Смекни!
smekni.com

Тема: Народная педагогика и её гуманистическая направленность (стр. 5 из 9)

"Главным воспитательным агентом" Н.В.Шелгунов считал жизнь, жизнь общественную, семейную, школьную, со всеми ее положительными и отрицательными, сильными и слабыми явлениями.

Творчество Шелгунова остается верным принципу гуманизма, основанному на идее равенства, справедливости, уважения к человеческому достоинству.

Глава 5. Традиции русской народной педагогики по произведениям В. А. Никифорова-Волгина

Книги В.А.Никифорова-Волгина, созданные им в эмиграции, только недавно стали доступными отечественному читателю, и их можно поставить в один ряд с замечательными автобиографическими произведениями русской литературы. В книгах В.А.Никифорова-Волгина, посвященных описанию жизни крестьянской семьи, можно обнаружить много ценного, связанного с традициями народной педагогики, что позволяет использовать произведения данного автора как один из источников восстановления величественной картины русской народной педагогики.

Воспоминания детства у В. А. Никифорова-Волгина неразрывно связаны с описаниями православных праздников и сопутствовавших им народных обрядов, пришедших еще из языческой Руси. Для автора традиции православия - основополагающая, главная часть бытия русской семьи и воспитания ребенка. Жизнь семьи была органично связана с событиями годового круга православного церковного календаря, пронизана религиозно-нравственными традициями, усиливавшими свое влияние в периоды постов и праздников.

Подготовка к главному торжеству православной церкви - Светлому Христову Воскресению начиналась с первого дня Великого поста: уже в Чистый понедельник после шума и забав Масленицы православным надлежало заняться телесным и духовным очищением. Для очищения тела - баня и постный стол, для очищения души - посещение храма и молитва. Главный герой, мальчик Вася, подмечает, что даже сам характер общения людей меняется с началом Великого поста. И мать говорит "с тихой строгостью", и совсем по-другому ведут себя торговцы на базаре: "... не ругаются, не зубоскалят, не бегают в казенку за сотками и говорят с покупателями тихо и великатно" 1). Вот автор описывает великопостную службу в церкви. Многократно повторяемые тексты, наполненные религиозно-нравственным содержанием, навсегда запечатлевались в сознании детей и взрослых, часто мысленно произносились и вспоминались в подходящие случаи жизни как добрые советы.

Пение детей (в том числе и Васи) в церковном хоре также приобщало их к заучиванию текстов, исполненных высокого нравственного чувства. Таинство исповеди, к которой надо готовиться, вспоминать свои грехи и каяться в них, тоже влияло на нравственное воспитание детей и взрослых. Кульминацией трудов Великого поста была пасхальная служба. Радость Великого праздника преображает главного героя: его душу переполняют доброта, желание любить всех, прощать врагов и самому просить прощения у обиженных. Все эти чувства пробуждают в нем радость, воспитывают нравственность.

Таким образом, описание жизни крестьянской семьи В. А. Никифоровым-Волгиным дает нам право сделать вывод о том, что народные педагогические традиции были тесно переплетены с религиозным православным воспитанием, взаимно дополняя и обогащая друг друга. Основой воспитания нравственности в детях было христианское учение, расцвеченное добрыми и мудрыми народными обычаями и обрядами.

Основываясь на православных традициях нравственности, народная педагогика применяла в своем арсенале многообразные средства и приемы воспитания. Все педагогические методы были направлены на воспитание нравственности, доброты, любви к ближнему, чувства сострадания. В большинстве случаев меры педагогического воздействия были мягкими: просьба, совет, намек, увещевание, укоризна, недоумение. Наказания применялись редко и адресовались не телу, а душе ребенка, его совести. Постепенно продвигаясь вперед по пути нравственного, эстетического, трудового воспитания под руководством матери, отца, соседей, знакомых и незнакомых людей, ребенок усваивал нормы поведения, принятые в русском обществе.

Подводя некоторые итоги рассмотрения традиций народного воспитания, описанных В.А. Никифоровым-Волгиным, можно отметить, что они были частью народной культуры и жизни. Традиции народной педагогики, как следует из рассмотренных произведений В.А. Никифорова-Волгина, и были той путеводной звездой, которая освещала путь к Истине поколениям россиян.

Глава 6. Народная педагогика, её роль и место в воспитании

Народная педагогика - это педагогика народных масс, совокупность эмпирических сведений и знаний по вопросам воспитания, которыми пользовались трудящиеся массы, лишенные возможности обучать своих детей в школе. Термин «народная педагогика», прежде всего и главным образом, употребляется в значении педагогических сведений, распространяемых устно, понимается как устное педагогическое творчество народа. Несомненно, это понятие включает в себя и практическую деятельность трудящихся по воспитанию подрастающего поколения.

