Смекни!
smekni.com

М. Н. Гордеев гипноз практическое руководство (стр. 36 из 44)

Для качественного транса метафора изменений является обязательным компонентом. Во-первых, принимая, что наш пациент имеет необходимую мотивацию, во-вторых, сочетая это с погружением его в транс, где он общается с бессознательным, и, в-третьих, давая бессознательному метафору изменений, мы создаем необходимый задел для психотерапии. Указанные три компонента можно считать необходимыми и достаточными для внутренней психотерапевтической работы.

188

Наиболее частой практикой являются попытки поиска ре­сурсного места не до транса, а во время погружения, т. е. на­хождение ресурсного места является как бы целью наведения транса, и когда ресурсное место найдено, начинается основное психотерапевтическое вмешательство. Таким образом, при по­гружении в транс психотерапевт дает неспецифичные указания о том, что подобное место можно найти, о том, чтобы это жела­тельно было место природы, и дает пациенту время на поиски этого места.

Можно предложить пациенту пойти в несколько возмож­ных мест и выбрать одно из них. Он может искать их, как бы перепрыгивая своими мыслями из одного в другое, но доста­точно часто первое место, которое пришло пациенту в ходе по­гружения, и остается основным. При этом бывают случаи, даже когда место природы было определено перед трансом, в момент погружения в транс возникает совсем иное природное место, и тогда подготовка психотерапевта, когда он постарался обеспе­чить себе какую-то информацию об этом месте, оказывается неэффективной. Задача психотерапевта осложняется тем, что он продолжает говорить, например, о месте в лесу, о чем они как бы договорились с пациентом, а в этот момент пациент на­ходится на берегу моря. Обычно это не вызывает сильного дис­комфорта у субъекта, существует несколько возможных реак­ций пациента на ошибки психотерапевта, когда неточная ин­формация пропускается как ненужная либо когда пациент дос­траивает ресурсное место или какое-то другое образование внутри транса, отталкиваясь от идей, выдвигаемых психотера­певтом. Например, пациент, находящийся на берегу моря и слы­шащий фразы про лес, может достроить вдалеке небольшую рощицу и вполне удовлетворить и слова, приходящие от пси­хотерапевта, и свои образы.

Когда мы наводим транс с поиском ресурсного места и пред­лагаем пациенту найти уютный уголок природы, возможны два способа реакции. Первый — мы ждем некоторое время и счи­таем безусловным, что пациент подходящее место нашел, и про­должаем транс на основе неспецифичных слов. Второй — мы просим пациента подать сигнал пальцем, когда он найдет под-

189

ходящее ресурсное место. Если необходимо точное знание это­го места, мы можем предложить пациенту сказать несколько слов, т. е. в двух последних случаях мы спрашиваем сигналы от пациента, вербальные и невербальные.

Неспецифичное ведение предполагает, что наши слова мо­гут характеризовать практически любое природное место и практически любое состояние, которое может возникнуть у пациента. Мы говорим о воздухе этого места, о красоте его, о силе, мы можем предположить дуновение ветерка, различные звуки, запахи и многое другое, что будет характерным для раз­ных мест и в то же время будет показывать, что мы знаем, о чем говорим.

После того как мы считаем, что все необходимые внушения даны, мы в качестве постгипнотических внушений даем паци­енту рекомендацию взять все ощущения этого места, которые подходят для настоящей жизни пациента с собой, чтобы сохра­нить их в себе и перенести в реальную нормальную жизнь.

Сопровождение в приятном воспоминании — это термин французской школы эриксоновского гипноза, который пред­полагает, что в ходе транса человек отправляется в приятное воспоминание, где он может найти качества, необходимые ему в сегодняшней жизни. Как правило, перед трансом мы разго­вариваем о прошлом человека, о тех приятных временах, днях, которые были в его жизни, о возможном желании вернуть те ощущения, которые были тогда. Мы заранее готовим направ­ление мыслей пациента, и когда начинаем погружение в транс, мы предлагаем ему подумать о каком-то воспоминании, кото­рое может прийти ему в связи с его сегодняшним запросом.

Не обязательно следует говорить слово «проблема», оно навевает грустные размышления пациенту. Помимо прочего, это слово непривычно для нашего языка, несмотря на то, что в пос­леднее время оно звучит со страниц газет и с экранов телевизо­ров. В зависимости от ранга проблемы следует подобрать сино­ним, может быть, «забота» или «печаль», «желание», «то, что волнует» и какие-либо другие слова и фразы.

