Смекни!
smekni.com

Тема: Народная педагогика и её гуманистическая направленность (стр. 4 из 9)

В понимании Ушинским нравственности и нравственного воспитания отразились антикрепостнические настроения, демократическая идея народности. Считая роль религии в формировании общественной морали положительной, он в то же время выступал за независимость от неё науки и школы, против руководящей роли духовенства в школьном деле. Проблемы нравственного развития человека представлены у Ушинского как общественно-исторические. В нравственном воспитании он отводил одно из главных мест патриотизму, который, утверждал Ушинский, с "истинно львиною силой" проявлялся в народе при защите Родины от внешних врагов. Истинный патриотизм, подчёркивал Ушинский, исключает шовинизм, требует воспитания гражданского долга "высказать смелое слово истины" против гнёта и насилия, которые не исчезли в России с отменой крепостного права. Его система нравственного воспитания ребёнка исключала авторитарность, строилась на силе положительного примера, нравственного влияния учителя, на "разумной деятельности ребёнка", требовала развития активной любви к человеку, создания атмосферы товарищества.

УШИНСКИЙ разработал цельную дидактическую систему. В ней раскрыты принципиальные вопросы отбора содержания образования, его приспособления к особенностям детского возраста. Опираясь на материалистическую гносеологию, достижения психологии и физиологии, УШИНСКИЙ раскрыл особенности умственного развития ребёнка. Он исследовал психофизическую природу обучения, дал анализ психологических механизмов внимания, интереса, памяти, воображения, эмоций, воли, мышления, обосновал необходимость их учёта и развития в процессе обучения. Основной закон детской природы Ушинский видел в том, что "... дитя требует деятельности беспрестанно и утомляется не деятельностью, а ее однообразием и односторонностью", и делал вывод: "... чем моложе возраст, тем более требует он разнообразия деятельности..." (там же, т. 3, 1948, с. 147). Дидактика Ушинского является теорией организации учителем познавательной деятельности детей, в которой первостепенное внимание уделяется развитию трудолюбия, интереса к науке и физическому труду, возбуждению активности и самостоятельности детей в процессе сознательного учения. Ушинский ставил перед педагогом задачу "учить учиться" и помочь воспитаннику найти своё место в жизни. Он исходил из того, что"... следует передать ученику не только те или другие познания, но и развить в нем желание и способность самостоятельно, без учителя, приобретать новые познания" (там же, т. 2, 1948, с. 500).

В содержании общего образования Ушинский уделял большое место естественнонаучным знаниям, а в постановке преподавания гуманитарных предметов выступал против одностороннего, классического его направления. Ушинский высоко оценивал учение Дарвина, которое, писал он, "... придает живой смысл всему естествознанию и может сделать его самым могучим образовательным предметом для детства и юности..." (там же, т. 9, 1950, с. 378), Большое внимание Ушинский уделял родному языку в школе, в котором "... одухотворяется весь народ и вся его родина" (там же, т. 2, 1948, с. 557). В книги для первоначального классного чтения "Детский мир и Хрестоматия" (1861) и "Родное слово" (1864) он, кроме высокохудожественных отрывков из родной литературы и устного народного творчества, включил т. н. деловые статьи, дававшие материал по природоведению, географии и истории страны. Научный уровень знаний здесь сочетался с доступностью и яркостью изложения, служил задачам нравственного и эстетического воспитания. В них дан содержательный материал для наблюдений, разработана система логических упражнений. В методических руководствах для учителей У. рассмотрел основы методики начального обучения. Огромны его заслуги во внедрении в школу нового, аналитико-синтетического звукового метода обучения грамоте, который применяется и в сов. школе.

Ушинский утвердил в русской дидактике принцип воспитывающего обучения - единства обучения и воспитания. "... Воспитание, - учил он, - должно действовать не на одно увеличение запаса знаний, но и на убеждения человека" (Архив Ушинского, т. 4, 1962, с. 592). Ведущая роль в этом принадлежит учителю, являющемуся "... живым звеном между прошедшим и будущим, могучим ратоборцем истины и добра,... его дело, скромное по наружности, - одно из величайших дел истории..." (Собр. соч., т. 2, 1948, с. 32). В формировании личности народного учителя Ушинский возлагал надежды на педагогическую литературу и специальную систему его подготовки.

