Смекни!
smekni.com

Прокурорский надзор за защитой прав и законных интересов субъектов в гражданском процессе (стр. 3 из 25)

Далее в 1933 году была проведена реорганизация прокурорско-судебной системы Союза ССР и союзных республик. Постановлением ЦИК и СНК СССР от 20 июня 1933 года была учреждена Прокуратура СССР. На Прокуратуру СССР возлагалось, в частности, «наблюдение за правильным и единообразным применением законов судебными учреждениями союзных республик с правом истребования любого дела в любой стадии производства, опротестования решения судов в вышестоящие судебные инстанции и приостановления их исполнения.

Специальным постановлением ЦИК и СНК СССР от 27 мая 1934 года было утверждено Положение о Прокуратуре СССР, в котором были уточнены права Прокурора СССР при осуществлении надзора в судопроизводстве.

В соответствии с этими законодательными актами система органов прокуратуры приобрела строго централизованный характер. С усилением централизации были значительно расширены права Прокурора СССР.

Прокуроры союзных республик некоторое время еще находились в двойном подчинении: Прокурору СССР и народному комиссару юстиции республики. С принятием постановления ЦИК и СНК СССР от 20 июля 1936 года «Об образовании Народного Комиссариата юстиции Союза ССР» прокуратуры союзных республик были выведены из состава этого ведомства.

Как видим, для различных периодов существования органов прокуратуры характерны свои особенности при осуществлении прокурорского надзора в гражданском судопроизводстве.

Так, на первом этапе (1922-1924 гг.) для прокурора, во-первых, было присуще наличие большого круга обязанностей, которые не всегда подкреплялись соответствующими правами. Опротестование судебных актов также рассматривалось как обязанность.

Во-вторых, эту обязанность прокурор должен был выполнять в порядке «высшего судебного контроля», т.е. прокурорский надзор рассматривался как составная часть судебной деятельности по контролю за работой нижестоящих судов.

В-третьих, следует отметить, что в этот период прокурорскому праву на принесение протестов по гражданским делам не придавалось современного значения. Обязанность прокурора опротестования «вошедших в законную силу... решений и кассационных определений по гражданским делам» рассматривалась как составная часть борьбы с преступностью и должна была реализовываться только по делам, «имеющим публичный интерес. Надо полагать, из этих соображений на данном этапе появилось и не присущее для прокурора право приостанавливать исполнение судебного акта, которое сохранилось до настоящего времени.

Своеобразен и период существования государственной прокуратуры союзных республик и Прокуратуры Верховного Суда СССР (1924-1933 гг.). Здесь наблюдается расширение полномочий прокуроров союзных республик в части надзорного опротестования (право истребовать гражданские дела в любой стадии процесса, приостанавливать исполнение судебных постановлений, давать указания нижестоящим прокурорам по этим делам, право обжалования этих указаний) и в то же время — опосредованные полномочия у Прокурора Верховного Суда СССР (право требования через прокуроров союзных республик копий судебных постановлений по гражданским делам, их опротестование в случае несоответствия союзному законодательству и т.д.). Для этого периода характерны децентрализация и определенная неупорядоченность отношений между прокуратурами, с одной стороны, и между прокуратурой и судом — с другой.

С изданием Положения о Прокуратуре СССР (1934 г.), а позже Положения о прокурорском надзоре в СССР (1955 г.) эти отношения стали более упорядоченными. Был очерчен круг субъектов и объектов прокурорского надзорного опротестования, более точно сформулированы его задачи. В последующем они были конкретизированы в Основах гражданского судопроизводства Союза ССР и союзных республик (1961 г.) и Законе СССР «О прокуратуре СССР» (1979г.).

