Смекни!
smekni.com

Нереальное на гран и реального (стр. 5 из 14)

У Андрея Белянина свой личный подход к читателю, его читают (даже не фанатики ФЛ) и ценят. Стартовый тираж его романа «Охота на гусара» — 100 тысяч экземпляров.[40] У него свой мир современник в ином мире: «Меч без Имени», «Тайный сыск царя Гороха», «Багдадский вор», «Моя жена — ведьма».

Среди забавных, сатирических, временами пародийных книг, можно выделить «Записки Черного Властелина» Александра Дихнова, «Братство Конца» Евгения Малинина, дилогию «Дракон Третьего Рейха» Виктории и Олега Угрюмовых.

Интересная комбинация привлекает читателя. Так почему бы и не соединить магию и технологию под технофэнтези.[41] Прародителями этого поджанра являются О. Ларионова «Венценосный Крэг» и Н. Перумов с незаконченным циклом «Техномагия». Самым популярным в последнее время стал Вадим Панов и его сериал «Тайный Город» в стиле с элементами технотриллера, мистического детектива и фэнтези.

Найдутся и авторы-фантасты, которые пишут о реальных исторических событиях или периодах в магическом мире. Один из лидеров профессиональный историк Андрей Валентинов под псевдонимом Андрей Шмалько[42] («Ория», «Небеса ликуют», «Тропа отступников»). Оригинальные историческое фэнтези пишет Елена Хаецкая: сборник «Мракобес», «Ола», дилогия «Завоеватели», цикл о Лангедоке.

Особого внимания заслуживает роман «Меч и Радуга». Эта романтично-ироническая сказка находится у самих истоков русского фэнтези. В 1993 году книгу издали под англоязычным псевдонимом Мэделайн Симонс, потому что тогда еще считалось, что «наш» автор жанра фэнтези не будет иметь успеха.

3. Ужасы (horror)

Литература ужасов (англ. horror literature, horror fiction; «ужасы» или даже «ужастики», иногда «мистика» или заимствованное из английского «хоррор») — жанр фантастической литературы, имеющий дело со сверхъестественным, в прямом смысле слова. Имеет ограниченный набор персонажей, заимствованных, как правило, из низовой мифологии разных народов: вампиры, зомби, оборотни, призраки, демоны и др.[43] Еще в 1764 г. зародился готический роман в Англии стараниями Хораса (Гораций) Уолпола «Замок Отранто».[44] В 1860-е годы в Англии формируется то, что уже можно назвать непосредственно литературой ужасов.

Эдгар Алан По разделил готический роман на два новых жанра: триллер и детектив.[45] В 20-40-е годы XX века в триллере произошла революция. Он разделился на два направления: хоррор и саспенс «suspense», который несет неопределенность, беспокойство, тревогу ожидания.[46] Родоначальник хоррора Говард Филлипс Лавкрафт наполнил свои мистические книги древними демонами, зомби, чудовищами, доводившими читателя до исступления. Саспенс в произведениях «Психо», «Ночь Потрошителя» Роберта Блоха стал частью и криминального поджанра.

«Королем» современной литературы этого жанра по праву считается Стивен Кинг. Популярные произведения этого жанра: «Изгоняющий дьявола» Уильям Блэтти, «Ребенок Розмари» Айры Левин, «Восставший из ада» Клайва Баркера, «Они жаждут» Роберта Маккаммони, «Вампирские хроники» Энн Райс, «Парфюмер» Патрика Зюскинда. Рэмзи Кэмпбелл, помимо готических триллеров, пишет также темное фэнтези. За свои произведения он получил немало премий и критики покрестили его современным Лавкрафтом.[47] Особой популярностью пользуются «Крысы» и «Логово» Джеймса Херберта. Брайан Ламли является одним из известнейших британских авторов хоррора. Герой его самого знаменитого цикла «Некроскоп» — Гарриг Киф умеет разговаривать с мертвыми. Из-за этого он и ввязывается в разные неприятности, типа противостояния некромантам и вампирам. Одним из самых прославленных авторов современной готики стал шотландец Грэм Мастерсон, который обитает в старинном доме готической постройки на территории ирландского города Корк. Г. Мастерсон — лауреат премий «Эдгар» и «Брэм Стокер».[48]

Родоначальником русской готики считается декабрист Александр Бестужев, который под псевдонимом Марлинский опубликовал несколько своих рассказов. Также несколько произведений русского романтизма изображают образцы «эстетики ужасного»: повести «Вий» Н. В. Гоголя и «Упырь», «Семья вурдалака» А. К. Толстого.