Ушинский оказал огромное влияние на развитие прогрессивной педагогики народов России и славянских стран. Его педагогическое учение во многом опередило время и используется в сов. педагогике. В 1945 СНК СССР учредил медаль К. Д. Ушинского, которой награждаются особо отличившиеся учителя и деятели педагогической науки в РСФСР.

Глава 4. Гуманистический аспект педагогической антропологии Н. В. Шелгунова

Философская трактовка понятия антропологии многозначна. Антропология в глобальном смысле - это наука, изучающая сущностные характеристики человека, его место в мире, осмысление человеком своего собственного бытия. В тоже время антропология как совокупность наук о человеке представляет собой колоссальный спектр региональных антропологий: медицинской, психологической, экологической, политической и других. Антропологическое обоснование воспитания, объяснение специфической сущности человека сквозь призму воспитательных отношений не является откровением западноевропейского сознания. Антропологический принцип был впервые применен к объяснению воспитания с позиций материализма еще в прошлом веке.

Развитие всей истории философии свидетельствует о нерасторжимой связи философии и педагогики, проблемы человека и проблемы воспитания. Философию всегда интересовало воспитание как уникальный процесс становления человека, так же как и педагогика неизменно ориентировалась на какую-либо философскую концепцию человека.

Шестидесятые годы девятнадцатого столетия характеризуются не только бурными демократическими устремлениями, но и широким спектром педагогических изысканий. Исторически первый опыт педагогической антропологии относится ко второй половине Х1Х века и связан с деятельностью русских педагогов Н. И. Пирогова, К. Д. Ушинского, Г. И. Водовозова и др. Именно К. Д. Ушинский впервые вводит термин "педагогическая антропология" в качестве подзаголовка к своему труду "Человек как предмет воспитания" (1867). Однако появление педагогической антропологии необходимо рассматривать в контексте идей антропологической философии, получившей огромную популярность в России во второй половине Х1Х века. Это относится, прежде всего, к публикациям таких известных работ как "Антропологический принцип в философии" Н.Г.Чернышевского (1860), "Рефлексы головного мозга" И. М. Сеченова (1863), "Вопросы жизни" Н. И. Пирогова (1856) и др. Вобрав в себя передовые идеи западноевропейского гуманизма и лучшие национальные традиции своего народа русская педагогическая антропология представляла собой уникальный синтез научных и философских представлений того времени.

Педагогическая проблематика составляет неотъемлемую часть творчества Н. В. Шелгунова. Критика существующей системы образования, требования общедоступности и бессословного принципа обучения, сочетание умственного и физического развития, необходимость трудового обучения все это нашло отражение в его острых публицистических статьях. Впоследствии свои мысли о системе воспитания и образования в России Шелгунов изложил в лучшей своей работе "Письма о воспитании", получившей широкое признание. Это - одно из самых замечательных, ярких педагогических произведений 70-х годов. Построенная как популярный курс рационального воспитания, эта работа опиралась на новейшие данные эмпирических наук, в частности психологии. Шелгунов стремиться дать естественнонаучное обоснование многим педагогическим проблемам. Признавая бисоциальность человека как существа не только природного, но и общественного, Шелгунов считал, что на формирование личности, ее духовного облика оказывает влияние совокупность различных факторов: наследственная предрасположенность, конкретное бытовое окружение, материнская любовь и участие, уровень воспитания и образования, вся система общественных институтов. В исследованиях советской педагогики роль Шелгунова сводилась в основном к популяризации идей революционно-демократического направления, его вклад в развитие педагогической антропологии трактовался как продолжение социологизаторских установок школы Чернышевского. Признавая некоторую правомерность этих утверждений, следует преодолеть сложившийся стереотип и отметить, что педагогическая концепция Шелгунова носит ярко выраженный гуманистический характер. "Письма о воспитании" - это, прежде всего, философское эссе, в котором раскрываются глубинные процессы человеческой психики. Названия двадцати глав этого произведения концентрируют в себе ключевые ориентиры воспитания: "Память", "Воображение", "Внимание", "Слово", Навыки и привычки" и т.д. Рационалистический аспект в дальнейшем уступает место тонким психологическим этюдам: "Воля", "Стыд", "Характер" и др. Проблемы семейного воспитания в педагогическом наследии Шелгунова занимают центральное место. Семью он рассматривал как ту первоначальную социальную среду, в которой начинается формирование личности. Неоспоримую ценность представляет его положение о единстве семейного и общественного воспитания, об их взаимосвязи и взаимообусловленности, где огромная роль принадлежит физическому, трудовому и нравственному развитию личности.