Характерно, что в Основах судопроизводства Союза ССР и союзных республик 1924 года предусматривалась аналогичная функция прокурора в гражданском судопроизводстве: «ограждение интересов государства и трудящихся по гражданским делам». Затем эта функция трансформировалась и в статье 14 Основ гражданского судопроизводства Союза ССР и союзных республик (в редакции от 9 октября 1979 г.) была изложена в следующей редакции: «надзор за точным и единообразным исполнением законов Союза ССР, союзных и автономных республик в гражданском судопроизводстве осуществляется Генеральным прокурором СССР и подчиненными ему прокурорами. Прокурор обязан во всех стадиях гражданского судопроизводства своевременно принимать предусмотренные законом меры к устранению всяких нарушений закона, от кого бы эти нарушения ни исходили». Более того, в этом законе отмечалось, что свои полномочия в гражданском судопроизводстве прокурор осуществляет независимо от каких бы то ни было органов и должностных лиц, подчиняясь только закону, а руководствоваться при этом прокурор должен был указаниями Генерального прокурора СССР. Такая же формулировка содержалась в Законе СССР «О прокуратуре СССР», а также в соответствующем национальном законодательстве и предполагала обширные полномочия прокурора в гражданском процессе.

Однако уже в Основах законодательства Союза ССР и союзных республик о судоустройстве в СССР в редакции от 25 июня 1980 года эта функция прокурора вновь получает несколько иную интерпретацию. Указывается (ст. 15), что «Генеральный прокурор СССР и подчиненные ему прокуроры на основании и в порядке, установленных законодательством Союза ССР и союзных республик, осуществляют надзор за исполнением законов при рассмотрении дел в судах». Такую формулировку можно было понимать и как право прокурора надзирать за деятельностью суда по осуществлению правосудия, что означало бы нарушение принципа независимости суда. Поэтому в части второй названной статьи говорится: «Прокурор способствует осуществлению задач суда при строгом соблюдении принципа независимости судей и подчинении их только закону».

В Основах гражданского судопроизводства Союза ССР и союзных республик были также регламентированы формы участия прокурора в процессе и его полномочия (ст. 29). Прокурор был вправе:

• обратиться в суд с заявлением в защиту прав и охраняемых законом интересов других лиц;

• вступить в дело на любой стадии процесса, если этого требует охрана государственных или общественных интересов или прав и охраняемых законом интересов граждан.

Предусматривалось обязательное участие прокурора в судебном разбирательстве дела в двух случаях: когда это предусмотрено законом или когда необходимость участия прокурора в данном деле признана судом.

Прокурору, участвующему в деле, предоставлялось право: знакомиться с материалами дела; заявлять отводы; представлять доказательства; участвовать в исследовании доказательств; заявлять ходатайства; давать заключения по вопросам, возникающем вовремя разбирательства дела, и по существу дела в целом; совершать и другие процессуальные действия, предусмотренные законом (ст. 29 Основ); приносить кассационные протесты на незаконные и необоснованные решения суда, независимо от участия в деле (ст. 44); опротестовать в порядке надзора вступивший в законную силу судебный акт и приостановить его исполнение (ст. 49).

И так, обобщая материалы, можно сделать вывод:

1.Прокурорский надзор в гражданском судопроизводстве существует буквально с первых дней образования прокуратуры;

2.Для прокурорского надзора в гражданском судопроизводстве на различных периодах развития государства характерны свои особенности.

1.2 Сущность и задачи прокурорского надзора в гражданском судопроизводстве

Прокурорский надзор - специфическая деятельность органов прокуратуры, которая осуществляется от имени государства и состоит в проверке точности исполнения законов, действующих на его территории. Рассматривая сущность прокурорского надзора, следует иметь в виду, что под термином «прокурорский надзор» следует понимать: а) специфический вид государственной деятельности; 6) самостоятельную отрасль юридической науки; в) учебную дисциплину.

Прокурорский надзор - самостоятельный, специфический вид государственной деятельности. Эту деятельность не могут осуществлять никакие другиегосударственные, общественные, самодеятельные или иные органы, организации, учреждения, должностные или физические лица.

Прокурор, осуществляющий надзор, представляет и защищает общественные интересы не от имени отдельных органов представительной, исполнительной или судебной власти, а в их совокупности, объединяемых общей системой государства, приводя интересы отдельных органов, организаций, учреждений, должностных и физических лиц в соответствие с интересами государства в целом.

Самостоятельность прокурорского надзора определяется содержанием этой деятельности, которая состоит в проверке точности соблюдения Конституции Республики Беларусь и исполнения требований законов, соответствия иных правовых актов закону и устранении (принятии мер к устранению) выявленных нарушений.