Смекни!
smekni.com

Правовые аспекты экологической экспертизы проектов в Российской Федерации (стр. 11 из 14)

с участием прокурора Малышевой О.П.

при секретаре Михалевой М.Ю.

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Челябинской природоохранной прокуратуры в интересах Челябинского управления лесами, Шершневского лесхоза, КТОС ЧЗиП, по заявлению Адамовой Зои Николаевны к Государственному комитету по охране окружающей среды г. Челябинска о признании незаконными и необоснованными выводов экологической экспертизы,

установил:

Постановлением номер 564-п от 24.04.1998 г. главы г. Челябинска ЗАО Концерну "Территория" предоставлен земельный участок площадью 0,33 га в краткосрочную аренду для проектирования и строительства десятиэтажного жилого дома с восемнадцатью боксами для автомашин по ул. Лесопарковой в Центральном районе г. Челябинска проведена государственная экологическая экспертиза и выдано положительное заключение от 12.01.1999 г.

Прокурор Челябинской природоохранной прокуратуры в интересах Челябинского управления лесами, Шершневского лесхоза, КТОС ЧЗиП и Адамова З.Н. обратились в суд с заявлениями о признании неправомерными выводов вышеуказанного положительного заключения государственной экологической экспертизы, ссылаясь на неполноту таковой и проведенной с нарушением действующего законодательства обо охране окружающей природной среды.

В судебном заседании прокурор, представители Шершневского лесхоза Гавришев В.В. и Пинаева С.Н., представитель КТОС ЧЗиП Иванов А.И. и истица Адамова З.Н. заявленное требование поддержали. В обоснование иска пояснили, что при вынесении Комитетом положительного заключения по проекту не учтено антропогенное воздействие на окружающую природную среду, не определена полнота выявления масштабов прогнозируемого воздействия бытовыми и производственными отходами, образующимися в результате строительства и эксплуатации строящегося дома вблизи Городского бора – памятника природы, не определена экологическая обоснованность допустимости данного воздействия, достаточность мер по предотвращению вредного воздействия отходов на состояние Городского бора и окружающую среду. В заключении вообще отсутствует характеристика определения объекта по отношению к Городскому бору. При производстве экспертизы и вынесении заключения по проекту не учтено общественное мнение по вопросу указанного строительства.

Представитель Шершневского лесхоза Гавришев .В.В пояснил, что строительство десятиэтажного жилого дома с боксовыми автостоянками на 18 машиномест вблизи Городского бора приведет к увеличению антропогенных нагрузок на бор, который и в настоящее время находится в неудовлетворительном состоянии из-за увеличения посещаемости его населением.

Представитель Челябинского лесхоза в суд не явился, просил о рассмотрении дела в его отсутствие.

Представитель Государственного комитета по окружающей среды г. Челябинска Корбут А.В. иск не признал, указав, что экспертиза по рабочему проекту ЗАО Концерна "Территория" "Многоэтажный жилой дом по ул. Лесопарковой Центрального района" проведена в соответствии с требованиями действующего законодательства. Решение вопроса о возможности строительства дома без ущерба природе, в частности Городскому бору, при производстве экологической экспертизы проекта не требовалось.

Представители заинтересованного лица ЗАО Концерн "Территория" Мурдид А.Г., Бессонова И.А., Дробинина Л.И. с заявленными требованиями не согласились, пояснив, что представленный Концерном на экспертизу проект строительства жилого дома соответствует требованиями закона к проекту и положительное заключение экологической экспертизы по нему правомерно.

Выслушав стороны, представителей заинтересованного лица, исследовав материалы дела, суд считает заявления подлежащими удовлетворению по следующим основаниям:

В соответствии со ст.1 Федерального закона от 23.11.1995г. "Об экологической экспертизе" экологическая экспертиза – установление соответствия намечаемой хозяйственной или иной деятельности экологическим требованиям и определение допустимости реализации объекта экологической экспертизы в целях предупреждения возможных неблагоприятных воздействий этой деятельности на окружающую природную среду и связанных с ними социальных, экономических и иных последствий реализации объекта экологической экспертизы.

Принципами охраны окружающей природной среды и экологической экспертизы в силу ст. 3 Закона РСФСР от 19.12.1991 г. "Об охране окружающей природной среды" и ст. 3 ФЗ "Об экологической экспертизе" являются презумпция потенциальной экологической опасности любой намечаемой хозяйственной и иной деятельности и приоритет охраны жизни и здоровья человека, обеспечение благоприятных экологических условий для жизни, труда и отдыха населения; комплексность оценки воздействия на окружающую природную среду хозяйственной и иной деятельности и его последствий; научная обоснованность, объективность и законность заключений экологической экспертизы; гласность, участие общественных организаций, учет общественного мнения.

В заключении государственной экологической экспертизы от 12.01.1999 г. представлены расчеты воздействия на атмосферный воздух в результате строительства и эксплуатации жилого дома по ул. Лесопарковой, по проекту которого предусмотрено размещение в цокольных этажах боксов для хранения 18 автомобилей.

