Смекни!
smekni.com

Образ монополиста в эпоху империализма в американской литературе начала ХХ века (стр. 5 из 8)

Авангардом антимонополистического движения стала либеральная и радикальная интеллигенция. С момента появления крупных корпораций она принялась разоблачать их деятельность в периодической печати, книгах, судах, за что в начале XX века получила прозвище «разгребателей грязи». Её представители создали целый ряд организаций, существовавших, как правило, недолго и предлагавших всевозможные проекты реформ от единого налога на землю до общественного владения производством.

Борьба с монополиями стала одной из характерных черт монополистического капитализма в Америке - стране, где монополии охватили все области производства.

В данной главе были рассмотрены основные черты империалистической системы, присущие западному обществу в целом, и национальные особенности на примере США. Можно выделить несколько особенностей: зона промышленности увеличилась, вырос международный рынок товаров, мировая экономика стала более плюралистской. Несмотря на то что Англия теряла позиции мирового лидера, лондонский Сити стал коммутатором и распределителем международных и коммерческих операций. Следующей характерной чертой стала техническая революция, так же произошла трансформация капиталистического предприятия. Произошло коренное преобразование рынка потребляемых товаров, появилось так называемое «массовое производство», в связи с чем изменился рынок труда: увеличилось число рабочих мест в офисах, магазинах и т.д. Наблюдается растущее слияние экономики с политикой.

Глава 2

Образ монополиста в американской литературе начала XX в.

2.1. Фрэнк Каупервуд – представитель финансовой олигархии (по роману Т. Драйзера «Финансист»).

Характерные черты каждой цивилизации в период ее расцвета проявляются в личностных особенностях определенного социального типа, который рядовые члены данной цивилизации берут за образец. В афинской цивилизации таким социальным типом был гражданин, представитель праздного класса, проявляющий склонность к искусству и философии; у евреев это был законодатель и пророк, в Римской империи – солдат-администратор; в средние века – духовное лицо, мечтающее стать святым, в китайской цивилизации – мандарин-ученый, у индийцев – аскет, в Италии эпохи Возрождения – патрон-кондотьер, во Франции в период расцвета абсолютизма – придворный, в Великобритании на вершине ее могущества – торговец-авантюрист и строитель империи; в истории германии и Японии это был отборный солдат из юнкеров и самураев.

В американской цивилизации таким типом стал бизнесмен – «Титан», как назвал его Драйзер. Если типичные представители других цивилизаций стремились к мудрости, красоте, святости, военной славе, грабительству, аскетизму, то бизнесмен с такой же целеустремленностью добивается наибольшей прибыли. Столкнувшись в своей деятельности с призывами к ценностям неденежного характера, он, вероятнее всего, ответит, что занимается бизнесом не ради своего здоровья. В жесткой конкурентной борьбе выживали те, кто наиболее четко воплощал в себе целеустремленность бизнесмена. Это были такие люди, как Дж. П. Морган, Вандербильт, Джей Гульд, Дэниэл Дрю, Джон Рокфеллер, Джей Кук, Эндрю Карнеги, Чарлз Т.Йеркс, Соломон Гуггенгейм, Генри Форд, Ирене Дюпон. Некоторые из них были честными по стандартам чести делового человека, другие без колебаний прибегали к силе, вероломству и подкупу. Все они занимались бизнесом без сентиментальности и жалости, даже если были набожными в церкви, преданными в семье и мягкосердечными с друзьями.

Дух бизнеса зародился не в Америке. Он вырос из истории европейского капитализма и ко времени американской революции уже проявился в Италии, Великобритании и Голландии. В течение первых пятидесяти лет независимого существования США американский деловой дух отставал от европейского. Хотя в то время уже существовали земельные спекулянты, судостроительная и коммерческая группа, зарождавшаяся система промышленных предприятий и аристократия ценных бумаг и кредита. Типичным представителем Америки вплоть до середины эпохи Джексона был фермер.

Расширение сети железных дорог в 50-х годах XIX, победа капиталистического Севера над рабовладельческим Югом в 1860-х годах, возникновение инвестиционных банков и быстрый процесс капиталовложения в 1870-х годах, трестовское движение в 1880-х годах, богатые плоды в виде денег и власти, которые приносила Большая Технология в течение всего этого периода, - все это, вместе взятое, превратило Америку в рай для владельцев новых крупных состояний, сделанных на бизнесе, и благоприятное место для проявления делового духа.

В результате появились Большие Деньги и Большой Бизнесмен. В течение одного лишь десятилетия – от избрания Маккинли на пост президента США до паники 1907 года, - десятилетия крупной концентрации капитала, Гарриман и Хилл строили не только железные дороги, но и свои состояния, причем Гарриман грезил о создании мировой железнодорожной империи. В сталелитейной промышленности выковывались состояния Гэри, Моргана, Шваба, Карнеги. Нефтяные фонтаны несли богатство целому клану Рокфеллеров.

К началу первой мировой войны образ «Титана» приковал к себе внимания писателей романистов и широких слоев населения, а также в газетах и журналах он стал подаваться как фигура легендарная, но во многом отличная от тех слащавых легенд, которые создавались его прежними поклонниками.

Американцам не нужны были образы неприступных. Высокомерных империалистов, чтобы выразить свое представление о том, что важно для страны. «Титан» был единственным символом страны, в котором они нуждались. Где бы он не появлялся, возникали вселенская суматоха и чувство созидания, и деньги лились вокруг рекой. Даже когда «разгребатели грязи» обвиняли его в подкупе законодательных органов, скупке на корню муниципалитетов и измене исходным демократическим принципам, они почти не сомневались в том, что их жизненной целью был действительно Титан. Читатели журналов различали контуры героического в главных действующих лицах биографических очерков – разоблачений и испытывали скорее зависть, чем негодование.

