Смекни!
smekni.com

Нереальное на гран и реального (стр. 10 из 14)

«Отпусти их, — попросил я, сам не зная кого. Отпусти их, пожалуйста. Они творили зло, которое было злом, и добро, которое злом оборачивалось. Но ведь всему есть свой срок и свое прощение. Отпусти их...»[76]

IV. Мир в мире

Фантастическая литература может показывать реальность самыми разными способами, перемещать ее во времени и пространстве, повышать ее тенденции развития в будущем, искажать ее и деформировать, придумывать и строить новые прогнозы. Но при этом существует зависимость от настоящей реальности и неполноценность по отношению к ней. Фантастическое не может существовать без реального. Поскольку, при потере взаимосвязи с действительностью, погибает и она сама.

Наши предки верили в старые мифы и не принимали их за нереальные. Первобытный человек не мог отделить суть (сущность) предмета от его самого. Различить общее от индивидуального. Объяснить причины взаимосвязей. Непонятное толковал как природное бедствие, причиной которого были действия фантастических существ (богов). Человек того времени их считал вполне реальными, как самого себя. Даже для верующего человека мифы были более реальные, чем сама действительность.

Новая эпоха преподносит новые познания о человеке и науке. Появляются сомнения, неуверенность и скепсис — фантастическое отделяется от действительности. Оно становится образным средством искусства, не теряет связь с реальностью, скорее даже изображает ее переделанный образ. Сюда можно отнести параллельные миры. Они совсем другие, каждый из них оригинальный, но при этом они взаимосвязаны. Альтернативный (или параллельный) мир может отличаться незначительными деталями, так что сразу можно и не заметить. Но различие может быть и принципиальным. Довольно часто в параллельных мирах действует магия, в них могут обитать мифологические существа. Мир может существовать на других принципах физики, биологии, химии, географии. Иной мир может возникнуть в случае, когда некое событие нашей реальности имеет более одного возможного выхода. Крайнее проявление такой модели — структура с бесконечным количеством миров, отличие которых лишь в различном исходе привычных событий. И наш мир здесь — не более чем один из возможных вариантов («Черновик» С. Лукьяненко).

В настоящее время фантастическое базируется на знаниях человечества о природе, науке и самом человеке как личности, не забывая о прошлом. С каждым открытием мы узнаем больше о нашей окружающей среде, но при этом не всегда можем объяснить все природные явления. Так приходит на помощь фантазия. Именно ее используют писатели-фантасты. Они намного раньше писали не только о полетах на другие планеты, но и о жизни на них. Они выдумали первых роботов, писали о быстро передвигающихся устройствах — сегодняшних автомобилях. Американский писатель-фантаст, Брюс Стерлинг еще в 1989 году написал научно-фантастический рассказ «Мы видим все по-разному»:

«Эта история, произошедшая в ХХI веке, рассказана от лица арабского террориста-смертника из Египта. Проникшись идеей джихада, он приезжает во Флориду, чтобы с помощью биологического оружия — специального порошка — устранить видного американского политического деятеля. Наступает 2001 год — и с телевизионных экранов и газетных полос не сходят сообщения о подобных вещах. В конце 2001 года по электронной почте я получил множество посланий от людей, всерьез обеспокоенных моей подозрительной прозорливостью».[77]

Это фантастическое явление можно назвать «реальное в будущем». Сперва это была фантастика, которая через десятки лет, столетия превратилась в реальность, а может навсегда остаться фантазией автора. С момента осуществления вымысла — пропадает фантастическое.

Стоит обратить внимание на фантастическое явление как реальное, происходящее здесь и сейчас.

Например: «Лифт действительно идет дольше, чем положено. Ведь второй этаж на самом деле — третий, настоящий второй невидим, там размещаются помещения дежурных, оружейная комната, технические службы. Еще два наших этажа венчают здание, и опять же про них никому из людей не известно. А вот Иной, обладающий достаточной силой, может посмотреть сквозь Сумрак и увидеть...»[78]

Собственно, автор нам предоставляет две возможности объяснения необычного феномена: естественный и сверхъестественный. Зависит все от читателя, поверит ли он автору, что по-настоящему этажей больше или тому, что это — просто вымысел. Но иногда в нашем мире нам кажется, что лифт едет дольше, чем должен. Уверенности, наверно, не будет никогда. Она появится только в том случае, если данная фантастичная действительность станет реальностью.

Фантастические произведения должны поддерживать взаимосвязь с нашей действительностью хоть в чем-то. В случае, когда фантастическая литература теряет связь между своим и нашим миром — она перерастает в новую реальность. Создавая себе новый мир, читатель убегает от своего реального, забывая о проблемах и обязанностях настоящего времени.