Существенным элементом духовного наследия каждого народа являются его педагогические взгляды и опыт народного воспитания, отражающие многовековую педагогическую практику широких народных масс. Анализ показывает, что прогрессивные мыслители прошлого отражали передовые педагогические идеи своего времени и в педагогических поисках опирались на народный опыт воспитания.

Одним из первых педагогов, обратившим внимание на ценные стороны народного воспитания, был выдающейся мыслитель - гуманист, педагог Я. А. Коменский. Он собрал памятники чешской народной педагогики, используя их в своих учебниках и пособиях.

Особое внимание народному опыту воспитания уделял К.Д. Ушинский. Будучи отличным знатоком фольклора и уклада жизни русского народа, его философии, психологии и педагогики, он пришел к выводу, что русское народное воспитание существует столько же, сколько сам русский народ.

<Напрасно мы хотим выдумать воспитание - писал он - воспитание существует в русском народе столько же веков, сколько существует сам народ, - с ним родилось, с ним выросло и отразило в себе всю его историю, все его лучшие и худшие качества [1].

Опыт народного воспитания послужил также источником формирования педагогических взглядов таких видных народных мыслителей, как М. Ф. Ахундов, А. Кунанбаев, Т. Сатылганов, Тоголок Молдо и др.

В советской науке первая работа по народной педагогике принадлежит Г.С. Виноградову. В ней автор отмечает жизненную необходимость изучения педагогических идеалов и взглядов, путей и средств народного воспитания и обучения.

Изучение проблемы показывает, что исследователями в основном рассматриваются отдельные вопросы педагогики народов нашей страны, преимущественно по фольклорным и этнографическим материалам. К их числу относятся исследования В.Ф. Афанасьева, Г.Н. Волкова, Я.Н. Ханбикова, М.Ш. Ширбаева, В.К. Арутюняна, Н.И. Имаевой, А.Ш. Ташимова и др.

Творчество каждого народа восходит к древнейшим временам. Народ творил и тогда, когда осваивал непокорную природу, и тогда, когда вел ожесточенную борьбу с враждебными племенами, творил в дни радости и печали, в дни побед и поражений.

Народ в течение многих веков накопил громадный опыт воспитания подрастающего поколения, и особенно, опыт формирования простых норм и правил поведения людей.

Народная система воспитания, передаваемая из одного поколения к другому, безусловно располагает ценными нормами нравственности, составляющих этическую основу жизни людей. При несомненной общности системы воспитания и моральных правил других народов, система воспитания имеет своеобразие, особенности которого заключаются, во - первых, в стремлении народа прививать молодежи такие моральные качества, как чувство глубокого уважения к людям, особенно к родителям и старшим, бескорыстное гостеприимство; во-вторых, в проявлении безграничной любви и уважения взрослых к личности ребенка и, как правило, отсутствие в методах воспитания телесных мер наказания детей; в-третьих, в широком использовании труда - важнейшего средства воспитания детей - для передачи им производственных навыков родителей; в-четвертых, в значительном влиянии устного народного творчества (народные эпосы, сказки, песни, поговорки, пословицы и. т. п.) в выработке норм и правил поведения юношей и девушек; и в - пятых, в относительной пассивности традиций и обрядов в формировании нравственных качеств молодежи.

Содержание, методы и средства воспитания, основанные лишь на жизненном опыте, носили характер эмпрических рекомендаций и не получили на протяжении веков научного обобщения, несмотря на это, опыт народных масс в воспитании детей служил интересам народа, в нем мы находим много прогрессивного, истинно гуманного и демократического.

Коллективный педагогический опыт, созданный народом, нашел отражение в его лучших традициях, обычаях, устном народном творчестве и т.д.

Педагогический опыт народа, его требования к нормам нравственности, цели и средства особо ярко выражены в устном народном творчестве: легендах, эпосах, поговорках, пословицах, загадках и т.д. Они наиболее распространены, доступны для каждого, служат средством воздействия на сознание, чувства детей и формирование у них положительных моральных качеств.

Творческие подвиги предков, отцов, старших братьев всегда привлекали молодежь. Проявленное мужество и героизм во имя защиты своей родины, своего отечества, народ рассматривал как пример воспитания лучших нравственных качеств молодежи, глубокой любви к народу. Это нашло отражение в героических эпосах <Манас>, <Курманбек>, <Эр Тоштук> и др.