Смекни!
smekni.com

Экономический рост (стр. 6 из 8)

Заметим, что per = P/Pr выражает отношение цены акции Р к до­ходу на акцию Рг. Динамика фондового рынка такова, что в короткие периоды времени и при отсутствии сильно выраженной тенденции к экономическому спаду Р является быстрой переменной, а Рr — мед­ленной. Изменения в per, таким образом, определяются в первую оче­редь изменениями в Р.

Рост per является следствием роста предполагаемого дохода на ак­цию, что увеличивает ее рыночную цену и ведет к росту фондового индекса. Предположения о росте будущего дохода (оптимизм инвес­торов) увеличивают спрос на акции и тем самым их рыночную цену. Пессимизм инвесторов действует в противоположном направлении. Per, таким образом, выражает соотношение будущих и текущих дохо­дов на акцию.

В короткие периоды времени величина per относительно само­стоятельна, в более длинные периоды времени действует тенденция к сближению ее с величиной процентной ставки денежного рынка. Если величина per намного больше, чем i, то возможно двоякое про­текание последующих событий: либо величина per (и тем самым фон­довый индекс) упадет, либо 2) возрастет величина i. Рост i однако, требует сжатия находящейся в обращении денежной массы, обычно изменяющейся пропорционально росту совокупного дохода (ВВП или ВНП). И если рост совокупного дохода исключает сжатие денеж­ной массы, то рано или поздно произойдет уменьшение фондового индекса.

Если уменьшение фондового индекса значительно и происхо­дит внезапно, вызывая мгновенный переход инвесторов от оптимиз­ма к пессимизму, то возникает фондовый крах. Этот переход нелине­ен в том смысле, что чрезмерный оптимизм инвесторов быстро сменяется их чрезмерным пессимизмом, усиливая колебания фондо­вого индекса.

В том же направлении расширения диапазона колебаний дей­ствует и поведение фондовых спекулянтов. Почувствовав тенденцию к уменьшению фондового индекса, они начинают игру на пониже­ние с тем, чтобы, опустив курс ниже будущего равновесного значе­ния, скупить акции по бросовым ценам и затем продать их по более дорогой цене.

Изобразим ситуацию фондового краха графически (рис. 8.2). Ес­ли не обращать внимания на точки а[ и А; то это обычная модель денежного рынка.ms() — график предложения денег, Md — график спроса на деньги. Их пересечение определяет равновесную ставку де­нежного рынкаjq.Полагаемmsq= const, io = const.

Дополнительно на оси i помещается движущаяся точка А = per = Р/Рr. Если величина Р растет относительно Рг, то А сдвигается вверх по оси i, а если величина Р уменьшается относительно Рг, то А сдви­гается вниз по этой оси. На рис. 8.2 изображены два положения этой точки А( и А.^ одно из которых находится выше значенияiy а другое ниже.

Рис. 8.2. Модель фондового кризиса

Ключевое значение имеет сравнение величины io и положения точки А. Если точка А находится в положении А2 (выше равновесия), то фондовый индекс является переоцененным, и повышенный спрос на акции увеличивает их цены, сдвигая А2 еще выше. В конце кон­цов, когда инвесторы поймут, что цена акции слишком высока для приносимой ею прибыли, цена акции начнет падать, а ее продажи нач­нут расти. Точка А2 начнет двигаться вниз, и это движение будет тем сильнее, чем выше она поднялась ранее. Если это падение велико (на­много ниже положения i0) и неожиданно, то говорят об обвале фон­дового рынка, или фондовом крахе.Если точка А находится в положении A1(ниже равновесия), то фондовый индекс является недооцененным , и пониженный спрос на акции уменьшает их цены, сдвигая A1еще ниже. В конце концов, ког­да инвесторы поймут, что цена акции слишком мала для приносимой ею прибыли, объем покупок акции начнет расти, вызывая движение aiв противоположном направлении. В результате фондовый индекс может вновь стать переоцененным.

Поскольку фондовый крах устанавливает значение per ниже рав­новесного, то за крахом рано или поздно начинается рост недооце­ненного фондового индекса. Если при этом распределение ресурсов произошло в пользу более эффективных компаний, то может начать­ся экономический подъем. Собственно так и произошло после фон­дового краха в октябре 1987 г.

После краха нью-йоркской фондовой биржи 19 октября 1987 г. Федеральная резервная система США немедленно объявила о рас­ширении кредита и денежной массы (путем операций на открытом рынке). Ставка процента резко упала. Аналогично действовали и цен­тральные банки других стран. Паника была остановлена раньше, чем она успела повлиять на уровень выпуска.

8.5. Долговременный экономический рост

В длинное время цикличность экономического роста перестает быть заметной, основное значение приобретают средние темпы эко­номического роста. При долговременном экономическом росте даже небольшие различия в темпах прироста выпуска со временем накап­ливаются и ведут к существенному росту ВНП на душу населения и тем самым к высокому уровню жизни. При росте ВНП на душу насе­ления на 2% в год его удвоение происходит каждые 35 лет.

