Смекни!
smekni.com

Договор поставки (стр. 5 из 19)

Сопоставление договора поставки с договором купли-продажи и отдельными разновидностями купли-продажи не исчерпывает всей сложности вопроса, которая связана с отграничением договора поставки от других типов договоров. Дело в том, что вопрос отличия договора поставки от договора купли-продажи просто наиболее освещаемый в юридической литературе. В реальном же хозяйственном обороте зачастую возникает необходимость провести разграничение между договором поставки и договором поставки.

Примером тому может служить заказ хозяйствующего субъекта на изготовление другим предприятием комплектующих изделий с использованием давальческого сырья заказчика.

Волеизъявление сторон по договору направлено на создание определенной продукции и ее реализации. Изготовление товаров предусмотрено как нормами ГК РФ о договоре поставки, так и статьями ГК РФ, регламентирующими договор подряда.

Так, периодичность сдачи продукции изготовителем получателю возможна при исполнении и того, и другого вида договора. Поставка и подряд могут предусматривать изготовление с последующей передачей не одной вещи, а определенного количества одних и тех же изделий. Выполнение работ из материалов заказчика допускается как при подрядных правоотношениях, так и при исполнении договора поставки.

Все это вызывает не малые сложности в квалификации отношений сторон по заключаемому договору.

Вместе с тем, правильная квалификация договорных отношений имеет существенное значение, так как правила гл. 37 ГК РФ отличаются от норм, посвященных поставке.

Первичными документами бухгалтерского учета хозяйственной операции при поставке будут: товарные накладные, доверенности на получение товара, счета-фактуры, а при подряде: акты сдачи-приемки работ, справки о стоимости выполненных работ и затрат[31].

В сфере международного частного права в аналогичной ситуации при определении характера складывающихся отношений применяют положения Конвенции ООН о договорах международной купли-продажи товаров, принятой на конференции в Вене в апреле 1980 г. Этот международный документ устанавливает принцип существенности доли давальческого сырья: договор может быть квалифицирован как договор купли-продажи (поставки) при условии, что сторона, заказавшая товары, не принимает на себя обязательства поставить существенную часть материалов, необходимых для изготовления или производства таких товаров.

Таким образом, если покупатель, заказав' определенное количество изделий, берет на себя обязанность обеспечить изготовителя частью необходимых материалов, квалификация договора зависит от объема этой части: является ли она существенной (подряд) или несущественной (поставка).

Применительно к внутреннему законодательству России имеет значение и другой признак подряда. Согласно ст. 702 ГК РФ, «одна сторона подрядчик обязуется выполнить по заданию другой стороны (заказчика) определенную работу». Следовательно, процесс изготовления продукции должен охватываться заданием заказчика. Отсюда следует, что в правовом регулировании подряда ключевое значение приобретает ход работ подрядчика. При поставке такого нет, поскольку договор определяет только результат работ, само производство вещи находится за пределами договора.

Однако судебная практика по этому вопросу не однозначна. Суды не всегда указывают, по каким основаниям договор, определенный сторонами при его заключении как договор поставки, рассмотрен судом как договор подряда[32].

Зачастую арбитражные суды не дают должной правовой оценки спорным отношениям, складывающимся между партнерами и объединенным общими признаками договоров поставки и подряда[33].

Можно также встретить случаи, когда судебные инстанции допускают неточности при оформлении вынесенных решений, что создает неопределенность в дефиниции характера спорных отношений и в юридических понятиях[34].

На наш взгляд для квалификации отношений сторон в качестве договора поставки следует руководствоваться следующими критериями: а) является ли существенной доля давальческого сырья и входит ли ее стоимость в стоимость приобретаемой по договору поставки продукции; б) каково действительное намерение сторон договора; в) какое содержание взаимных прав и обязанностей сторон договора (выполняется ли изготовление продукции на основании и в порядке заказа Покупателя, существует ли контроль со стороны Покупателя за изготовлением продукции и пр.).

Другой не менее важный вопрос - это разграничение договоров мены и поставки.

Данная проблема возникает в ситуации взаимных поставок.

Высший Арбитражный Суд РФ в одном из своих постановлений разъяснил, что договор о взаимных поставках не является договором мены, если в нем определены обязанности не только поставить друг другу товары одинаковой стоимости, но и оплатить их[35]. При этом обязательство ни одной из сторон по передаче товара не обусловлено встречной передачей товара. Условие об использовании механизма взаимозачета свидетельствует об определении способа прекращения денежных обязательств, предусмотренного статьей 410 ГК РФ.

В соответствии с названной статьей обязательство прекращается полностью или частично зачетом встречного однородного требования, срок которого наступил либо срок которого не указан или определен моментом востребования.

Вместе с тем возникает вопрос, о каком взаимозачете идет речь: по одному и тому же обязательству или в счет исполнения иных обязательств друг перед другом. Возможен ли взаимозачет по одному и тому же договору? Судебная практика отвечает положительно на возможность такого зачета.

Другая ситуация заключается в следующем: является ли договором поставки договор, по которому встречные поставки взаимообусловлены друг другом, т.е. невозможна встречная поставка без другой поставки и вместе с тем в нем указан взаимозачет денежных обязательств. В данной ситуации, представляется нет препятствий для квалификации отношений сторон как поставочные отношения, подлежаш,ие регулированию нормами параграфа 3 гл. 3 ГК РФ.

Так называемый договор о взаимных поставках является ни чем иным, как деформированной с помощью зачета встречных однородных требований разновидностью договора классической поставки продукции. При этом деформации подвержены как бы два договора поставки, находящиеся под оболочкой одного и заключенные между одними и теми же лицами, которые выступают одновременно в роли поставщиков и покупателей[36].

Значение договора поставки состоит в том, что он как договор купли -продажи опосредует процессы товарного обмена в обществе, в частности материально - техническое обеспечение субъектов хозяйствования. Действительно, купля-продажа является универсальной юридической формой отношений обмена, позволяющей опосредовать различные его виды, а общественно - экономические отношения, регулируемые договором поставки и купли - продажи, в основном тождественны: они лежат в сфере товарного обращения и представляют собой куплю - продажу в ее экономическом значении.

Можно заключить, что договор поставки представляет собой особый предпринимательский договор.

Особенность поставочных отношений проявляется в том, что в них участвуют на стороне покупателя некоммерческие организации. Российская Федерация, субъекты Российской Федерации и муниципальные образования. При этом участие публично-правовых образований не связано с получением прибыли, а вызвано необходимостью приобретения имущества для осуществления поставленных задач и реализации уполномоченными органами власти предоставленных им полномочий. В связи с этим договор поставки товаров не может рассматриваться как предпринимательский договор поставки в чистом виде и в определенных случаях требует особого правового регулирования специальным законодательством.

В современных условиях квалифицирующими признаками договора поставки товаров являются:

- срок (сроки) исполнения обязательства по поставке товаров покупателю;

- товары, приобретаемые покупателем, могут быть использованы только для целей, связанных с их производительным потреблением;

- особый субъектный состав участников договора поставки, предполагающий участие только организаций, публично-правовых образований (Российской федерации, субъектов РФ, муниципальных образований) и индивидуальных предпринимателей;

- объектом договора поставки могут быть только вещи (индивидуально определенные или родовые)

Товары по договору поставки приобретаются преимущественно для использования в предпринимательской деятельности, что исключает потребительский характер договора. В этой связи приобретение товара для личного, семейного, домашнего и иного подобного использования исключает применение к отношениям сторон правил параграфа 3 гл. 30 ГК РФ.