Смекни!
smekni.com

М. Н. Гордеев гипноз практическое руководство (стр. 6 из 44)

30

Таким образом, социально-психологические результаты яв­ляются основополагающими в психотерапевтической практи­ке. Конечный результат следует считать позитивным и оконча­тельным только в случае, если личностные изменения пациен­та «закреплены» в его социальной жизни.

Глава 5. ГИПНОТИЧЕСКИЙ ТРАНС

Транс — особое состояние сознания, характеризующееся неосознанным фокусированием внимания на собственных пси­хологических процессах, формирующее иную внутреннюю ре­альность пациента.

Иногда транс сравнивают со сном. Это неверное сравнение, потому что электрофизиологические исследования во время транса показали, что кора мозга работает, причем в режиме, от­личающемся и от сна, и от бодрствования. Доказано, что транс — качественно иное состояние.

Гипнотический транс имеет ряд полезных элементов, кото­рые делают его пригодным для использования в психотерапии. Фокусирование внимания сознания позволяет сосредоточить­ся на том компоненте проблемы, который изучается в данный момент. При этом происходит отвлечение от всего мешающего достижению цели, которая поставлена на данный сеанс. Паци­ент перестает реагировать на обычные внешние раздражители, хотя, безусловно, у него остаются сторожевые очаги, которые внимательно фиксируют все, что может нанести вред, и в слу­чае сигнала опасности транс будет прерван.

Над теорией гипноза много работал Иван Петрович Пав­лов. Феномен гипноза он объяснял следующим образом: это торможение коры головного мозга, при котором остается сто­рожевой пункт, локальный очаг возбуждения. Он позволяет человеку, находящемуся в трансе, сохранять контакт с психо­терапевтом, позволяет отслеживать то, что с ним происходит, и в случае, если отслеживаемые во внешнем мире изменения опасны или дискомфортны, этот очаг возбуждения моменталь­но стимулирует кору головного мозга, и человек выходит из транса.

32

Состояние транса естественно для человека. Один из иссле­дователей гипноза Эрнест Росси предположил, что естественный транс наступает благодаря действию ультрадианных ритмов. Он говорит, что транс может возникать и обязательно возникает каждые 90 минут, как состояние он необходим для перестройки, переструктурирования деятельности мозга так же, как необхо­дим для мозга сон. Кроме этого, человек погружается в транс, выполняя обычную, рутинную работу, когда его деятельность обычна и не сулит ничего нового. Так, в трансе находится води­тель автомашины, который едет по знакомой дороге. Когда мы едем в троллейбусе по привычному маршруту, мы тоже погружа­емся в транс, обдумываем какие-то свои дела, а может быть, про­сто грезим, не замечая, как идет время и как движется троллей­бус. В трансе находится пассажир, который сидит в зале ожида­ния, рыбак с удочкой в руках. Если гипнотерапевту удается на приеме увидеть момент, когда человек погружается в подобный естественный транс, он может использовать увиденное сразу же, помогая человеку погрузиться глубже.

Чем глубже транс, тем больше человек уходит в себя, тем менее значимым становится окружающий мир, большую реаль­ность приобретают внутренние образы, при этом переживания из далекого прошлого могут быть более реальными, чем сегод­няшний день. Транс можно определить как психологически обоснованный уход от реальности в иное состояние, которое более комфортно, более ресурсно. Примером может служить конфузионный транс, когда неожиданный внешний раздражи­тель погружает человека в гипнотическое состояние, давая ему возможность обдумать то, что произошло, переструктурировать себя, свое поведение. Эта разновидность транса помогает че­ловеку справиться с необычными резкими изменениями в ок­ружающем мире. Когда происходит удивление, конфузия, че­ловек замирает, ему нужно какое-то время, может быть, не­сколько секунд для того, чтобы привести свой внутренний мир в соответствие с внешним. Вот в этот момент вполне можно проводить внушения, углубляя транс.

Каждый пациент имеет свою глубину транса, на которую он может погружаться. По данным разных исследователей, нельзя

3 Гордеев 33

точно сказать, является ли подобная глубина фиксированной или она может изменяться раз от раза. Если пациент с каждым сеансом уходит в транс все глубже, значит ли это, что в первый раз он погрузился недостаточно глубоко, не до самого дна сво­ей гипнабельности, или это значит, что гипнабельность увели­чивается.

Погружение в транс напоминает дорогу из мира внешнего в мир внутренний. Пациент шаг за шагом уходит от реальности, предоставляя все больше и больше внимания тем образам, зву­кам и ощущениям, которые у него возникают. Он становится все более и более занят своими внутренними переживаниями. Задача психотерапевта — направить мышление в трансовом со­стоянии на психотерапевтические цели.

