Смекни!
smekni.com

Тема: Народная педагогика и её гуманистическая направленность (стр. 6 из 9)

Многочисленные народные поговорки и пословицы воспитывают у молодежи положительные нормы поведения. Например, воспитание у молодежи чувства дружбы, единства, любви к родине находят отражение в пословицах: <Дружба и братство -лучшие богатства>, <Два человека возьмутся, камня не поднимут, сто человек соберутся - гору с места сдвинут>, <Даже если на чужбине рай, ты не покидай родимый край>.

Народ считал одними из лучших нравственных качеств трудового человека: скромность, честность и правдивость. Народ всегда хотел видеть у молодого человека развитое чувство самокритичности, скромности, требовательности к себе. Умение замечать и исправлять не только чужие, но и свои ошибки. Эти чувства народа выражают пословицы: <В правдивом слове нет ни обиды, ни стыда>, <Даже если говоришь ты в шутку, все равно подумай хоть минуту>.

Исключительное воспитательное значение народ придавал труду. И поэтому воспитательное влияние труда широко и всесторонне отражено в пословицах: <Для тех, кому трудиться лень, бесконечно длится день>, <То, что достается без труда, не приносит счастья никогда>.

Народ понимал, что только труд мобилизующий к решительным действиям, превращенный в потребность, может оказать благотворное влияние на личность. Эти требования выражены в пословицах: <Действуй, а иначе не быть удаче>, <Нет горы непроходимой, постарайся - перейдешь, нет реки неодолимой, захоти - переплывешь>.

Таким образом, определяя роль и место народной педагогики в системе воспитания молодежи, мы не должны допускать переоценки опыта воспитания народных масс, так же как и не должны игнорировать его.

Народная педагогика служит для приобщения подрастающих поколений к психологическому складу народа, что во многом способствует сохранению самобытности последнего. Естественно, раскрытию целей, задач и педагогических идеалов народного воспитания во многом способствуют социально - педагогические исследования.

Изучение народной педагогики невозможно без тщательного анализа философских и психологических внедрений народа. Исследование народной педагогики имеет не только историко-познавательное, но и определенное практическое значение. Опыт народной педагогики обогащает арсенал воспитательных средств и воздействует на современную научную педагогику.

Глава 7. Влияние народа на воспитание и обучение

Главное в народной педагогике - это процесс воспитания и обучения молодого поколения. Большой научно – педагогический интерес представляют вопросы о том, как народ понимает сущность воспитания, какими приёмами и методами пользуется в процессе воспитания, каково представление народа о трудовом, нравственном, умственном, физическом и эстетическом воспитании.

Народ всегда верно представлял себе сущность воспитания подрастающего поколения, его трудности, радости и благородство конечной цели. В народе говорят: «Воспитание – бесценное богатство».

Трудное дело – воспитать человека, оно требует заботливого и внимательного отношения, определённых знаний и умений. В народе существует много изречений, касающихся этих трудностей, но все их можно выразить одним выводом : «Кто не закалит своего сердца, тот не воспитает ребёнка».

В народе с древнейших времён было известно, что воспитание возникает вместе с появлением человека. Воспитание – вечная категория, она существует и развивается вместе с развитием человеческого общества. Если время для начала воспитания упущено или воспитание велось неправильно, приходится перевоспитывать, а это задача более трудная. Недаром в народе говорится : «Даже полководцы не могут справиться с сыновьями и внуками, которые ведут разгульный образ жизни.»

Самовоспитание в народном представлении имеет большое значение в жизни человека. Народный афоризм прямо нацеливает юношей и девушек: «Родители дали тебе жизнь – волю воспитай сам». Метко сказано! Народ выдвинул своеобразную программу самовоспитания молодого человека: «Захочешь узнать себя - спроси мнение людей », «Вежливости учись у невежи» и. т.д. В этом выражается уверенность что молодые люди путём самовоспитания могут выработать в себе лучшие человеческие качества: благородство, вежливость, трудолюбие, скромность, справедливость, беспредельную честность и правдивость.

Педагоги, чьи имена известны всему миру, указывали на огромную роль воспитания в раннем детстве. К.Д. Ушинский писал, что «Характер человека более всего формируется в первые годы его жизни, и то, что ложится в характер в эти годы, - ложится прочно, становится второй натурой человека. Всё что усваивается человеком в последствии, никогда не имеет той глубины, какой отличается всё усвоенное в детские годы ». Народ в течении веков эмпирическим путём накопил определённые знания и психологических и возрастных особенностях детей. Особое внимание обращалось на воспитание в раннем детстве. Об этом свидетельствуют такие выражения : «Ребёнку у которого прорезались зубы разжёванная пища не потребуется», «Ребёнка надо воспитывать в колыбели, а телёнка на привязи».

