Смекни!
smekni.com

Методические рекомендации Ярославль 2010 ббк 74. 202. 4 C 19 (стр. 2 из 8)

Далее следуют технологические процедуры обработки, приготовления, пробы, дизайна продукта, обозначенные в рецепте.

Выдерживание технологического цикла позволяет достичь намеченного (приблизится к описанному в рецепте идеальному объекту). Опыт «исполнения» блюда закрепляет умение. Однако выход на более высокий уровень мастерства (избежание в дальнейшем неточностей, упрощение некоторых шагов, отказ от лишних этапов или наоборот добавление чего-либо) возможен при условии «реконструкции» всех осуществлённых действий, их рефлексии. Так происходит обобщение опыта, составляется личный рецепт (причём не обязательно формализуемый на бумаге).

Перенесём эту метафору на опыт обобщения урока.

В качестве модели реконструируем «реальный ход[5]» занятия (литература, урок по роману И. А. Гончарова «Обломов», 10 класс, 2 часа, «Образ Ильи Обломова») как систему заданий для обучающихся, которая призвана обеспечить освоение ими умения анализировать образ литературного героя.

«Поэт жизни» Илья Обломов.

1. Ключевое понятие, раскрывающее сущность образа И. Обломова – понятие идеала. Прокомментируйте следующие утверждения

Что вы вкладываете в понятие «идеал»? Зачем он необходим человеку?
Л. Н. Толстой: «Идеал в тебе самом. Препятствия к достижению его – в тебе же. Твое положение есть тот материал, из которого ты должен осуществить этот идеал»
Кришнамурти: «Разве идеал не есть побег от того, что было, что есть? Идеальное есть прекрасный, вполне респектабельный побег от реального»
И. С. Тургенев: «Хочешь быть счастливым? Выучись сперва страдать»
Жизнь – это самопреодоление. Сохранение в себе самом живительного огня. Не можешь спасти себя, не спасешь и других. Идеал не есть жизненная цель. Любая цель – это предел, порог, за которым вторая цель, третья… Остановился, задумался – и ты духовно мертв. Идеал – это путь. По сути, это сама жизнь в своем абсолютном качестве. Поэзия бытия. Наслаждение от «покоя внутреннего движения». Счастье всегда на шаг впереди человека. Memento more! Carpe diem! Лови миг! Живи не про запас! Цени то, что есть. Храни дар!

2. Гончаров искушает Обломова успешными траекториями жизни Волкова, Судьбинского и Пенкина, но герой считает этих людей несчастными. Почему? Обсуждение. Заполнение таблицы.

Почему успешная карьера не прельщает Обломова? Что он может противопоставить этим «блестящим» успешным людям?
Обломов о Волкове: «В десять мест в одни день – несчастный! – думал Обломов. – И это жизнь! – Он сильно пожал плечами. – Где же тут человек? На что он раздробляется и рассыпается? Конечно, недурно заглянуть и в театр, и влюбиться в какую-нибудь Лидию… она миленькая! В деревне с ней цветы рвать и кататься – хорошо; да в десять мест в один день – несчастный!» - заключил он, перевертываясь на спину и радуясь, что нет у него таких пустых желаний и мыслей, что он не мыкается, а лежит вот тут, сохраняя свое человеческое достоинство и свой покой.
Обломов о Судьбинском: «Увяз, любезный друг, по уши увяз, - думал Обломов, провожая его глазами. – И слеп, и глух, и нем для всего остального в мире. А выйдет в люди, будет со временем ворочать делами и чинов нахватает… У нас это называется тоже карьерой! А как мало тут человека-то нужно: ума его, воли, чувства – зачем это? Роскошь! И проживет век, и не пошевелится в нем многое, многое… А между тем работает с двенадцати до пяти в канцелярии, с восьми до двенадцати дома – несчастный!» Он испытал чувство мирной радости, что он с девяти до трех, с восьми до девяти может пробыть у себя на диване, и гордился, что не надо идти с докладом, писать бумаг, что есть простор его чувствам, воображению.
Обломов о Пенкине: «Ночью писать, - думал Обломов, - когда же спать-то? А поди, тысяч пять в год заработает! Это хлеб! Да писать-то все, тратить мысль, душу свою на мелочи, менять убеждения, торговать умом и воображением, насиловать свою натуру, волноваться, кипеть, гореть, не знать покоя и все куда-то двигаться… И все писать, как колесо, как машина: пиши завтра, послезавтра; праздник придет, лето настанет – а он все пиши? Когда же остановиться и отдохнуть? Несчастный!»

3. В разговоре с Захаром Обломова потрясает, что его сравнивают с особым типом личности, который определяется понятием «другой». Что так задевает Обломова в этом сопоставлении? Почему именно после сопоставления с «другим» (самоанализа) Обломов переживает «ясную сознательную минуту в жизни»?