Мы просим поискать время, которое было хорошим и доб­рым, мы можем предложить вспомнить жизненные ситуации,

190

которые могли быть в жизни каждого человека. Например, это попытка ребенка подниматься, держась за стенку, умение не­ловкими руками поймать мяч, ощущение праздника, новогод­ней елки, летних каникул, купание, загорание на солнце и мно­гое другое, что было в прошлом и могло бы вызвать у человека приятные воспоминания. Как правило, этот транс хорош тем, что подобные воспоминания действительно были в жизни че­ловека, это ни нечто специально выдуманное, а история чело­века; они действительно несут приятный заряд, и человеку даже в сознательном состоянии приятно вспоминать о хороших мо­ментах своего прошлого. В бессознательном состоянии такие воспоминания еще больше растормаживают и приносят намно­го больше эмоций и приятных состояний. Более того, очень часто в ходе транса возникают воспоминания, которых давно не возникало, и эта приятная неожиданность бывает полезной для возрождения жизненных сил пациента.

Мы также можем не останавливаться на одном воспомина­нии, а провести человека через многие воспоминания его жиз­ни. При этом бывает важным само направление мысли, кото­рое мы задаем, когда ищем именно приятные воспоминания и, найдя первое воспоминание приятным, человек как по цепоч­ке находит по аналогии и другие.

. Достаточно часто приятные воспоминания могут сопровож­даться феноменом возрастной регрессии, когда человек ощу­щает себя намного моложе своего сегодняшнего возраста, дос­таточно часто это возраст детский, иногда младенческий. Ра­ботая с сопровождением в приятном воспоминании, мы как помогаем человеку обрести эти приятные воспоминания, так и мы даем ему возможность обрести необходимые чувства, ощу­щения, качества, которые он может сохранить и принести с собой в свой реальный мир.

Ресурсные трансы рассчитаны на получение необходимых ресурсных состояний. Вполне возможно, что для пациента ис­пользование подобных трансов будет достаточным для разре­шения его проблемы. Они приводят к подъему внутренних сил организма, в том числе и усилению психологических защит, которые ослабли под натиском проблемы, и в данный момент,

191

укрепив эти психологические защиты, мы способствуем зату­ханию симптомов и прекращению проявлений проблемной симптоматики.

Можно предположить, что для человека может быть два спо­соба работы с проблемами. Если представить нахождение про­блемы в психике человека как борьбу элемента деструктивного с защитными силами организма. Следовательно, когда пробле­ма начинает осознаваться человеком, происходит ослабление защитных сил организма и прорыв проблемной симптоматики в сознание человека, а затем и в его тело с развитием психосо­матических расстройств. И два подхода к проблеме могут зак­лючаться в следующем: либо мы усиливаем защитные силы организма, что происходит при работе с ресурсными трансами, и тогда защитные силы получают новый стимул, новую мощ­ность для борьбы с заботами пациента. Другой способ заклю­чается в том, что мы находим проблему субъекта и работаем непосредственно с ней. Успешная работа позволяет проблему разрешить, и защитные силы для сдерживания этой проблемы уже не требуются. Человек ощущает прилив сил, которые ос­вободились от сдерживания проблемы и дополнились радос­тью победы над проблемой.

Первый способ, безусловно, более щадящий, более быст­рый, однако менее радикальный, поскольку можно предполо­жить, что в случае стечения благоприятных обстоятельств за­бота может возникнуть вновь и вновь потребуется работа над ней.

Второй способ более радикальный, но, как правило, требу­ет большего времени, большей интенсивности работы и при­водит к гораздо большим перестановкам в психике человека.

Оба эти подхода имеют право на жизнь и заслуживают вни­мания психотерапевта.

Глава 16.

ИНДУКЦИЯ И ИСПОЛЬЗОВАНИЕ

НЕКОТОРЫХ ГИПНОТИЧЕСКИХ

ФЕНОМЕНОВ

Для гипноза характерно появление особых форм физичес­кой и психической активности, которые не встречаются в бод­рствующем состоянии у взрослых психически здоровых людей. Появление их в трансе говорит о необычном функционирова­нии психики человека и относится к гипнотическим феноме­нам. Они способны служить нескольким целям, в том числе могут быть использованы для интенсификации терапевтичес­кого процесса.

Возрастная регрессия

Под возрастной регрессией понимается гипнотический фе­номен, когда в ходе погружения в транс целенаправленно или случайно клиент вводится в состояние, когда он ощущает себя намного более младшего возраста, соответствующего роста, уровня знаний и тому подобное.

Возрастная регрессия может индуцироваться разными пу­тями, обычно эти пути сходны с сопровождением в приятное воспоминание. Терапевт может задавать пациенту вопросы о его раннем возрасте, может говорить о детстве людей вообще, мо­жет что-либо рассказать о себе. Эриксон говорил: «Если вы хо­тите, чтобы человек рассказал вам о своем брате, расскажите ему о своем». Таким образом, мысли пациента уже заранее на­правлены на определенный возраст, и в ходе наведения транса можно предложить пациенту ощутить себя вот этим маленьким человеком.