Смекни!
smekni.com

Нереальное на гран и реального (стр. 3 из 14)

Массовую популярность обрел детективный триллер, герои которого расследуют ужасные деяния кровожадных маньяков. Фантастические триллеры обычно смешивают элементы нуара и опусов, вдохновением для дальнейших произведений послужил людоед Ганнибал Лектер. В России популярный роман этого поджанра — «Цена крови» Тани Хафф.

Полицейский боевик – поджанр «полар».[15] Их герои — обычные люди в униформе, делают «свою» повседневную работу. Главное отличие «полара» от классических детективов и нуара — в том, что полицейский работает не в одиночку, а как часть действующей системы, группы. Произведения полны крови, синяков и выстрелянных пуль.

Отечественный фантастический детектив мало в чем отличается от зарубежного. Некоторые книги написаны под влиянием «милицейского романа», советского и сильно морализованного варианта историй о честных полицейских. Стоит отметить книги «Пять президентов», «Синие люди» Павла Багряка. «Отель «У погибшего альпиниста», «Жука в муравейнике» и «Солнце гасит ветер» братьев Стругацких.

Современные отечественные фантасты нередко используют детективные сюжеты: «Лабиринты Ехо» Макса Фрая, «Евразийская симфония» Хольма Ван Зайчика, «Свод Равновесия» Александра Зорича. О деятельности спецслужб можно записать также «Дозоры» Сергея Лукьяненко, роман «Под знаком мантикоры» Алексея Пехова.

Боевая фантастика и фэнтези. Люди воевали всегда. Сначала камнями и палками, потом появилось оружие массового уничтожения и воевать стало возможно не только на Земле, но уже и в космосе.

В России широко распространено понятие «боевая фантастика», на Западе же существует термин military sci-fi & fantasy в переводе «военная НФ и фэнтези».[16] Разница понятий небольшая, а вот сюжет строится на другой базе. Ведь в центре внимания боевой фантастики — сама кровавая битва, в то время как военная — показывает различные грани масштабного действа, именуемого войной. Есть произведения, авторы которых затрагивают серьезные проблемы, стремятся на вымышленных примерах проанализировать причины и следствия реальных исторических событий. Представители этих поджанров: Гарри Тертлдав с циклом «Мировая война», Дэвид Герролд «Война против Чторра», цикл Рика Шелли «Наемный корпус».

Военная фантастика — давно освоенный и любимый поджанр русских читателей. В первых рядах выступают миллионные тиражи Василия Головачева и Романа Злотникова, за ними книги Алекса Орлова, Вячеслава Шалыгина, Александра Бушкова. «Империя превыше всего» Ника Перумова, а также пестрят обложки серий «Звездный лабиринт», «Русская фантастика» и «Фантастический боевик».

Религия тоже нашла свое место в фантастике. Фантастические приемы встречаются в произведениях: «Божественной комедии» Алигьери Данте, «Потерянного Рая» Джона Мильтона, далее — «Мастер и Маргарита» Михаила Булгакова и «Отягощенные злом» Аркадия и Бориса Стругацких.

Этот поджанр встречает как приязнь, так и отвращение. Например, Орсон Скотт Кард и его великолепный «Голос Тех, Кого Нет» о терпимости, искуплении и милосердии, «Страсти по Лейбовицу» Уолтера Миллера или «Седьмой сын» о Мастере Элвине, изображает борьбу Бога и Дьявола. Верующий и атеист нашел свое отражение в фантастической литературе.

Например, в направлении агностической фантастики, главная мысль, которой любая церковь и религия действие человека,[17] найдется намного больше произведений: «Дело совести» Джеймса Блиша, «Большая игра» Дэйва Дункана, «Смертные муки пришельца» Гарриго Гаррисона, «Гиперион» Дэна Симмонса, «Пандем» Марины и Сергея Дяченко, «Мелкие боги» Терриго Пратчетта, «Князь Света» Роджера Желязны, «Дюна» Фрэнка Герберта.

Конец света неплохая тема для фантастической литературы, только мистический и с роковыми пророчествами, знамениями и волей провидения. Например, «Американские боги» Нила Геймана, «9 миллиардов имен бога» Артура Кларка. В стиле «happy end»: «Мир Реки» Ф. Фармера, или по Джону Гранту роман «Мир» человечество после гибели получает второй шанс.

Эротическая фантастика не только о сексе. Любовные сцены ввели фантасты «новой волны», с тем, что это не табу и к литературе это относится. Главная тема взаимоотношения людей, роботов и других инопланетянин, на фоне любви и в другом мире.

Если Филипп Жозе Фармер в своей повести «Влюбленные» изображает секс большим грехом, где супруги могут заниматься любовью лишь для зачатия ребенка, то Роберт Хайнлайн в романе «Чужак в чужой стране» (1961) своего героя превратил в «эротического» Мессию. Во время зарождения хиппи роман стал американским бестселлером. Полная версия романа вышла в 2006 году. После такого успеха появляются книги «Уплыть за закат», «Достаточно времени для любви». В романе Урсулы Ле Гуин «Левая рука Тьмы» читатель узнает об умении менять пол другой цивилизациями.