На мысль написать роман об американском финансисте Драйзера натолкнула судьба умершего в 1905 году чикагского миллионера Чарльза Тайзона Йеркса. Писателя поразило, что нажитое этим миллионером состояние после его смерти мгновенно растаяло в тяжбах наследников, а сам Йеркс перед смертью чувствовал себя опустошенным и уставшим от жизни человеком. Новое произведение получило название «Финансист».

В обращении Драйзера к миру финансистов была своя глубинная логика. Драйзер уже обращался к созданию образа американских богачей в работах над «Дженни Герхард» и «Сестра Керри». Создавая образ Каупервуда, воскрешая обстановку его детства, его вторжения в мир бизнеса и превращение в дельца, Драйзер не мог полагаться только на свой жизненный опыт, на свои наблюдения. С представителями крупной американской буржуазии – миллионерами Карнеги, Армором, Филдом и другими – Драйзер познакомился в качестве репортера. Анализ опубликованных интервью показывает, что у Драйзера в руках был богатый материал о формировании типа капиталиста, также писатель обратился к литературе, посвященной финансам Америки. «Я прочитал все книги, которые были написаны по финансовым проблемам, - книгу Хайда, книгу Лоусона и остальные» - говорит в интервью писатель [10, c. 94]. Драйзер изучает биографию Йеркса, знакомится с механикой биржевых операций, в 1911 г. он начинает писать «Финансиста», затем сохраняет это название лишь за первым романом, второй называет «Титан», третий – «Стоиком», а весь цикл «Трилогией желания». Взяв за основу Сюжета «Трилогии желания» карьеру Чарльза Тайзона Йеркса, Драйзер довольно точно следует в своих романах за фактами биографии этого миллионера. Йеркс начал свое восхождение на финансовый Олимп в Филадельфии, затем обосновался в Чикаго, где вложил капитал в строительство уличных железных дорог и, наконец, пересек океан, чтобы попытать счастье в Лондоне, вступив в схватку с магнатами Сити. Соответственно меняется и место действия в «Трилогии желания». В «Финансисте» дело происходит в Филадельфии, в «Титане» - в Чикаго, в «Стоике» - в Лондоне. Перед началом работы над каждым их этих романов Драйзер въедливо и скрупулезно изучал жизнь Йеркса в Филадельфии, Чикаго, Лондоне, беседовал с людьми, знавшими его, посещал места, где бывал Йеркс, просматривал подшивки местных газет. Эта огромная подготовительная работа помогала писателю воссоздать детали жизни и быта его героя с той пунктуальностью, которая характерна для стиля Драйзера.

Осенью 1912 года «Финансист» был опубликован издательством «Харперс». «Никто и никогда не смог создать лучшую картину политико-финансовой каморры. Она абсолютно точная и абсолютно американская» - писал Драйзеру Т.Л.Менкен. [10, c. 97]. И действительно, в романе обрисована механика создания американских миллионеров, безудержная и нещадная эксплуатация народа, преступление, обман, спекуляция, подкупы – вот приемы, с помощью которых создается капитал Каупервуда и ему подобных.

«Финансист» - роман-биография, в котором центральное место занимает развитие характера главного героя. Образ Каупервуда не статичен, он дан в развитии. Драйзер начинает повествование портретом юного Каупервуд: «Фрэнк Каупервуд в десять лет вел себя как прирожденный вожак. И начальной, и в средней школе все считали, что на него можно положиться при любых обстоятельствах. Характер у него был независимый, смелый и задорный. Политика и экономика привлекали его с детства. Книгами он не интересовался. С виду это был подтянутый широкоплечий, ладно скроенный мальчик. Лицо открытое, глаза большие, ясные и серые; широкий лоб и темно-каштановые, остриженные бобриком волосы. Манеры порывистые и самоуверенные. Всех и каждого донимал вопросами, он настаивал на исчерпывающих, разумных ответах. Фрэнк не знал болезней или недомоганий, отличался прекрасным аппетитом и полновластно командовал братьями…». [8, c. 5]. Фрэнк был симпатичным и здоровым мальчиком не склонным к книжным премудростям, но любознательным, живым и этого мальчика, прирожденного вожака, в десять лет усвоившего повадки командира, волновал «главный вопрос: что за штука жизнь и как она устроена?» [8, c. 6]. ответ на этот вопрос он находил в разговорах родителей, в уличных зрелищах, во всей окружавшей его обстановке, которая внушала ему дух индивидуализма и стяжательства. На рыбном рынке в аквариум, выставленный для всеобщего обозрения, пустили омара и каракатицу, наблюдая вместе с толпой обывателей за тем , как омар постепенно пожирает каракатицу, Фрэнк делает вывод, что в мире «все живое существует – одно за счет другого» [8, c. 8]. А кто же пожирает человека? И на этот вопрос смышленый мальчик дает быстрый ответ, вспомнив разговоры родителей о неграх-невольниках и погром, свидетелем которого был он сам: «одни люди живут за счет других. Рабы они ведь тоже люди. Из-за этого и царило в те времена такое возбуждение. Одни люди убивали других людей - чернокожих» [8, c. 8]. И постепенно у Фрэнка складывается твердое желание принадлежать к тем, кто живет за счет других.