1. Сопоставление миров в произведениях

Сергею Лукьяненко получилось удачно создать реальный мир, уверяя нас, что он наш. Его мир поднял такой взрыв популярности в России, как волшебный мир Гарри Поттера в Англии. Конечно, большую роль в этом сыграла реклама, но этого мало. Циклу «Дозоров» принесла славу экранизация двух первых книг: «Ночной Дозор» и «Дневной Дозор». Хотя это является, в своем роде, как выразился сам Лукьяненко, «пародией» на его творчество, несмотря на то, что он сам участвовал в постановке фильма, который больше напоминает голливудское творчество.

Но главным всегда остается идея автора и детали нового мира. Во многих случаях бывает, что новый мир тщательно разработан, но читатель чувствует, что это всего лишь иллюзия. Чем больше идеален мир, тем менее он реалистичен. Наверно, потому что идеального мира нет: ни в жизни, ни в книгах.

Сергей Лукьяненко не стремится создать особо сложный мир со сложными законами. Мир Иных очень сильно похож на наш. Они живут не на чужой планете, а вместе с нами. Их можно встретить на улицах, не заподазривая, кто они. Но чтобы их мир существовал, должен существовать и наш. Данная идея автора хорошо подчеркивает эту взаимосвязь и взаимопроникновение.

Мир Дозоров — умелый и удачный сбор древних легенд и мифов с традициями современной мистики и реалиями, когда-то бывшими частью нашего реального мира. Пожалуй, именно смешение разных стилей — это то, что привлекает многих в мире Дозоров. Незнание читателя точности мифов и легенд, — автор может создавать им новое толкование и происхождение, давая нечто свое, что идентично только ему. Например, Сергей Лукьяненко разделяет вампиров на добрых и злых. «Плохие» жаждут человеческой крови и нелегально охотятся на людей, а те другие лучше будут пить донорскую кровь, не отнимая жизнь у другого. Каждому кровопийце время от времени выдается лицензия на жертву, чтобы поддерживалось их уже мертвое существование. В выгоде здесь дети-вампиры, так как без этой пищи не будут взрослеть, «у них половое созревание только от свежей крови начинается».[79] Вампиры — без сомнения, популярные существа в современном городском фэнтези. Кровососы мира Дозоров — далеко не могущественные и не самые сильные Иные, к тому же безнадежно мертвые. Здесь автор отвергает теорию о серебре, осиновым коле и дневном свете, но они жутко не переносят алкоголя. Еще они владеют таким феноменом как Зов. Против него человек бессилен, сделает все, чего захочет его владелец. К вампирам можно отнести и оборотней. В мире Дозоров они ведут обычную человеческую жизнь — за исключением трех-четырех ночей в месяц, которые им необходимо проводить в зверином облике. Они превращаются не обязательно в волков (как нам известно, из мифов и истории), в книгах упоминаются оборотни-ящеры, оборотни-пантеры и даже древний-древний оборотень-смилодон (доисторический саблезубый хищник). Они всегда превращаются в существо одного и того же биологического вида, максимум — двух, но родственных. Время, проведенное в зверином теле, они используют для охоты, что бы получит жизненную энергию из человеческих жертв. На стороне Света существуют свои оборотни — боевые маги-перевертыши. В составе Ночного Дозора — Тигренок и Медведь. В сопоставлении с реальным миром — это те же люди, как мы, но они высасывают простую человеческую энергию, а не кровь. К стороне Темных присоединились и ведьми-ворожеи — за деньги могут вернуть мужа или влюбить кого-то в данного человека. В «Дневном Дозоре» Алиса Донникова так влюбила в себя соседа: «он влюбился в меня раз и навсегда. Когда не видит долго, то у него вроде все проходит, а стоит встретиться хоть мимолетно — и по новой. Никогда у него не будет счастья в любви».[80] Это тоже можно объяснить, как нормальное явление в нашем мире или можем приклониться к теории автора и поверить, что это дело какой-то ведьмы.

Это явление встречается и у других писателей, например, у Марины и Сергея Дяченко в «Долине совести», где главный герой обладает способностью привязывать к себе людей.

Почти все реальные ситуации в нашем мире можно изложить фантастическим примером:

«Трое разъяренных соотечественников, явно способных вскладчину купить Боинг-767, на котором мы летели, бесновались у стойки регистрации — их билеты оказались недействительными. ... Большинство людских неприятностей с двойными или недействительными билетами — следствие махинаций каких-нибудь нечистых на руку Иных, чаще Темных, но порой и Светлых».[81]