «самопроизвольному» возникновению упорядоченных структур, к рождению порядка из хаоса. Синергетика изучает когерентное, согласованное со­стояние процессов самоорганизации в сложных системах раз­личной природы. Для того, чтобы было возможно применение синергетики, изучаемая система должна быть открытой и нели­нейной, состоять из множества элементов и подсистем (элек­тронов, атомов, молекул, клеток, нейронов, органов, сложных организмов, социальных групп и т. д.), взаимодействие между которыми может быть подвержено лишь малым флуктуациям, незначительным случайным изменениям, и находиться в состо­янии нестабильности, т. е. - в неравновесном состоянии.

Синергетика использует математические модели для опи­сания нелинейных процессов, которые могут быть процесса­ми самоорганизации в изучении лазера или самоподдержива­ющимися и саморазвивающимися структурами в плазме. Си­нергетика устанавливает, какие процессы самоорганизации происходят в природе и обществе, какого типа нелинейные законы управляют этими процессами и при каких условиях, выясняет, на каких стадиях эволюции хаос может играть по­зитивную роль, а когда он нежелателен и деструктивен.

Однако применение синергетики в исследовании соци­альных процессов ограничено в некоторых отношениях:

1. Удовлетворительно поняты, с точки зрения синергети­ки, могут быть только массовые процессы. Поведение личности, мотивы ее деятельности, предпочтения едва ли могут быть объяснены с ее помощью, так как она имеет дело с макросоциальными процессами и общи­ми тенденциями развития общества. Она дает картину макроскопических, социоэкономических событий, где суммированы личностные решения и акты выбора ин­дивидов. Индивид же, как таковой, синергетикой не изучается.

2. Синергетика не учитывает роль сознательного фактора духовной сферы, так как не рассматривает возможность человека прямо и сознательно противодействовать мак­ротенденциям самоорганизации, которые присущи со­циальным сообществам.

3. При переходе на более высокие уровни организации возрастает количество факторов, которые участвуют в детерминации изучаемого социального события, в то время как синергетика применима к исследованию та­ких процессов, которые детерминированы небольшим количеством фактов[13].

По-новому на этапе становления постнеклассической на­уки зазвучали идеи В. И. Вернадского о биосфере и ноосфере, высказанные им еще в 20-х годах XX в., рассматриваемые ныне как естественнонаучное обоснование принципа универ­сального эволюционизма.

Вернадский утверждает, что закономерным этапом доста­точно длительной эволюции развития материи является биосфера - целостная система, которая обладает высокой сте­пенью самоорганизации и способностью к эволюции. Это особое геологическое тело, структура и функции которого оп­ределяются специфическими особенностями Земли и космо­са. Биосфера является самоорганизующейся системой, чье функционирование обусловлено «существованием в ней жи­вого вещества - совокупности живых организмов, в ней живущих»[14]. Биосфера - живая динамическая система, находящаяся в развитии, осуществляемом под воздействием внутрен­них структурных компонентов ее, а также под влиянием все возрастающих антропогенных факторов. Благодаря последним растет могущество человека, в результате деятельности кото­рого происходят изменения структуры биосферы. Под влия­нием научной мысли человека и человеческого труда она пе­реходит в новое состояние - ноосферу. В концепции Вернад­ского показано, что жизнь представляет собой целостный эволюционный процесс (физический, геохимический, биоло­гический), включенный в космическую эволюцию.