Смекни!
smekni.com

Прокурорский надзор за защитой прав и законных интересов субъектов в гражданском процессе (стр. 13 из 25)

Заведомо неправильный перевод может явиться основанием для пересмотра дела по вновь открывшимся обстоятельствам, если по этой причине суд не смог установить действительных обстоятельств дела, прав и обязанностей сторон и других лиц, участвующих в деле.

Установленные вступившим в законную силу приговором суда преступные действия сторон, других юридически заинтересованных в исходе дела лиц или преступные деяния судей, повлекшие за собой вынесение незаконного или необоснованного судебного постановления по ГПК Республики Беларусь, составляют третью группу оснований для пересмотра судебных актов по вновь открывшимся обстоятельствам (3, п.3 ст.452). Указанные обстоятельства, как и предусмотренные в пункте 2 статьи 452 ГПК Республики Беларусь, характеризуются субъективным моментом, так как обусловлены виновным поведением определенных лиц, заинтересованных в рассмотрении дела не в соответствии с законом. Особенность этих обстоятельств заключается и в том, что они в любом случае вызывают сомнение в законности вынесенных по делу судебных актов. А преступные деяния судей, рассматривавших дело, лишают вынесенный судебный акт значения акта правосудия. Поэтому наличие таких обстоятельств, по мнению многих процессуалистов, независимо от последствий для вынесенного судебного акта является основанием для пересмотра дела по вновь открывшимся обстоятельствам.

Можно заметить, что новый ГПК Республики Беларусь, во-первых, разделяет эту группу оснований на преступные действия сторон и других юридически заинтересованных в исходе дела лиц и преступные деяния судей (действия и бездействие). Следовательно, законодатель исходит из того, что преступное бездействие сторон и других юридически заинтересованных в исходе дела лиц не может быть основанием для пересмотра дела по вновь открывшимся обстоятельствам. При этом ГПК Республики Беларусь почему-то не называет в числе лиц, чьи преступные действия являются основанием для пересмотра дела по вновь открывшимся обстоятельствам, представителей. Статья 54 ГПК Республики Беларусь не относит представителей к числу юридически заинтересованных в исходе дела лиц. Надо полагать, что это упущение, которое требует корректировки. Ведь представитель стороны может совершить преступные действия (подделку документов, вещественных доказательств и т.п.), которые повлекут вынесение незаконного или необоснованного судебного постановления.

Во-вторых, новый ГПК Республики Беларусь отказался от прежней формулы «преступные действия, совершенные при рассмотрении данного дела». Надо признать, что новая формулировка закона более точно отражает действительность. Старая редакция закона позволяла говорить, что преступные действия или бездействие, совершенные при подготовке дела к слушанию, не являются основанием для пересмотра дела по вновь открывшимся обстоятельствам.

В-третьих, ГПК Республики Беларусь установил последствия совершения преступных действий и бездействий — они должны повлечь вынесение незаконного или необоснованного судебного постановления.

На основе вышеизложенного можно сделать следующие выводы:

1. Производство по пересмотру судебных актов по вновь открывшимся обстоятельствам, наряду с кассационным и надзорным производством, является одним из способов проверки законности и обоснованности судебных актов.

2. Необходимость института пересмотра судебных актов по вновь открывшимся обстоятельствам и соответствующей стадии гражданского судопроизводства объясняется тем, что иногда общему суду по независящим от него причинам не удастся установить всего круга фактов, относящихся к данному делу, или сделать правильные выводы из них.

3. Пересмотр дела по вновь открывшимся обстоятельствам необходим: вследствие неправомерного поведения участников процесса; в результате использования доказательств, ложность которых не могла быть выявлена на время судебного разбирательства в суде первой инстанции; когда судебные акты или акты иных органов, положенные в основу судебного акта по данному делу, впоследствии теряют свою законную силу.

2.5 Надзор прокурора за исполнительным производством

Перечень судебных постановлений и других актов, подлежащих исполнению, приведен в статье 461 ГПК Республики Беларусь . Среди них названы и постановления прокуроров о выселении в административном порядке. Последние отнесены также к числу исполнительных документов. Таким образом, при исполнении постановления прокурора о выселении в административном порядке, как и при исполнении других исполнительных документов, названных в пп. 2—9 ст. 462 ГПК Республики Беларусь , не требуется выдача исполнительного листа. При выдаче исполнительного листа на основании других актов (решений третейских судов, решении иностранных судов и решений товарищеских судов и других) районный (городской) суд обязан проверить их законность в пределах своей компетенции проверить правомерность исполнения на территории Республики Беларусь решений иностранных судов, в том числе арбитражных (третейских), и вынести мотивированное определение о выдаче или об отказе в выдаче исполнительного листа. На это определение могут быть принесены частная жалоба или частный протест прокурора, перечень которых весьма обширен (3, ст.463).

