Смекни!
smekni.com

Рекреационная география (стр. 23 из 130)

Основой для определения экономической оценки природных рекреационных ресурсов должен стать кадастр. Анализ отечественного и зарубежного опыта в области создания кадастров показывает, что кадастровая система оценки лежит в основе управления многими из природных ресурсов, а именно: земельными, водными, лесными, минеральными. Кадастр происходит от латинского слова “capitastum” – реестр, список, документ, составляемый официальным органом или учреждением, – и представляет собой систематизированный свод данных, включающий качественную и количественную опись объектов или явлений с их экономической (эколого-социально-экономической) оценкой; данные о динамике и степени их изученности с приложением картографических и статистических материалов; рекомендации по использованию объектов или явлений, предложение мер по их охране, указания на необходимость дальнейших исследований и т. д. Кадастровая система учета и оценки природных ресурсов эффективно обеспечивает накопление и оперативное использование обширных массивов информации.

В целом кадастр должен отражать не только данные о природном состоянии ресурса, но и содержать оценочную характеристику его использования. Насущные проблемы природопользования таковы, что кадастр не может выполнять только регистрационную роль. В условиях рынка содержание и структура кадастра должны отвечать требованиям экономической и экологической эффективности использования ресурсов. Наибольшие трудности связаны с определением состава показателей кадастра, выбором и расчетом технических и экономических параметров, определением оценочного критерия. Качественные и количественные показатели служат основой группировки и классификации природных ресурсов. При этом оценочные данные должны быть сопоставимы и обеспечивать возможность природно-экономического районирования. Таким образом, методологической основой кадастра является сочетание учетных и оценочных показателей производственно-экономического содержания. Главной задачей при этом является обеспечение охраны природного ресурса и повышение эффективности его использования.

Разрабатывая методику составления того или иного кадастра, необходимо иметь в виду периодичность или непрерывность его обновления и пополнения. Наиболее очевидно это требование на примере кадастра водных ресурсов: расширение сведений о подземных водах происходит непрерывно, и, следовательно, необходимо постоянное обновление имеющихся данных. В такой же мере это относится и к минеральным ресурсам, запасы которых и количество месторождений в ходе проведения геологоразведочных работ постоянно изменяются.

Несмотря на то, что кадастровый учет сам по себе уже содержит требование упорядочения данных и их систематизации, однако целенаправленная сквозная классификация материала в методическом плане является самостоятельной задачей, обособленной от других. В практике создания кадастров вопрос их классификационной основы в полной мере еще не решен. Задача классификации – это логическая операция распределения предметов, явлений, свойств по классам в соответствии со свойственным им фиксированным набором признаков. Иначе говоря, это одна из форм приведения информации в систему. В общем методологическом плане она состоит в определении необходимых и достаточных условий для выявления принадлежности каждого классифицируемого объекта к некоторому заданному классу.

Кадастр должен рассматриваться как итог и результат анализа, систематизации и обобщения географической или геологической, технологической и технико-экономической информации о состоянии ресурса, завершающийся получением кадастровых оценок. Полнота информационной основы кадастра обеспечивается охватом всех месторождений и проявлений природных ресурсов. При этом экономическая оценка (перечень показателей, порядок их установления, оценочный критерий) методически и практически оказывается наиболее трудным этапом работ. В особенности это относится к природным рекреационным ресурсам, вопросы экономической оценки которых разработаны крайне слабо.

Экономическая оценка возможна только для тех рекреационных ресурсов, народнохозяйственный эффект от которых можно измерить: для минеральных вод, лечебных грязей, озокерита, леса, поверхностных вод, природных национальных парков. Основными показателями социально-экономической эффективности использования природных лечебных ресурсов являются: экономический эффект оздоровления одного рекреанта; эффект от курортного использования 1м3 различных видов лечебных ресурсов (на его основе определяется суммарный эффект от освоения всего месторождения); общее сокращение временной нетрудоспособности в течение года после оздоровления одного рекреанта; численность условно высвобожденных работников за счет снижения потерь рабочего времени в течение года после оздоровления в санаториях; экономия денежных средств на оплату листов временной нетрудоспособности рекреантов в течение года после санаторно-курортного лечения.