Главный шедевр русской готики появился в советские времена. Это «Дикая охота короля Стаха» Владимира Короткевича — блестящая модернизированная стилизация, где происходящие мистические ужасы оказываются на самом деле порождением человеческой подлости и злобы. Элементы готики присутствовали и в менее удачном романе В. Короткевича «Черный замок Ольшанский».

В последнее десятилетие приходит бурное развитие «готической культуры».[49] На улицах крупных городов все чаще встречаются люди в черной кожаной одежде и характерными прическами. Регулярно проводятся крупные готические фестивали, такие как: Wаve Gotik Treffen (Германия), Whitby Gothic Weekend (Англия), Convergence (США), на которые съезжаются готы со всего мира. Возникло самостоятельное музыкальное направление — gothic metal. Все-таки можно утверждать, что и эта, так называемая «дешевая литература», проникает в наши будни со всем, что к ней принадлежит.

Этот жанр прославился, по большей части, такими фильмами, как «Дракула», «Интервью с вампиром», «Ворон», «Кабинет доктора Калигари» и сериалами.

II. История отечественной фантастической литературы

Советская фантастика всегда развивалась обособленно от мировой, благодаря таким фантастам, как: Иван Ефремов, Аркадий и Борис Стругацкие, Георгий Гуревич, Ариадн Громов, Александр и Сергей Абрамовы, Генрих Альтов, Сергей Снегов, Анатолий Днепров, Владимир Савченко и многие другие.

Особое место в развитии русской фантастической художественной литературы принадлежит XIX веку. Такие писатели, как А. Погорельcкий, В. Одоевский, В. Даль, Н. Гоголь, Ф. Достоевский, М. Салтыков-Щедрин, А. Вельтман использовали элементы фантастического жанра как прием, соответствующий типу их художественного мышления. Писатели ХХ века (например, М. Булгаков, Е. Замятин, М. Козырев, А. Платонов и многие другие) продолжали развивать в своих произведениях этот жанр.

При развитии фантастической литературы появились сначала два выразительных жанра: утопия (от гр. utopia: eu — благо и topos — место, буквально «благословенная страна» или другой вариант: u — нет и topos — место, что означало — «место, которого нет»).[50] Она показывает общество почти с идеальным устройством, где все прекрасно. Противоположность утопии — антиутопия (dystopia) изображает мир, в котором все, что могло произойти плохо, так и случилось.[51] Утопия и антиутопия близки к фантастике тем, что в произведениях писатели используют фантастические приемы для изображения идеального или разрушенного общества.

Утопия — жанр художественной литературы, описывающий модель идеального общества с точки зрения автора. В отличие от антиутопии характеризуется верой автора в безупречность модели, а для этого уже приходится воспользоваться фантастическими эффектами. В утопии можно вычленить несколько течений, зависящих от вариантов переобразования общества. Особое распространение получила технократическая утопия, главный смысл которой — развитие науки и многочисленные изобретения. Наука здесь носит характер абсолютного блага для человечества. Существует политическая утопия, где за счет эффективного механизма власти можно достичь совершенного государства. В эволюционно-социологической утопии достижения общества основаны на поступательной эволюции и самосовершенствовании людей. Самым популярным произведением утопии ХХ века на территории бывшего СССР считается роман Ивана Ефремова «Туманность Андромеды» (1957). Действие происходило на объединенной Земле в далеком коммунистическом будущем. Тяжкий труд здесь превратился в радостное созидание, людям открылся секрет долголетия. Они отправились к звездам, образовав с иными цивилизациями «Великое Кольцо». В повести «Сердце Змеи» писатель продолжает историю будущего, посвященную расе «чужих». И. Ефремов заставляет читателя поверить в космическое будущее и в то, что оно станет неотъемлемой частью жизни, войдет в сознание человека.

В сегодняшний России классические утопии никто не пишет, однако модернизированные образы жанра, приспособленные к требованиям времени, еще появляются. Здесь можно отметить такие произведения, как «Гравилет «Цесаревич» Вячеслава Рыбакова, где изображена идеальная Российская империя. Не менее благополучный Советский Союз показал Андрей Максимушкин в книгах «Красный реванш» и «Белый реванш».