Смекни!
smekni.com

Экономический рост (стр. 2 из 8)

Растет объем кредитов. Предприниматели охотно занимают день­ги и инвестируют их в производство, надеясь на будущие высокие при­были. Значение денежного мультипликатора растет, увеличивая как Y, так и Р. На IS/LM-диаграмме вправо сдвигаются и IS (за счет рос­та I) и LM (за счет увеличения Ms).

Таким образом, изменение выпуска вызывает изменение коли­чества денег. Когда Y растет, то растет Md, и банки отвечают на это созданием большего количества денег. Рост количества денег, в свою очередь, увеличивает выпуск. Растет скорость обращения денег. Вос­станавливается нарушенное при спаде равенство S = I. В потребитель­ском спросе растет удельный вес товаров длительного пользования. Постепенно объем инвестиций становится чрезмерным (I > S), что уменьшает их эффективность.

Для графической интерпретации этого процесса построим «двухэтажную» схему, позволяющую изучать совместное равнове­сие денежного рынка и рынка ценных бумаг:

Верхняя половина изображает фондовый рынок, нижняя поло­вина - рынок денег. DD — график спроса на инвестиции. Его отри­цательный наклон означает, что спрос на инвестиции падает с рос­том заемного процента. Сдвиг DD вправо вызывается улучшением

Рис. 8.1

конъюнктуры, а влево — ее ухудшением. При значительном улучше­нии конъюнктуры объем инвестиций может вырасти даже при уве­личении процента. Md-график выражает спрос на деньги. Рост рав­новесного дохода сдвигает Md вправо, рост процента — влево.

Допустим теперь, что Ms/P = (Ms/P)0 = const (т.е. реальное ко­личество денег в экономике не изменяется) и что имеет место равно­весный экономический подъем. Тогда У растет и Md смещается впра­во в положение Md1, a r0 увеличивается до r1; для того, чтобы сохранить равновесие денежного рынка. В результате при неизменном положе­нии DD величина Д1о уменьшается до Д1; вызывая замедление эко­номического роста. Однако этого может не произойти, если DD сме­щается вправо в положение D*D* (или если Ms/P возрастет).

Таким образом, экономический рост может сохраниться и даже возрасти при увеличении процентной ставки, если одновременно про­изойдет существенное улучшение экономической конъюнктуры (воз­никают новые выгодные сферы приложения капитала и пр.). Напро­тив, ухудшение экономической конъюнктуры будет сдвигать DD влево, вызывая уменьшение AI и равновесного уровня дохода. Если этот сдвиг будет большим, то прирост инвестиций может стать отри­цательным и экономический рост сменится экономическим спадом.


Но что может вызвать сильное смещение DD влево? Причины могут быть как экзогенными (политическая или социальная неста­бильность, нефтяной кризис), так и эндогенными. Нас интересуют последние. Для их изучения будем различать DD - и DeDe-графики. Первый есть график спроса на инвестиции, определяемый реальной экономической конъюнктурой. Второй есть график спроса на инве­стиции, определяемый предполагаемой экономической конъюнктурой. Если предположения чрезмерно оптимистичны, то DeDe располага­ется правее DD, а если чрезмерно пессимистичны, то левее. Если ожи­дания соответствуют реальности, то DeDe совпадает с DD. Тем самым мы вводим ожидания в изучение экономического цикла.

Допустим, что ожидания формируются адаптивно, т.е. на осно­вании прошлого опыта. Если DD смещается вправо, то с некоторым лагом и DeDe смещается вправо, а если DD смещается влево, то и DeDe сместится влево. Рис. 8.1 можно приспособить к рассматриваемому слу­чаю, если отождествить DeDe с D*D* . Рассмотрим следующие основ­ные случаи.

1) Графики DD и DeDe совпадают и равномерно сдвигаются вправо. Имеет место равновесный экономический рост и полная ин­формированность экономических субъектов о грядущих событиях.

2) График DeDe расположен правее DD и оба смещаются впра­во, свидетельствуя как об экономическом подъеме, так и о чрезмер­ном оптимизме экономических субъектов. Поскольку I1 > I0и про­должает расти, то возникает ускоренный экономический рост (бум). Цены и прибыль в этом случае растут, но постепенно DD перестает сдвигаться вправо (бум завершает создание новых средств производ­ства, начатое оживлением), тогда как DeDe по инерции продолжает сдвигаться вправо.

Это существенно, поскольку различие между DD и DeDe ведет к различию между предполагаемой прибылью и реальной будущей прибылью. Первая зависит от DeDe и пропорциональна I1 вторая — от будущего положения DD и пропорциональна I0. И если нера­венство I1 > iqсохранится, то предполагаемая прибыль окажется больше реальной (т.е. реальная прибыль окажется меньше предпо­лагаемой).