Существующие методы оценки природных ресурсов, такие, как метод рентных оценок (на основе дифференциальной ренты), оценка по затратам освоения и др., практически неприменимы к природным рекреационным ресурсам, так как оценивают ресурсы с точки зрения их промышленного и сельскохозяйственного использования – по конечной продукции. Поэтому стала особенно актуальной проблема экономической оценки рассматриваемых ресурсов с использованием кадастра природных рекреационных ресурсов, который на основании учетных и оценочных показателей географического, экологического и экономического характера позволит решить задачу рационального природопользования в сочетании с удовлетворением рекреационных потребностей населения.

Пейзажеобразующее значение элементов

ландшафтной структуры

(по О.В. Калашниковой)

Выявление и оценка влияния визуальных качеств природных территорий и элементов природы на психоэмоциональное состояние человека и комфортность отдыха является новейшим аспектом исследования ландшафтоведения и других географических наук. С точки зрения потребителя (субъекта) важнейшим элементом визуального восприятия является пейзаж как вид, открывающийся с какой либо точки. Большинство исследователей в качестве основной проблемы отмечают сложность выявление объективных свойств пейзажа, обеспечивающих его привлекательность, которые можно подвергнуть количественной оценке. Поскольку пейзаж сформирован теми же элементами, что и ПТК, решение этой проблемы видится в определении пейзажеобразующего значения компонентов ландшафта.

С точки зрения классического ландшафтоведения пейзаж имеет вертикальную и горизонтальную структуру. Элементами горизонтальной структуры являются природные комплексы ранга урочище (подурочище), единые, в том числе и в физиономическом отношении. Урочища воспринимаются дистанционно как визуальная целостность. Особенности сочетания индивидуальных урочищ обеспечивают пространственное разнообразие территории, или “внешнее пейзажное разнообразие”. Эта группа показателей характеризуется как “общая внушительность пейзажа” и в специфической форме воспроизводят особенности ландшафтной структуры территории – мозаичность, мелкоконтурность, типологическое разнообразие и т. п.

Элементы вертикальной структуры пейзажа – это местные проявления компонентов геосистемы, воспринимаются в рамках природного комплекса и образуют “внутреннее пейзажное разнообразие”. Причем, наиболее значимыми в формировании облика пейзажа являются рельеф и растительность. Причем рельеф является ведущим компонентом, который определяет весь облик пейзажа, воспринимается как ядро композиции. Водные объекты имеют локальное распространение, являются достаточно редкими и однозначно повышают эстетические свойства пейзажа.

Таким образом, показатели, на основе которых проводится оценка эстетической значимости пейзажа, в общей форме повторяют характеристики ландшафтной структуры территории в целом. Задача таксатора, выявить наиболее визуально значимые характеристики ландшафта. Традиционно оцениваются компоненты пейзажа и особенности их сочетания.

Оцениваемые параметры были выявлены эмпирически за достаточно длительный период изучения данного вопроса. В целом они совпадают у большинства авторов, несмотря на различия в формулировках и сводятся к следующему:

1. При оценке рельефа наибольшее значение придается свойствам, которые определяются степенью вертикального и горизонтального расчленения, которая в свою очередь отражает сложность геологической структуры. Это относительные превышения, глубина, форма, густота эрозионного расчленения. Кроме самостоятельного пейзажеобразующего значения, эти факторы формируют степень внешнего пейзажного разнообразия – особенности горизонтальной структуры пейзажа. Вертикальное расчленение рельефа определяет высотное разнообразие природных комплексов, наличие или отсутствие пейзажных панорам, далеких перспектив, точек обзора и др. С горизонтальным расчленением рельефа связано многообразие краевых зон, линий и точек перегибов рельефа. Расчлененность, как вертикальная, так и горизонтальная характеризует контрастность территории, создает динамичность образа пейзажа в целом. Увеличение расчлененности в целом повышает аттрактивность поверхности. Уклоны земной поверхности определяют величину горизонтального и вертикального углов восприятия пейзажей. Экспозиция склонов формирует динамичность освещения.