В 50-80-е гг. наиболее впечатляющие темпы экономического рос­та наблюдались в Японии(в %):

1955-19731973 1979 1980 1981 1982-1983 1984 1985 1986 1987 1988 1900
10 5,2 4,8 4.0 3,15 5,1 4,6 3,25 3 4,9 4.0

Это позволило Японии занять первое место по ВНП на душу на­селения,

Большая часть длинного времени относится к прошлому време­ни, в котором исчезает неопределенность, присущая будущему вре­мени. Поэтому основную роль в долговременном росте играют реальные факторы, а номинальные величины выполняют вспомогатель­ные функции.

Для теоретического моделирования долговременного экономи­ческого роста используют понятие производственной функции. Оно определяет максимальную величину выпуска продукции, которая мо­жет быть получена при использовании данных значений капитала, труда, земли и сырья и данном технологическо-организационном уровне:

Y=AF(K,L), (1)

где А — инновационные изменения. Соответственно прираще­ние дохода рассматривается в виде:

Y=Δмрк*Δк +mplxΔl+ ΔAF (2)

где первое слагаемое есть увеличение производства в результате роста объема капитала, второе — увеличение производства в резуль­тате роста затрат труда, третье — действие инновационного потока (напомним, что МРК — предельная производительность капитала, MPL — предельная производительность труда). Преобразуем (2) следующим образом:

(МРК*К)ΔК/К + (MPL*L)ΔL/L +ΔА/А(А*F), откуда

Y/Y =((мрк*к)/Y)*(Δк/к) + ((MPL*L)/Y) * (ΔL/L)*ΔA/A(A*F)/Y (3)

При совершенной конкуренции и постоянной отдаче от масшта­ба доход факторов равен их предельному продукту, а вознагражде­ние факторов. Поэтому (MPK*K)/Y = Pr/Y = (доля капитала в ВНП) и (MPL*L)/Y= W/Y = 1- (доля труда в ВНП). С использованием этих равенств из (1) и (3) получаем

ΔY/Y =a(ΔК/К) + (l-a)(ΔL/L) +ΔА/А (4)

Это уравнение выведено в предположении постоянной отдачи от масштабов производства. Если ΔК/К = 1 % и ΔL/L = 1 %, то иΔY/Y = 1 %. При возрастающей отдаче от масштаба в этом случае ΔY/Y > 1 %. Из (4) сразу следует равенство ΔА/А= ΔY/Y - а(ΔК/К) - (1-a)(ΔL/L) (5) Из него видно, что ΔА/А есть та часть темпа прироста выпус­ка, которая не может быть объяснена изменением затрат факторов (остаток Солоу) и которая, следовательно, представляет собой до­лю совокупного выпуска, произведенную за счет технологических и иных изменений (инноваций различного рода). Строго говоря, ос­таток Солоу — это просто часть экономического роста, которая обусловлена факторами, не поддающимися прямым измерениям. Вопрос о правильной интерпретации этого остатка все еще остает­ся проблемой.

Тем не менее в первом приближении остаток Солоу определяет­ся техническим прогрессом (ростом совокупной производительности факторов). Выпуск растет за счет улучшения методов производства при неизменных затратах труда и капитала (с помощью тех же количеств факторов можно получить больше продукции). Значительную часть это­го остатка дает улучшение знаний и улучшение размещения ресурсов.

Зная величины, входящие в (5) справа, можно вычислить и до­лю технологического прогресса в экономическом росте. Пусть, на­пример, ΔY/Y =3,1%, ΔК/К = 2,5%, ΔL/L = 1,5%, а = 1/4. Тогда ΔА/А = 3,1% - 2,5%*0,25 - 1,5%*0,75 = 1,35%.

Для развитых стран именно технологическая составляющая об­разует основу экономического роста. Так, за 1909-1949 гг. выпуск в США на одного работающего удвоился. При этом только 12% этого роста были получены за счет увеличения капитала, остальные 88% пришлись на долю остатка Солоу. Сходная картина во всех развитых странах, но в развивающихся странах картина обратная. Резкое ослаб­ление темпов экономического роста после 1973 г. частично может быть объяснено ростом цен на нефть, увеличившим издержки и сократив­шим экспорт, а частично — уменьшением воздействия на рост остат­ка Солоу (ослаблением инновационных потоков).

Для того, чтобы показать важность технологического прогресса для рыночной экономики, т.е. справедливости неравенства ΔА/А > 0, допу­стим, напротив, что технологический прогресс отсутствует: ΔА/А = 0. Допустим также, что К > L. Тогда величины K/L и Q/L растут. Каждый рабочий приводит в действие больше капитала, его предельная произ­водительность растет, поэтому в конкурентной экономике растет и его реальная заработная плата, пропорциональная его предельной произво­дительности.

Графически имеем следующую картину (ΔА/А = 0, L = const.):