Однако в нарушение вышеуказанных принципов, ст.ст.4 ч.2,40,64 Закона РСФСР "Об охране окружающей среды", предусматривающих особую охрану памятников природы, которым Решением облисполкома номер 29 от 21.01.1969 г. признан Челябинский городской бор, и в 65-ти метрах от которого проектом предусмотрено строительство жилого дома, в заключении оспариваемой экологической экспертизы не содержится анализ и оценка, а также обоснование безопасности влияния намеченного строительства дома на рядом распложенный памятник природы – Городской бор.

4.12.1998 г. на заседании межведомственной комиссии г. Челябинска разработчику проекта предлагалось выполнить мероприятия по охране Городского бора. Более того, как пояснил в суде представитель Комитета, вопрос о возможных антропогенных нагрузках на Городской бор строительством жилого дома при производстве экспертизы вообще не рассматривалось. Отсутствие нормативов по определению антропогенных нагрузок, на чем настаивал в суде представитель Комитета, не может являться основанием для отсутствия решения по данному вопросу экспертами в заключении, поскольку последнее предполагает научность, комплексность оценки и выводов, и в силу действующего законодательства, допускает учет мнения ученых и специалистов в исследуемых областях знаний.

В нарушение требований ст. 12 Закона РФ "Об охране окружающей среды", ст.ст.3.19 ФЗ "Об экологической экспертизе" п.п.4.4. Регламента проведения государственной экологической экспертизы, предусматривающих обязательный учет общественного мнения при проведении экспертизы и анализ аргументированных предложений по вопросам охраны окружающей среды поступивших от общественных организаций и граждан, в заключении государственной экологической экспертизы не содержится данных о том, что такие предложения рассматривались, нет анализа указанных предложений. Информацией и данными о том, что строительство жилого дома вблизи Городского бора может оказать негативное влияние на бор экспертная комиссия и председатель Госкомэкологии г. Челябинска Корбут А.В., утверждающий результаты экспертизы обладали. В материалах дела имеются ксерокопии заявления в Госкомитет по экологии от общественности г. Челябинска от 5.01.1999 г. о несогласии с таким строительством, заключения специалистов о вредном воздействии предполагаемого строительства дома на состояние бора.

При таких обстоятельствах, заявление Прокурора природоохранной прокуратуры и Адамовой З.Н. о признании положительного заключения экологической экспертизы от 12.01.1999 г. неправомерным следует удовлетворить.

Адамова З.Н. является надлежащим истцом (соистцом) по делу в силу ст. ст. 42,46 Конституции РФ, согласно которым каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и право обращения в суд за защитой нарушеных прав.

На основании изложенного и руководствуясь ст.ст.14, 50, 192-197 ГПК РФ суд

решил:

Заявление Челябинской природоохранной прокуратуры, Адамовой Зои Николавны удовлетворить, - признать необоснованными и незаконными выводы положительного заключения государственной экологической экспертизы, проведенной Государственным комитетом по охране окружающей среды г. Челябинска, утвержденного приказом номер 3 от 12.01.1999 г. по рабочему проекту "Многоэтажный жилой дом по ул. Лесопарковой Центрального района".

Взыскать с Государственного комитета по охране окружающей среды г. Челябинска госпошлину в доход государства в размере 834 руб. 90 коп.

Решение в десятидневный срок может быть обжаловано в Челябинский областной суд.

Судья подпись

Народные заседатели подписи

Штамп Центрального районного суда г. Челябинска


ПРИЛОЖЕНИЕ 2

ПРОЕКТ ЗАКЛЮЧЕНИЯ

по делу о строительстве боксовых гаражей по ул. Депутатской

Составлен С.А.Леденевым и С.И.Сухаревым

Общая часть

24.06.1997 г. Липецкий городской совет депутатов на VI сессии принимает решение «Об устранении причин оползания откоса лога у дома № 56 по ул. Депутатская», в котором рекомендуется вернуться к предусмотренному первоначальным проектом устройству гаражей в откосе лога, выполняющих роль шпунтовой стены.

Постройкой гаражей занялось ТОО «Кантри», получив 04.03.98 г. одобрение государственного комитета по охране окружающей среды Липецкой области на проект ОВОС гаражного блока и открытой стоянки по ул. Депутатской, при условии решения вопроса с очисткой ливневых сточных вод и дальнейшим предоставлением проектно-сметной документации на экологическую экспертизу. Согласно заключению ОВОС, выброс всех загрязняющих веществ от гаражного блока и открытой стоянки не превышает установленных норм ПДК. Шумовое воздействие от объекта с учетом расстояния до жилой зоны в пределах норм шумового пространства для дневного и ночного времени. Однако в проекте указанное расстояние до ближайших жилых домов равно 70 м, на самом же деле это не так. Жилой 10-ти этажный дом на ул. Депутатской располагается в 20 м от гаражей, ближайший индивидуальный дом по ул. Володарского на расстоянии 50 м. Таким образом в этом пункте документация не соответствует действительности.