Свой талант отразили в фантастике и такие авторы, как Наоми Митченсон «Записки женщины-космонавта», Лестера Дель Рея «Елена Лав», Танит Ли «Серебряный металлический любовник». Ларри Нивен в цикле о Мире-Кольце создал традицию — скрепление соглашений между инопланетянами с помощью сексуального акта.

Встречаются представители и лесбийской фантастики: Джоанна Расс «Мужчина как женщина», и гомосексуальной: Теодор Старджон «Самый затерянный мир», Энтони Берджесс «Жаждущее семя».[18]

Отечественна ФЛ в этом направлении немножко отстает, наверно, потому что в СССР «секса не было», а сейчас находится в стадии развития его описания.

Фантастической литературе свойственен интерес к разным проблемам общества. С помощью юмора она приобретает особенную окраску и становится более интересной. Этот прием избавляет ее от строгой важности. Но при этом и она принадлежит к «большой» литературе. Юмор проявляется в каждом жанре фантастики. Восприятие смешного зависит от многого: возраста, воспитания, образования, интеллекта, окружения, национальных традиций. Жемчужины советской фантюмористики — «Понедельник начинается в субботу» братьев Стругацких. И Андрей Белянин с произведениями «Меч Без Имени», «Моя женаведьма», «Тайный сыск царя Гороха» пользуются успехом. Правда, любой юмор (черный или традиционный) существует во всех произведениях, так как человек без него не может быть.

Довольно интересный момент, что пишут и пародии на произведения. Например: Майкл Гербер переделал Гарриго Поттера в «Барри Троттер и Бессовестная пародия». Чем-то эта пародия напоминает «перевод Гоблина» в фильмах.

2. Фэнтези (fantasy)

Фэнтези (от англ. fantasy — «фантазия») — вид фантастической литературы, основанный на использовании мифологических и сказочных мотивов. Между sci-fi и fantasy существует тонкая грань. Часто одно произведение можно отнести к обоим жанрам. В общем, считают, что sci-fi подчиняется рациональному мышлению и использует научную и техническую тематику. А fantasy это игра с фантазией. Точное определение этого жанра еще никто не дал. Общие черты всем хорошо знакомы, и читатель с первых строк книги определит, что речь идет о фэнтези. В мире фэнтези возможно все чудесные и говорящие животные, рыцари и принцы, чудовища и колдуны, шапки-невидимки и летающие ковры. Еще для фэнтези характерно то, что она берет истоки из мифов и сказок, но события могут происходить и в нынешнее время. В произведениях фэнтези чаще всего действие происходит в вымышленном мире, близком реальному, герои сталкиваются со сверхъестественными явлениями и существами. В последнее время писатели-фантасты все больше пишут произведения, в которых все происходит здесь и сейчас. Разница между этими явлениями в том, что некоторые авторы описывают события в неизвестном для нас мире, а другие — в нашем. Принципиальное отличие «чудес» фэнтези от их сказочных аналогов — в том, что они являются нормой описываемого мира и большинство действуют системно, как законы природы.[19]

В фэнтези, как и в других жанрах фантастики, допускаются комбинации разных жанров с художественной литературой.

Детское фэнтези берет истоки, в основном, из детских рассказов. Наверное, недаром иногда на последних страницах детской (и не только) книги напечатано, например, «рекомендуется от 9 лет». Потому что ребенок 6 лет не поймет правильно книгу, предназначенную читателю лет 12-ти. В советские времена этого придерживались, и детская литература делилась на книги для дошкольного возраста, для школьного (младшего, среднего и старшего) и юношеские. На Западе также делятся на «children’s books» (детские книги) и «young-adults books» (юношеские книги).[20] К сожалению, российские издательства разницу в этом не делают и печатают все подряд. Авторы этого поджанра принесли большую славу не только себе, но и своим произведениям по всему миру. Например, Джоан Роулинг в цикле о Гарри Поттере создала не только оригинальный новый мир, но и необыкновенного главного героя-волшебника. Джон Толкиен в цикле «Властелин колец» показал нам свой мир, полный эльфов, хоббитов и других фантастических персонажей. С новинкой пришел на книжный рынок Йон Колфер с циклом «Артемис Фаул». В произведениях нет однозначно положительных или отрицательных персонажей, но сильные эмоции вызывает главный герой. Он хитроумный и находчивый, но также он абсолютно аморален. Его главная цель не спасение мира, а собрать большое количество денег для поддержания семейной чести ирландских гангстеров. Ради этого он обманывает и ворует, охотно прибегает к насилию и разным подлым поступкам. В России этот цикл вызвал различные эмоции: одни им восхищаются, другие осуждают моральную, скорее аморальную направленность. Романы Колфера отличает закрученный и своеобразный, несколько издевательский юмор, что, конечно, не каждому подростку понятно.