Как отношение к «другому» и «сознательная минута» в душе Обломова характеризуют главного героя романа?
Другой – кого ты разумеешь – есть голь окаянная, грубый, необразованный человек, живет грязно, бедно, на чердаке, он и выспится себе на войлоке где-нибудь на дворе. Что этакому сделается? Ничего. Трескает он картофель да селедку. Нужда мечет его из угла в угол, он и бегает день-деньской. Он, пожалуй, и переедет на новую квартиру… Что такое другой? – продолжал Обломов. – Другой есть такой человек, который сам себе сапоги чистит, одевается сам, хоть иногда и барином смотрит, да врет, он и не знает, что такое прислуга; послать некого – сам сбегает за чем нужно; и дрова в печке сам помешает, иногда и пыль оботрет… Ты разбери-ка, как «другой»-то живет? «Другой» работает без устали, бегает, суетится, - не поработает, так и не поест. «Другой» кланяется, «другой» просит, унижается…
Ясная, сознательная минута. Как страшно стало ему, когда вдруг в душе его возникло живое и ясное представление о человеческой судьбе и назначении и когда мелькнула параллель между этим назначением и собственной его жизнью, когда в голове просыпались, один за другим, и беспорядочно, пугливо носились, как птицы, пробужденные внезапным лучом солнца в дремлющей развалине, разные жизненные вопросы. Ему грустно и совестно стало за свою неразвитость, остановку в росте нравственных сил, за тяжесть, мешающую всему… В робкой душе его вырабатывалось мучительное сознание, что многие стороны его натуры не пробуждались совсем, другие были чуть-чуть тронуты, и ни одна не разработана до конца. А между тем он болезненно чувствовал, что в нем, зарыто, как в могиле, какое-то хорошее, светлое начало, может быть, теперь уже умершее, или лежит оно, как золото в недрах горы, и давно бы пора этому золоту быть ходячей монетой. Но глубоко и тяжело завален клад дрянью, наносным сором. Кто-то будто украл и закопал в собственной его душе принесенные ему в дар миром и жизнью сокровища…

4. Разделите тетрадь на 3 части. Познакомьтесь с представленным ниже цитатным материалом, предложите (в первой колонке) основания для сопоставления Обломова и Штольца. Выпишите ключевые слова либо в графу «Обломов», либо «Штольц» (2 и 3 колонки).

· «Он служил, вышел в отставку, занялся своими делами и в самом деле нажил дом и деньги… Он беспрестанно в движении…»

· «И родился и воспитан он был не как гладиатор для арены, а как мирный зритель боя».

· «Это был человек лет тридцати двух–трех от роду, среднего роста, приятной наружности, с темно-серыми глазами, но с отсутствием всякой определённой идеи, всякой сосредоточенности в чертах лица.

· «Засыпал он с мыслью о ней, шёл гулять, читал – она тут… Любовь – претрудная школа жизни!»

· Мысль гуляла вольной птицей по лицу… потом совсем пропадала…»

· «Он весь составлен из костей, мускулов и нервов, как кровная английская лошадь. Он худощав… цвет лица ровный, смугловатый, и никого румянца; глаза хотя немного зеленоватые, но выразительные. Движений лишних у него не было».

· «Лежание у ….. не было ни необходимостью, как у больного или как у человека, который хочет спать…. Это было его нормальным состоянием»

· «Мыслителям не удалось расшевелить в нем жажду к умозрительным истинам. Зато поэты задели его за живое…»

· «В жизни моей ведь никогда не загоралась никакого, ни спасительного, ни разрушительного огня? Жизнь моя началась с погасания…»

· «Да, я дряблый, ветхий, изношенный кафтан, но не от климата, не от трудов, а от того, что двенадцать лет во мне был заперт свет…»

· «На лице ни сна, ни усталости, ни скуки… Он весел, напевает… Отчего же это?...»

· «Был немец только вполовину, по отцу…получил трудовое, практическое воспитание».

· «Мечте, загадочному, таинственному не было места в его душе. То, что не подвергалось анализу опыта, практической истины, было в глазах его оптический обман…»

· «Выше всего он ставил настойчивость в движении целей: это было признаком характера в его глазах, и людям с этой настойчивостью он никогда не отказывал в уважении, как бы не были важны их цели

· «Надо же выйти из этого сна… Нет, я тебя не оставлю так, через неделю ты не узнаешь себя…»

· «Много людей я знал с высокими качествами, но никогда не встречал сердца тише, светлее и проще…»

· «Перед ним вдруг «отверзлась бездна», воздвиглась «каменная стена».

· «Всё я чувствую, всё понимаю; мне давно совестно жить на свете! Но я не могу идти с тобой твоей дорогой, если б даже захотел… Я стою твоей дружбы, но не стою твоих хлопот».

· «Он задумался и машинально стал чертить пальцем по пыли, потом посмотрел, что написано…»

· «В нём дороже всякого ума: честное верное сердце! Это его природное золото; он невредимо пронес его сквозь жизнь».

Подготовьте связный рассказ (те, кто сидят за партой слева – о Штольце, справа – об Обломове). Расскажите друг другу.

5. О скульптуре О. Родена «Мыслитель» писали, что автор пытался выразить катастрофу человеческого разума, бессильного, но предпринимающего отчаянные попытки постичь смысл жизни усилием воли, рационально решить ребус существования. С другой стороны, в этом образе чувствуется возврат к поэтическому мировосприятию Архаики: где «не умели думать», но «умели чувствовать, страдать, любить». Основа образа Обломова – его утверждения: ы