Смекни!
smekni.com

Образ монополиста в эпоху империализма в американской литературе начала ХХ века (стр. 3 из 8)

Выше были указаны в характерные черты империализма в области экономики, но нельзя пройти мимо других сфер жизни метрополий и колоний. В связи с колониальными захватами появилось чувство превосходства, объединявшее белых людей Запада, как богатых так и средний класс и бедных. В Дакаре или Момбасе самый скромный клерк чувствовал себя господином и пользовался уважением как «джентльмен». Дело заключалось в том, что если даже идеология государства требовала хотя бы потенциального равенства, то эти благие намерения отступали перед возможностью главенствовать.

Влияние метрополий на зависимые страны было сильным и глубоким, даже если не ощущалась прямая оккупация; обратное влияние колоний было незначительным, во всяком случае – отнюдь не жизненно важным для метрополий. Например, Куба полностью зависела от цен на сахар и от желания США импортировать его, тогда как любая развитая страна, например Швеция не испытывала бы каких-то особых неудобств, если бы весь сахар карибских стран вдруг исчез с рынка, потому что ее импорт сахара был связан не только с этими странами.

Империализм был не только политико-экономическим, но и культурным явлением. Завоевание земного шара «развитым» меньшинством преобразовало идеи, идеалы и художественные образы коренного населения, изменившихся под действием силы и новых государственных учреждений, под влиянием нового образа жизни и новых примеров поведения в быту. В зависимых странах все это мало затронуло население, кроме местных элит, хотя не стоит забывать, что в некоторых регионах именно империализм и связанное с ним христианское миссионерство создали возможности для выдвижения новых общественных слоев, получивших образование западного образца. Что касается элитных слоев общества зависимых стран, то им империализм принес «вестернизацию» образа жизни. Нередко представители элит сопротивлялись наступлению Запада, но все равно постепенно воспринимали его влияние, даже в тех случаях, когда они не принимали «вестернизацию» в целом. Таким ярким примером стал Махатма Ганди, признанный святым. Он был ярким противником всего британского, защищал традиции Индии, хотя получил образование на Западе. Самое сильное культурное влияние империализма осуществлялось через образование западного типа.

Обратное влияние зависимых стран на метрополии вылилось в таком явлении, как «экзотизм». В литературе появилось творчество таких писателей как Р. Киплинг, С. Ромер, К. Мэем. Мимолетные образы индейцев, дикарей не были документально точными, но они несли определенную идеологическую нагрузку, состоявшую в укреплении чувства превосходства «цивилизованных» стран над «первобытными».

Таков краткий обзор характерных черт промежутка истории, который принято называть империализмом или монополистическим капитализмом.

1.2. «Америка – страна возможностей» (переход к монополистическому капитализму в США).

Последнее десятилетие XIX века – время становления современной Америки – страны крупного массового производства и гигантских корпораций, городов с миллионным населением, общества с преобладанием наемного труда. Символами эпохи стали небоскрёбы, Бруклинский мост, поражающая воображение статуя Свободы в нью-йоркском порту. То была пора величайших открытий, прочно вошедших в нынешнюю жизнь: пишущая машинка и телефон, электричество и фонограф, автомобиль и трактор.

США на рубеже XIX – XX веков переживали переломный момент своей истории: на смену мелкотоварной, аграрной Америки свободной конкуренции пришла индустриальная, городская, монополистическая. Последнюю треть XIX века в исследователи все чаще называют экономической революцией. Повсеместное внедрение машин привело к созданию на их базе качественно нового, крупного массового производства. Вместе с ним появились новые формы организации, управления и финансирования хозяйства, что привело к возникновению капиталистических объединений. Становление массового производства содействовала революция в средствах связи: распространение телефона, телеграфа, самого дешёвого вида транспорта – железных дорог, что объединила все регионы страны, расширила внутренний рынок ставший массовым в мире. Использование машин способствовало громадному росту производства. За 1860 – 1900 года стоимость промышленной продукции выросла более чем в 5 раз. «К началу XX века США принадлежало около трети промышленного производства» [21, с. 6].