Транс переносит человека в иную реальность, где нет жест­ких ограничений, которые сознание наложило на него, где есть возможность для переструктурирования опыта, понимания ок­ружающего мира, где есть необходимые условия для нового восприятия окружающего мира и своего места в нем. Транс яв­ляется инструментом психотерапевтического процесса. На него опирается психотерапия, это удобный фон для проведе­ния внушений. Поскольку он создает некую новую внутрен­нюю реальность, это является благодатной почвой для прове­дения целостных системных изменений, формирования зачат­ков новой личности на фоне благоприятного гипнотического состояния.

Окружающее для человека на глубине транса в конце кон­цов связывается только с голосом психотерапевта, и пациент на этом фоне может удивленно воспринимать, что внешний мир, оказывается, изменился, и через голос специалиста он требует совсем иных действий, иного видения, иного взгляда на себя и дает разрешение на них и даже требует изменений. Пациент, который привык слушаться мнения окружающего мира, в трансе имеет повод измениться.

Одним из важных свойств гипнотического мироощущения является возможность доступа к ресурсным качествам, кото­рые заблокированы в бодрствующем состоянии, когда пациент полностью сконцентрирован на своей проблеме и не дает себе

34

возможности не только достичь внутренних сил, но даже иног­да подумать о них. В ходе транса доступ к положительным пе­реживаниям, которые были в прошлом, диссоцированным от сегодняшнего дня, облегчается. Это помогает психотерапии.

Трансы, главной целью которых и является доступ к ресур­сным состояниям, называются ресурсными трансами. Это мо­жет быть путешествие в приятное воспоминание либо транс с использованием ресурсных мест. Чаще всего ресурсные места — уголки природы, которые обладают особенной силой. Примечательно, что большие природные массивы, как лес, горы, реки, моря, обладают своей собственной энергетикой и в трансовом состоянии обращение к таким природным местам является для человека способом подъема своей жизненной силы, своей внутренней энергии. Поэтому ресурсные трансы очень широко используются в гипнозе для решения очень мно­гих проблем.

ПРИЗНАКИ ТРАНСА

Существует ряд признаков, характерных только для транса, и другая группа показателей, объединяющая его с аутотренингом, мышечной релаксацией. По признакам транса можно определить как его наличие у пациента, так и глубину погружения.

К показателям, которые встречаются как при релаксации, так и при гипнозе, относятся следующие:

1. Снижение мышечного тонуса

Во время транса тело расслабляется, в первую очередь сни­жается тонус мышц тела, и даже неопытному глазу заметно, как тело обмякает в кресле или на кушетке. Оно становится непод­вижным, движения затруднены, меняются черты лица за счет расслабления мимических мышц. Лицо уплощается, может ста­новиться немного одутловатым. Если голова лежит на подго­ловнике кресла, то может появляться ощущение, что шея не­много вытягивается. Если подголовника нет, то человеку удоб­нее наклонить голову вперед, иногда голова почти падает на грудь.

35

2. Увеличение латентного периода — периода сознательного реагирования

Когда в процессе погружения в транс мы предлагаем паци­енту заговорить, произвести какое-либо действие, по мере уг­лубления гипнотического состояния время от получения зада­ния до его реализации становится все больше и больше. Это говорит о заторможенности функционирования сознания, в то время как бессознательное реагирование, наоборот, может быть очень быстрым. И здесь проявляется удивительное свойство гипноза: диссоциация сознательных и бессознательных процес­сов. Когда в ходе транса мы просим дать нам какой-то сигнал в ответ на наши слова, если ответ приходит быстрым и корот­ким, можно говорить об ответе из бессознательного. Если между запросом и ответом проходит достаточно большое количество времени, это будет ответ из сознания.

3. Изменение дыхания и пульса

По мере погружения в транс дыхательные движения стано­вятся все более ровными, как правило, менее рельефными. Дыхание как бы уходит в глубину. Частота дыхательных движе­ний у человека в трансе меньше, нежели в бодрствующем со­стоянии. Также уменьшается частота сердечных сокращений, однако вряд ли нам удастся узнать об этом, потому что для из­мерения пульса в ходе работы нужно прикоснуться к пациенту, а это обычно ведет к уменьшению глубины транса и к более сознательному функционированию. Урежение частоты сердеч­ных сокращений может быть само по себе терапевтическим эффектом, особенно при ряде психосоматических заболеваний, где симптомом заболевания является повышение артериального давления. Как правило, артериальное давление за счет сниже­ния частоты сердечных сокращений уменьшается. Возможно, такого эффекта мы достигаем и за счет другого механизма. По­мимо изменения частоты сердечных сокращений еще в ходе транса изменяется тонус сосудов тела, уходит спастический компонент, и это также приводит к значимому снижению арте­риального давления в случае, если гипнотический транс наво-