Столь подробный перечень определений приведен здесь в связи с тем, что определения суда первой инстанции могут быть обжалованы или опротестованы прокурором отдельно от решения суда первой инстанции в суд кассационной инстанции в случаях, предусмотренных ГПК Республики Беларусь, а также, если определение препятствует возможности дальнейшего движения дела (3, ст.433).

Представляется, что прокурор может заявить отвод судебному исполнителю, если последний лично прямо или косвенно заинтересован в исходе дела либо является родственником одной из сторон или имеются иные обстоятельства, вызывающие сомнение в его беспристрастности. Такой вывод вытекает из смысла статьи 81 ГПК Республики Беларусь , где указано, что прокурор вправе вступить в дело в любой его стадии, если этого требуют интересы государства, а также с целью защиты прав и охраняемых законом интересов граждан.

ГПК Республики Беларусь предоставил прокурору также право опротестовывать действия судебного исполнителя по возвращению исполнительного документа, по исполнению или отказу в исполнении (3, ст.479). Протест приносится в суд, при котором состоит судебный исполнитель, в течение десяти дней со дня совершения действия судебным исполнителем или отказа в его совершении или со дня, когда прокурор, участвовавший и деле, но не извещенный о действии судебного исполнителя, узнал о таком действии. Протест рассматривается с участием прокурора, однако его неявка не является препятствием для разрешения поставленного перед судом вопроса.

На общих основаниях предъявления прокурором исков прокурор может также заявить иск об освобождении имущества от ареста к взыскателю и должнику в целях защиты прав и законных интересов другого лица при исполнении (3, ст.480).

ГПК Республики Беларусь прямо установил, что исполнительное производство может быть возбуждено по инициативе прокурора в соответствии со статьями 81 и 463 ГПК Республики Беларусь . Это значит, что прокурор вправе инициировать возбуждение исполнительного производства не по любому гражданскому делу, а только тогда, когда это необходимо для защиты прав и охраняемых законом интересов несовершеннолетнего, недееспособного, ограниченно дееспособного и иного гражданина, юридического лица негосударственной формы собственности, лишенных возможности самостоятельно защитить свои интересы, а также Республики Беларусь, ее административно-территориальных единиц и юридических лиц государственной формы собственности. Сторонами в исполнительном производстве в соответствии со статьей 478 ГПК Республики Беларусь являются взыскатель (лицо, в пользу которого производится исполнение) и должник (обязанная сторона). Взыскатель вправе требовать принудительного исполнения. Взыскатель и должник имеют право присутствовать при совершении судебным исполнителем действий по исполнению, обжаловать действия судебного исполнителя, получать от него справки, связанные с исполнением, а также пользоваться другими правами, предусмотренными ГПК Республики Беларусь для юридически заинтересованных в исходе делалиц (3, ст. 56).

Анализ норм главы десятой ГПК Республики Беларусь позволяет сделать вывод о том, что прокурор обладает такими же правами в исполнительном производстве по делам, возбужденным по его инициативе, что истороны.

Кратко остановимся на особенностях исполнительного производства по ХПК, которые нужно учитывать прокурору и другим лицам, ими являются:

• приказ хозяйственного суда, а также определение о судебном приказе могут быть предъявлены к исполнению не позднее шести месяцев со дня вступления судебного акта в законную силу, или окончания срока, установленного при отсрочке либо рассрочке его исполнения, или вынесения определения о восстановлении пропущенного срока для предъявления приказа к исполнению (4, ст.235). Этот срок должен применяться и для всех иных исполнительных документов, кроме случаев, когда иные сроки установлены другим законодательством для некоторых оснований исполнения или исполнительных документов. Так, для исполнительных надписей он установлен в один год, если стороной не является гражданин (ст. 77 Закона «О государственном нотариате»). Для решений иностранных судов и арбитражей установлен трехлетний срок для их предъявления к исполнению (4, ст. 242 ХПК Республики Беларусь) [15, с.392]. В ГПК Республики Беларусь же установлен трехлетний срок предъявления исполнительных документов к исполнению с момента вступления судебного постановления в законную силу (3, ст.468);