Последние десятилетия XIX века вошли в историю хозяйства США достижениями тяжёлой промышленности. Уже в 1870 году металлургия опередила все отрасли по капиталовложениям и заняла второе место по стоимости продукции [21, с. 6]. Широкий размах железнодорожного строительства, потребность в сельскохозяйственной технике заставили американцев перейти к массовому выпуску металлургической продукции. В 1880 году США добывали угля и выплавляли чугуна вдвое меньше, чем Англия. Через десятилетие они догнали её по чугуну, а к началу века производили 13,8 млн. тонн против английских 9 млн. тонн [21, с. 6].Тогда же было достигнуто мировое первенство по добыче угля. Если становление индустриального могущества Англии не отделимо от парового двигателя, то промышленная мощь Соединённых Штатов создавалась на качественно новой основе – электричество, автомобиль, химия.

Успехи электротехники связаны с именем Томаса А. Эдисона. Им созданы электрическая лампа (1879 г.), первая городская электростанция (Нью-Йорк, 1882 г.), трамвай (1886 г.). Первый в США автомобиль был создан в 1892 году Чарльзом Дюреем. Его усовершенствованная модель имела скорость 10 миль в час. На следующий год появились ещё две модели – Элвуда Хеинса и Генри Форда. В результате промышленных достижений США к началу XX века превратились в первую индустриальную державу мира, обогнав Англию по общему объёму производства, степени его концентрации. Американская промышленность располагала самым большим в мире внутренним рынком.

Территория США огромна и, конечно же, она не могла развиваться одинаково. США свойственны неравномерность экономического развития регионов, несомненно, Северо-Атлантические штаты самый развитый Индустриальный регион.

США стали мировым лидером эпохи крупного массового производства. Американские исследователи приводят несколько этапов становления крупномасштабного производства Соединённых Штатов. Сначала – массовые средства связи, транспорта (телеграф, телефон, железные дороги), они в свою очередь вызвали появление новых методов торговли, наконец, третий этап – приобретение массового характера самим промышленным производством. Железные дороги сыграли важную роль в американском хозяйстве второй половины XIX века. Соединив все регионы страны, они ускорили освоение Запада, способствовали переходу ферм к товарному производству, т.е. стимулировали создание единого внутреннего рынка. В 1869 г. вошла в строй первая Трансконтинентальная линия, а к началу XX века их было уже четыре. Общая протяжённость дорог превышало 200 тыс. миль или 40 % мировых путей [21, c. 15]. Размеры капиталовложений в железные дороги значительно превосходили промышленные инвестиции.

Появление массового дешёвого транспорта способствовало росту товарности как промышленных, так и аграрных регионов, что привело к настоящей революции в методах торговли. В середине XIX века в США исчезает традиционная фигура купца, характерная для сбыта и распределения товаров в течение столетий. Стали появляться новые предприятия массовой торговли – универсальные магазины.

Железные дороги раньше всего подверглись процессу объединения, став первым большим бизнесом США. К началу XX больше половины железнодорожных линий страны находились в руках финансовых групп: Вандербильта, Моргана, Гарримана, Гульда, Хилла и Пенсильванской дороги. Концентрация производства в промышленности выразилась в увеличении размеров предприятий. Мелким не хватало средств для использования новой технологии, позволяющей наладить массовый выпуск продукции. Крупное массовое производство требовало новых методов финансирования. На смену индивидуальному пришло коллективные, акционерные компании. В акционерных обществах или в корпорациях, как их называли в США, происходило распыление права собственности при концентрации управления, т.е. шел процесс социализации производства. Функция владения отделялась от функции управления. Которая становилась делом специалистов - администраторов. В середине XIX века появилась и начала набирать обороты профессия менеджмент. Национальным центром образования менеджеров явилась Гарвардская высшая школа деловой администрации. Крупное производство требовало планомерности не только внутри предприятия, но и в пределах отрасли, всего хозяйства. Масштабы экономики, массовость продукции, растущая взаимосвязь отраслей сделали невозможной самостоятельность отдельных предприятий. Рынку становится не под силу стихийно регулировать непомерно разросшиеся части капиталистического хозяйства. С массовым производством началось его регулирование сначала отдельной отрасли – пулами, потом синдикатами трестами.

В США с 1860-х годов стали создаваться союзы акционерных обществ - пулы,- временные соглашения между независимыми компаниями о единых ценах, тарифах, размерах производства в железнодорожном деле, промышленности. Их число быстро росло в 70-е годы. В 1872 году по инициативе компании «Стандарт Ойл» был создан первый нефтяной пул – «PetroleumRefinger’sAssociation», которому принадлежало 4/5 всей нефтепереработки страны. Но пулы, как правило, оказывались неустойчивыми, ибо разногласия участников, выход одного из партнеров разрушали союз. Однако они сыграли свою роль, подготовив условия для более тесного объединения – треста,- первой современной крупной корпорации.