Результаты воспитания в раннем детстве дают о себе знать в последующие годы, а отсюда предсказание : « Привычки трёхлетнего сохраняются до восьмидесяти лет ». и. др.

Житейский опыт воспитания детей в семье, естественно не обходится без ошибок с педагогической точки зрения. Здесь часто опрометчивые поступки и педагогические ошибки родителей имеют общий корень. Очень интересны в этом отношении приводимые в учебно-методических разработках примеры о характере педагогических ошибок родителей. При опросе родителей (отца и матери) отмечено более 50 видов ошибок, встречающихся в практике семейного воспитания. В частности, мало внимания уделяли воспитанию в первые годы жизни ребенка; не было единых требований и воспитательного воздействия на ребенка в семье; много недоразумений вызывала слепая, неразумная любовь к детям вообще, к единственному ребенку в частности. Родители признавались, что создали из ребенка кумира в семье, избаловали лаской, вниманием, старались меньше загружать трудом, нередко больше заботились о материальном обеспечении детей, меньше думали о

воспитании детей. Подчас чрезмерная строгость чередовалась с нетребовательностью, наконец, не имели должного контакта с учителями, часто защищали детей, разделяли их недовольство требованиями учителя и школы. Около 60% родителей признаются, что в практике семейного воспитания допускали именно такие ошибки.

К этим ошибкам следует добавить еще и то обстоятельство, что во многих семьях нет распределения обязанностей по воспитанию детей. В одном исследование на вопрос: «На ком лежит основная забота по воспитанию детей в вашей семье?» - группа родителей ответила: на матери – 50%, на отце –7%, на матери и отце в равной степени – 42%, на других членах семьи -1%

Следовательно, в половине из числа опрошенных семей основную нагрузку по воспитанию детей несут матери, что вызывает много нареканий в семье и, естественно, снижает общий воспитательный потенциал семей. Эти вопросы должны привлечь внимание всей родительской общественности.

Рассмотрим теперь методы воспитания народной педагогики. Вековой опыт позволил народу выработать определенные дидактические приёмы и правила воспитания детей.

В житейской практике бытуют также методы воспитательного воздействия на детей, как разъяснение, приучение, поощрение, одобрение, убеждение, личный пример, показ упражнения, намёк, укор, осуждение, наказание и. т. д.

Разъяснения и убеждения применялись с целью формирования у детей положительного отношения к труду, достойного поведения в семье и обществе. Для народной педагогики особое значение имел показ способов выполнения различных видов сельскохозяйственного, ремесленного, бытового труда (обращение с инструментами и орудиями труда, обработка земли – полив, уборка урожая, уход за скотом, приготовление национальных блюд, ткачество, резьба, вышивание и. т. д.). После разъяснения и показа обычно вступали в силу упражнения, которые сопровождались советом: «Упражняй руки, выработай привычку к определённой работе». Прислушиваясь к совету взрослых, юноша и девушка должны были выработать у себя необходимые навыки и приёмы труда.

Назидание – наиболее распространенный приём в семейной педагогике. В памятниках старой педагогики встречается кодекс назиданий старшего - младшему, учителя – ученику, народного мудреца – молодёжи, отца – сыну.

Характерно, что народные воспитатели позаботились, чтобы в свои афоризмы включить различные педагогические категории : наставление, предупреждение, упрёк, даже определённые педагогические условия, при соблюдении которых можно рассчитывать на успех в любом деле. Эти условия обычно детерминируются словом «если». Казахи считают «Если возвратился из путешествия шестилетний, его должен навестить шестидесятилетний». Каракалпаки на основе житейской мудрости и философии советуют : «Если посеял просо, не жди пшеницы».

Распространённым методом народной педагогики является приучение. «Вещи моют водой, ребёнка воспитывают приучением», - говорит народ. Приучение типично для раннего детства. Приучают, например, в семье вечером вовремя ложиться спать, а утром рано вставать, содержать игрушки и одежду в порядке; приучают к навыкам культурного поведения: сказать «спасибо» за услуги взрослым, «доброе утро», «добрый день» родителям, старшим быть вежливым со сверстниками т. т. д. Приучая ребёнка, взрослые дают детям поручения, проверяют примеры и образцы поведения и действия.

Убеждение как метод воспитания содержит в себе разъяснение (объяснение) и доказательство, т.е. показ конкретных образцов, с тем чтобы ребёнок не колебался и не сомневался в разумности определённых понятий, действий, поступков, постепенно накапливал нравственный опыт и потребность руководствоваться им.