Для перехода экономического роста в бум важна, кроме завы­шенных ожиданий будущих прибылей, относительно низкая ставка процента, не уменьшающая стремления предпринимателей ко все новым инвестициям, и запаздывание роста цен на ресурсы по срав­нению с ростом цен на готовую продукцию. В этих условиях пред­приятия могут получать прибыль лишь постольку, поскольку отно­сительные цены на их продукцию продолжают расти: в неизменныхценах, соответствующих началу подъема, многие предприятия ока­зались бы убыточными. Такое состояние, однако, не может продол­жаться долго, и постепенно цены на факторы производства начи­нают расти быстрее товарных цен. В результате многие предприятия начинают приносить не прибыль, а убытки.

Бум порождает массовые неоправданно высокие ожидания величи­ны будущей прибыли. В длинные периоды времени растущая эконо­мика может поддерживать норму прибыли, равную фактически до­стигнутому среднему темпу экономического роста. Средний темп экономического роста составлял в XIX в. 2-4% в год. Но в период бу­ма инициаторы новых инвестиционных проектов предлагают владель­цам свободных денег значительно более высокую (на порядок) нор­му прибыли, которая, естественно, не может быть получена всеми. Некоторые выигрывают, а многие теряют. В результате неоправдан­но высокие ожидания величины будущей прибыли сменяются про­тивоположными, но столь же неоправданными ожиданиями.

В результате спад может возникнуть просто потому, что снизи­лась скорость роста объема продаж. Объем продаж может быть очень высоким, но, если он не растет или растет очень медленно, то инве­стиции начинают сокращаться. Это следствие принципа акселерато­ра Самуэльсона: для того, чтобы инвестиции не сокращались, не долж­на уменьшаться скорость роста объема продаж.

Действительно, считая уровень эффективности в короткое вре­мя постоянным: K/Y =b = const. или К = bY, b = const дифференци­руя дважды обе стороны этого равенства по t и заменяя dK/dt на I, получаем уравнение ускорения

dI/dt = bdY2/dt2 (1)

Понятно, что если d2Y/dt2 > 0, то dI/dt > 0. Таким образом, ког­да скорость роста объема продаж не уменьшается, инвестиции или растут, или сохраняются в прежнем объеме. Однако, если d2Y/dt2 <0, то dI/dt < 0, даже если dY/dt > 0, т.е. инвестиции начинают сокращать­ся даже при росте объема продаж. Уменьшение инвестиций вызовет мультипликативное уменьшение дохода, или спад.

Как только это обнаружится, из адаптивности ожиданий после­дует, что DeDe начнет смещаться влево. Темпы экономического рос­та уменьшаются и при определенных условиях может возникнуть спад (абсолютное уменьшение величины совокупного дохода). В этом слу­чае график DeDe располагается левее DD и оба графика смещаются влево.

Возникают, таким образом, колебания темпов экономического роста, которые периодически либо выше, либо ниже равновесного. Еще важнее, что существуют механизмы, усиливающие эти колебания и превращающие их в деловой цикл. Положение DeDe правее DD в период подъема и левее DD в период спада является одним из ос­новных механизмов, усиливающих колебания в деловом цикле.

Искусственный рост цен в период бума «позволяет накапливаться ошибкам, которые в нормальных условиях быстро устраняются, а те­перь требуют одновременной ликвидации. Кроме того, это вызывает дез-. ориентацию производства и отвлекает трудовые и иные ресурсы, направ­ляя их на те виды деятельности, которые могут поддерживаться только благодаря дополнительным инвестициям, финансируемым за счет про­должающегося увеличения денежной массы» (Хайек. Частные деньги. С. 158). Таким образом, переход подъема в бум и бума в спад можно понять как нарушение эффективной работы рыночного механизма.

На существование таких «качелей» и их роль в цикле впервые об­ратил внимание Д. М. Кейнс. Допустим, что правильная оценка буду­щих доходов от инвестиций составляет в условиях полной занятости 2% в год. В период всеобщего оптимизма, вызванного бумом, будущий доход от них оценивается значительно выше (например, в 6%). Когда наступает крах иллюзий, то завышенный расчет сменяется противопо­ложной ошибкой: возникает мнение, что эти инвестиции принесут убы­ток. В результате сокращаются размеры инвестиций, уменьшается заня­тость, и инвестиции, способные в нормальных условиях принести реальный доход в 2%, на самом деле, благодаря чрезмерному пессимиз­му предпринимателей, приносят убыток. Худшие опасения начинают оправдываться из-за самих опасений. Пессимизм, отмечал Кейнс, за­медляет денежное обращение и способствует этим сокращению денеж­ной массы и падению цен, даже если Центральный банк и не поднима­ет учетного процента (Кейнс Д.М. Экономические последствия валютной политики мистера Черчилля. -М.-Л., 1925. С. 36).